Стартовая >> Документация >> Распределение электроэнергии в промышленных предприятиях

Схемы питания силовых потребителей - Распределение электроэнергии в промышленных предприятиях

Оглавление
Принципы построения цеховой сети
Схемы питания силовых потребителей
Осветительные сети
Выбор и проверка элементов системы электроснабжения

В цеховых сетях различают питающую и распределительную сети. Линии цеховой сети, отходящие от цеховой трансформаторной подстанции или вводного устройства, образуют питающую сеть, а линии, подводящие энергию от шинопроводов или распределительных пунктов непосредственно к электроприемникам, — распределительную сеть.

Схемы могут быть: радиальными, магистральными и смешанными, с односторонним и двусторонним питанием.
При магистральном схеме питание от подстанций к отдельным узлам нагрузки и мощным приемникам осуществляется по отдельной линии.

Магистральные силовые питающие сети рекомендуется применять:
в энергоемких производствах при распределении электроэнергии от трансформаторов мощностью 1600 и 2500 кВ • А;
при создании модульных сетей для производств с равномерно распределенной нагрузкой по площади цеха;
при частых заменах технологического оборудования.

Чаще всего такие схемы применяют в цехах машиностроительных заводов, в цехах цветной металлургии, на предприятиях приборостроения, в экспериментальных производствах и др.
Магистральные сети выполняют шинопроводами или кабелями.

Подключение магистрали к сборным шинам распредустройства КТП осуществляют через линейные автоматические выключатели или наглухо, без коммутационного аппарата (рис. 2.1 и 2.2).

Магистрали выполняют неизолированными шинами или комплектными шинопроводами типа ШМА. При глухом присоединении магистрали к трансформатору ("блок трансформатор — магистраль") схемы отличаются простотой, надежностью и экономичностью и могут быть реализованы при применении комплектных и некомплектных трансформаторных подстанций.

Схема подключения магистралей к КТП
Рис. 2. 1 Схема подключения магистралей к КТП через автоматические выключатели отходящих линий


Схема блока трансформатор — магистраль
Рис. 2.2. Схема блока трансформатор — магистраль

Схемы блоков трансформатор — магистраль применяют, как правило, с числом отходящих от КТП магистралей, не превышающих числа установленных трансформаторов. К трансформаторам мощностью 1000 и 2500 кВ • А допускается подключать по две магистрали. Во всех указанных случаях пропускная способность магистральных шинопроводов не должна превышать пропускную способность питающего трансформатора с учетом его перегрузочной способности в послеаварийном режиме. Рекомендуемое количество комплектных шинопроводов, подключаемых к ТП, приведены в табл. 2.1.

Магистральные схемы, выполненные шинопроводами, относят к высоконадежным элементам системы электроснабжения. Их применяют для питания потребителей любой категории надежности. Если требуется резервирование питания, то применяют двухтрансформаторные подстанции с установкой АВР на секционном выключателе (рис. 2.3).

Таблица 2.1. Количество комплектных шинопроводов, подключаемых к КТП


Номинальная мощность трансформатора, кВ А

Предельное число магистралей

Число и номинальный ток магистралей, шт. А

1000

1

1 х 1250

1

1 х 1600

1600

2

1 х 1250 + 1 х 1600

1 х 2500

2500

2 х 1600

2

1 х 1600 + 1 х 2500

1 х 2500

1 х 3200

Схема подключения магистралей
Рис. 2.3. Схема подключения магистралей к двухтрансформаторной подстанции

Схема подключения магистралей
Рис. 2.4. Схема подключения магистралей к однотрансформаторным подстанциям

Схема питания потребителей 1 категории
Рис. 2.5. Схема питания потребителей 1 категории от двух магистралей

При использовании однотрансформаторных подстанций, секционный выключатель устанавливают в цехе (рис. 2.4); он должен быть сблокирован с выключателем, установленным на подстанции.

Для энергоемких приемников I категории надежности применяют магистральную схему, приведенную на рис. 2.5. ЩСУ1 и ЩСУ2, питающие ответственные потребители, получают питание от двух магистралей; менее ответственные потребители питаются от одной магистрали (РП1 и РП2).

Магистральные сети, выполненные комплексными шинопроводами, имеют высокую стоимость, поэтому их применяют при трех и более ответвлениях с токами не менее 250 А. При сложных трассах (большом числе поворотов, разных отметках и др.) целесообразно отдельные участки шинопровода заменять многоамперным кабелем и прокладывать на минимально допустимой ПУЭ высоте от уровня пола или площадки обслуживания — 2,5 м.

Для электроприемников I и 2 категорий надежности при их компактном расположении в цехе применяют схему блока ТП-щит (рис. 2.6).

При расположении ТП и щита в одном помещении или в соседних помещениях не требуется установка коммутационных аппаратов на магистралях и шины щита рассматривают как продолжение сборных шин ТП. Такие схемы рациональны при питании от ТП группы электродвигателей — насосов, компрессоров, вентиляторов.

Схема блока ТП - щит
Рис. 2.6. Схема блока ТП - щит

Магистральные схемы, выполненные комплектными шинопроводами типа ШМА-68 Н-1600, допускающими кратковременные перегрузки, используют для питания машин контактной сварки. Питание электроосвещения, устройств бесконтактной автоматики и других потребителей, предъявляющих повышенные требования к качеству электроэнергии, при этом осуществляют от отдельных трансформаторов.

Магистральные схемы, выполненные шинопроводами, прокладывают в зонах, где их повреждение транспортом или перемещаемыми грузами маловероятно.

Ответвления от магистральных шинопроводов длиной до 6 м к вводным устройствам технологического оборудования, к щитам, распределительным пунктам и другим электроустройствам, имеющим на вводе аппараты защиты, как правило, выполняют без автоматических выключателей на шинопроводах. При больших длинах ответвлений подключение к магистральному шинопроводу осуществляют через вводный аппарат.

В тех случаях, когда характер среды в цехе или размещение технологического оборудования по площади цеха делают невозможным применение магистральных шинопроводов, используют кабельные магистрали (рис. 2.7).

Как правило, сечение кабельных магистралей выполняют одинаковым по всей длине, однако с целью экономии проводникового материала допускается снижение сечения кабельной линии на участках, питающих отдельные РП.
При радиальной схеме питание одного достаточно мощного потребителя или группы потребителей осуществляют от ТП ли вводного устройства по отдельной питающей линии.

Радиальные схемы выполