Раскатка проводов ВЛ

Раскатка проводов ВЛ

Раскатку проводов воздушных линий электропередач ведут одним из следующих способов.

  1. По свободной местности — при помощи передвижных раскаточных устройств, на которых находятся раскатываемые барабаны с проводом.
  2. По пересеченной или застроенной местности, где нельзя применить первый способ, — с неподвижных устройств, на которых устанавливают барабаны, волочением проводов по земле и по раскаточным роликам, подвешиваемым к опорам.
  3. По сильно пересеченной местности со многими пересекаемыми линиями и другими преградами — раскатка под тяжением.

Первый способ, при котором конец провода закрепляют в начале раскатки, а вращаемый барабан везут по трассе, наиболее производителен. Кроме того, при этом способе лучше сохраняется провод, так как его не волочат по земле, как при раскатке по второму способу. Б сетевых строительных организациях и предприятиях электрических сетей применяется ряд конструкций прицепных одноосных и двухосных раскаточных тележек как заводского изготовления, так и собранных в мастерских.
В Кировоградской механизированной колонне № 7 внедрена одноосная раскаточная тележка с П-образной рамой, изготовленной из швеллера № 16. В стойках смонтированы два гидроцилиндра, детали № Э-153А-1500-006. К штокам гидроцилиндров прикреплена подвижная рама с гнездами, в которые укладывается вал барабана. При подъеме барабана на нужную высоту его положение фиксируется стопорными пальцами. Привод гидроцилиндров осуществляется от трактора любой марки с гидросистемой.
На трубах маслопровода тележки устанавливается запорное устройство (гидравлическая полумуфта, деталь № 5461-091), удерживающее масло в гидросистеме при отцепке тележки от трактора. К раме прикреплены цапфы со ступицами переднего моста трактора МТЗ-5, на которые установлены диски колес с шинами 240X508.
В тресте «Казэлектросетьстрой» (г. Алма-Ата) используются одноосные трехбарабанные тележки с рычажно-гидравлическим погрузочно-разгрузочным устройством, колодочными регулируемыми тормозами, с креплением барабанов на валах в конусных зажимах.
Для работы при бездорожье можно применить прицепную раскаточную тележку, использовав ходовую часть списанного гусеничного трактора. К раме спереди приваривается швеллер с проушинами и крепится дышло для сцепки с трактором-тягачом. Вместо заднего моста можно установить стальную трубу. Звездочки крепят к специальным ступицам с чугунными втулками. Барабаны с проводом накатывают по откидным покатам с помощью тягача. Для удобства наблюдения за раскаткой устраивают площадку.

барабан для раскатки провода

На щите трелевочного трактора можно укрепить бревна с врубками для оси барабана и раскатывать провод ходом трактора. Если укрепить три бревна, то можно разместить и одновременно раскатывать два барабана. На трелевочном щите можно укрепить и металлические стойки для двух или трех барабанов.
К любому трактору можно прикрепить простое приспособление в виде укосины из швеллера, связав ее с гидросистемой трактора для перемещения в вертикальном направлении. На швеллерах укосины монтируют разъемные подшипники, в которые укладывают вал для барабана с проводом. Грузоподъемного механизма не требуется, так как вал вставляют в барабан, находящийся на земле, затем подгоняют трактор с опущенной укосиной, закрепляют на укосине вал и поднимают барабан гидросистемой трактора. Раскатку провода выполняет один тракторист.
Любое приспособление для раскатки следует выполнять так, чтобы барабан вращался вместе скалом, что предохранит барабан От повреждений. Следует предусмотреть смазку вращающегося вала в его подшипниках. Чтобы барабаны не вращались самопроизвольно или по инерции (что может вызвать ослабление провода и его порчу), приспособления нужно оснащать тормозами для каждого барабана.

монтаж ВЛ с вертолета

К первому способу можно отнести и раскатку с помощью вертолета. Несмотря на большую стоимость эксплуатации вертолетной техники, ее применение может оказаться рациональным при сжатых сроках монтажа в условиях полного бездорожья. Приспособление для раскатки провода с помощью вертолета (рис. 4) позволяет раскатывать барабан в вертикальном положении, имеет тормозное устройство и пружины для гашения рывков, неизбежных при работе вертолета. Предложенная трестом «Запсибэлектросетьстрой» конструкция приспособления защищена авторским свидетельством на изобретение № 651439. С его помощью провода на ВЛ 35—110 кВ можно раскатывать со скоростью 12—20 км/ч. За световой день вертолет в зависимости от длины провода на барабане и расстояния подлета может раскатать до 40 км провода. Приспособление обеспечивает автоматическое регулирование тормозного усилия и возможность раскатки провода с барабанов различных размеров.
Второй способ раскатки, при котором барабаны устанавливают на неподвижные устройства (козлы, домкраты), проще и не требует специальных механизмов. Однако когда провод тянут за его конец для раскатки и волокут по всей раскатанной длине, от трения провода о землю, а тем более о песок, снег со льдом, камни на нем могут возникнуть повреждения алюминиевых жил или нарушения слоя оцинковки стальных жил, что приводит к их быстрой коррозии.
Раскатка проводов
Рис. 4. Раскатка проводов передвижными раскаточными устройствами.
а — с помощью вертолета; б — с помощью трактора.

Для уменьшения трения провод раскатывают через раскаточные ролики, подвешиваемые к каждой опоре. Это позволяет избежать повреждений и обеспечить правильный провес проводов, что повышает надежность работы линии. Наоборот, при монтаже без роликов провода оказываются или перетянутыми (что приводит к обрывам) или недостаточно натянутыми (что приводит к схлестыванию и замыканиям проводов). Поэтому на монтаже ВЛ напряжением 6 кВ и выше применение роликов является обязательным. На BЛ 0,4 кВ при отсутствии роликов иногда применяют и другие приспособления. Простейшая защита в виде разрезанной вдоль полиэтиленовой трубки, надетой на шейку крюка, в значительной мере уменьшает трение провода о крюк, что предохраняет провод при раскатке и позволяет более правильно определить стрелу провеса при монтаже.
Аналогичный эффект достигается при монтаже проводов ВЛ 0,4 кВ, располагаемых в желобках головок изоляторов, где трение провода о фарфор невелико. Для удержания провода на головке изолятора при раскатке и натяжке применяют приспособления из стальной оцинкованной проволоки, изгибаемой так, чтобы середина приспособления охватывала шейку изолятора, а петли по концам позволяли беспрепятственно выполнять натяжку монтируемого провода. Приспособление надевают на изолятор, держа его за свободный конец, и после монтажа снимают.
Для воздушных линий напряжением до 35 кВ, монтируемых на штыревых изоляторах, вместо подвесных раскаточных роликов можно применить ролики, укрепляемые на штыре или головке изолятора, что облегчает закрепление провода на изоляторе после визирования стрелы провеса (авт. свид. № 341003, Б. И. № 17).
В сетях Литовглавэнерго внедрено роликовое устройство типа РУП, изготовляемое Шяуляйским экспериментальным заводом электроконструкций. Устройство предназначено для монтажа проводов на промежуточных опорах ВЛ 10 кВ. Оно надевается своей трубкой (рис. 5) на штырь для изолятора на конструкции опоры и закрепляется болтом аналогично струбцине. Монтируемый провод вкладывается в ручьи двух нижних роликов, для чего верхний ролик предварительно приподнимают за рукоятку.
При натяжении провода в направлении, показанном стрелкой на рисунке, все ролики свободно вращаются на своих осях. При натяжении провода в противополож- ном направлении верхний ролик с помощью рукоятки нужно перевести в положение, показанное пунктиром. Ролики изготовляются способом литья из капролактама. Масса приспособления 2,9 кг.
Описанные выше приспособления применимы при раскатке проводов только на участках, имеющих промежуточные опоры. Если же раскатку нужно произвести через угловые опоры, то необходимы специальные устройства, позволяющие натягивать провода без повреждений и на углах.
Раскаточные роликовые устройства
Рис. 4. Раскаточные роликовые устройства.
с — для промежуточных опор; б — для угловых опор ВЛ 10 кВ; I — устройство для закрепления приспособления на опоре; 2 и 3 — нижний и верхний раскаточные ролики; 4 — трубка, надеваемая на штырь; 5 — рукоятка верхнего ролика; 6 — раскатываемый провод.

В Литовглавэнерго разработано и внедрено устройство для угловых опор, которое крепится на опорах при помощи упоров и рычага, размещенных на основании. На кронштейне приварены три скобы, которыми поддерживаются направляющие бронзовые ролики, свободно вращающиеся на своих осях. Раскатываемый провод укладывается на ролики, предохраняющие его от трения о конструкции опоры. Устройство выпускается Шяуляйским экспериментальным заводом электроконструкций и предназначено для проводов сечением до 95 мм2.
Раскатка барабанов с помощью козел или домкратов затрудняется в случаях, когда из-за небрежного выполнения погрузочно-разгрузочных работ щеки деревянных барабанов оказываются поврежденными. В нормативно-исследовательской станции № 4 Энергостройтруда была разработана конструкция раскаточного станка-вертушки, применение которого позволяет выполнять раскатку проводов с любых барабанов в том числе и с поврежденных. Станок отличается от ранее применявшихся аналогичных конструкций наличием регулируемого тормозного устройства. Это позволяет контролировать натяжение раскатываемого провода, обеспечивает его сохранность и повышает безопасность работ.

аскаточный станок
Рис. 5. Раскаточный станок для горизонтально расположенного барабана с проводом. 1 — болт с заостренной головкой; 2 — тормозной барабан: 3— стойка; 4 — фрикционная лента; 5 — корпус (основание); 6 — кулачковый механизм; 7 — тормозной рычаг) 8 — сектор.

Корпус станка (рис. 5) сварен из двух крестообразно расположенных швеллеров № 12. К корпусу приварена вертикальная стойка диаметром 50 мм. Щека барабана с проводом, устанавливаемым горизонтально для раскатки, опирается на тормозной барабан, свободно вращающийся вокруг стойки. Проскальзывание деревянной щеки барабана с проводом относительно тормозного барабана предотвращается специальными болтами с коническими головками, укрепленными острием вверх на тормозном барабане.
Тормозной барабан охватывается фрикционной лентой, один конец которой жестко прикреплен к корпусу станка, а другой введен в кулачковый механизм, связанный с тормозным рычагом. Рычаг перемешается в пределах сектора, допускающего фиксацию рычага в семи положениях, что обеспечивает широкий диапазон регулировки тормозного усилия путем натяжения или ослабления фрикционной ленты.
Раскаточные станки могут быть изготовлены в мастерских при наличии токарно-винторезного, фрезерного и сверлильного станков, пресс-ножниц для резки профилированного металла и электросварочного аппарата. Затраты на изготовление станка существенно сокращаются при использовании для его деталей готовых запасных частей автомобилей. Так, могут быть использованы: тормозной барабан от колеса автомобиля; пружина от вала толкателей клапанов двигателя; тормозной регулировочный рычаг и другие детали.
Регулируемое тормозное устройство позволяет создавать различные усилия в раскатываемом проводе в соответствии с количеством провода на барабане и значительно улучшает работу по раскатке проводов.
Если раскаточные приспособления и материалы для их изготовления отсутствуют, то для раскатки провода  I можно выкопать котлован шириной немного больше ширины барабана, глубиной, равной половине диаметра барабана, и установить барабан на подкладки, укладываемые на края котлована. Однако легче изготовить деревянные козлы, которые можно будет использовать несколько раз.
При раскатке проводов по сильно пересеченной местности со многими пересекаемыми линиями, переустройство или временное отключение которых связано с большими затратами, описанные способы раскатки нерациональны по сравнению с третьим способом — раскаткой под тяжением. Сущность его заключается в том, что на раскаточные ролики, подвешенные к опорам, поднимают вспомогательный такелажный трос. С помощью троса провод с притормаживаемого барабана, расположенного на специальной неподвижной раскаточной тележке, раскатывают в натянутом состоянии, не опуская на землю и не касаясь пересекаемых линий.

Таблица 3. Характеристики инвентарных защит, разработанных Оргэнергостроем


Параметры

Типы защит

I

II

Конструкция

Свободностоящая, одностоечная

На оттяжках, П-образная

Стойки

Деревянные

Металлические сварные

Высота укладки проводов, м

6,6

15,2

Длина плоскости укладки проводов, м

2,0

2,8

Габариты (без оття

 

 

жек), мм:

 

 

длина

2700

4400

ширина

1000

3400

высота

7000

15200

Чертеж общего вида

206 ВЛ-ППР 90

ОМ-135340

При этом способе, для которого уже разработаны все нужные приспособления, обеспечивается наилучшая сохранность проводов и облегчается их монтаж на пересечениях воздушных линий и переходах через преграды. Однако ввиду сложности приспособлений широкого распространения этот способ еще не получил и применяется лишь в отдельных случаях на линиях магистрального характера.
При монтаже пересечений способом волочения в местах пересечений устанавливают защиты (в виде высоких стоек с траверсами и роликами, на которые укладываются провода), соблюдая необходимые расстояния до сооружений, а следовательно, создавая условия для нормальной эксплуатации автомобильных и железных дорог, линий связи и других пересекаемых сооружений.
Во избежание трудоемких земляных работ преимущественно применяются инвентарные защиты, укрепляемые оттяжками и временными якорями либо устанавливаемые на инвентарные подножники, описанные выше (см. рис. 3).
В институте «Оргэнергострой» имеются чертежи разработанных защит двух типов (табл. 3). Провода укладывают на верхний деревянный брус, размещенный горизонтально в верху защиты. Устойчивость защиты первого типа обеспечивается железобетонным поднож- ником, а второго типа — оттяжками из стального каната, нижние концы которых прикреплены к временным инвентарным винтовым якорям.
Институтом «Оргэнергострой» разработано много других приспособлений, например настил для предохранения проводов от повреждений при раскатке по каменистой местности (черт. ОМ-141293), каток для защиты провода при раскатке через скалы и глубокие овраги (ОМ-103202), захват для раскатки проводов с помощью несущего троса над препятствием (ОМ-1598), якоря винтовые несущей способностью 19,6 и 29,4 кН (2 и 3 тс), чулки для соединения конца провода с раскатывающим (тяговым) механизмом, монтажные коромысла для закрепления нескольких проводов к тяговому механизму, монтажные блоки.
В мехколонне № 71 треста «Средазэлектросетьстрой» группой малой механизации разработана, изготовлена и успешно эксплуатируется при монтаже проводов инвентарная металлическая защита, конструкция которой используется также (без верхней вилки с роликами) в качестве мачты антенны радиостанции на строительных участках (рис. 6).
Стойка защиты изготовлена из стальной трубы диаметром 109 м; основание из листовой стали толщиной 9 мм, размером 1000X800 мм; вилка из трубы диаметром 50 мм. На основании установлена трубчатая конструкция стойки защиты, состоящая из четырехметровых секций, соединяемых между собой фланцами. При использовании двух секций общая высота защиты составляет 9 м, а при трех секциях 13 м. Устойчивость защиты обеспечивают четыре тросовые оттяжки, закрепляемые, соответственно числу секций, на высоте 8 или 12 м на оголовке защиты. Нижние концы оттяжек прикреплены к якорям.
Для установки защиты в вертикальное положение можно применять ручную лебедку, устанавливаемую на основании. Подъем облегчает шарнирное крепление стойки к основанию с помощью стопорного пальца. Для подъема на защиту предусмотрены ступени из угловой стали, прикрепленные к стойке хомутами и соединенные канатом. Сверху защиты установлена трубчатая вилка с раскаточными роликами для проводов.
Для транспортирования защита разбирается на секции, стойка отделяется от основания. Все работы по сборке, установке, демонтажу и переноске защиты не требуют применения механизмов.
защита для монтажа пересечений
Рис. 6. Инвентарная защита для монтажа пересечений.
1 — основание; 2 — стопорный палец; 3 — труба нижней секции; 4 — ступень; 5 — хомут: 6 — канат: 7 — фланцевое соединение секций; 8 — трубчатая вилка: 9 — ролик; 10 — монтируемый провод; 11 — лебедка.
Если имеется кран, то его можно использовать во время монтажа пересечения, подвесив к грузовому крюку простейшее приспособление в виде горизонтальной деревянной планки и двух веревок. Раскатываемые провода укладывают на планку, отцепив для этого одну из веревок, затем вновь прикрепляют веревки к крюку крана и поднимают приспособление не менее чем на 1 м выше пересекаемых проводов. После монтажа снимают приспособление, расцепляя (с земли) полуавтоматический замок.
Можно использовать приспособление в виде шеста с укрепленной на нем деревянной колодкой с раскаточ- ным роликом. Колодку надевают на верхний провод пересекаемой линии, упирая шест в землю во избежание излишней нагрузки на провод, затем раскатывают провод монтируемой линии через ролик приспособления.

 
« Окраска и маркировка опор ВЛ   Ремонт воздушных линий электропередач напряжением выше 1000 В »
электрические сети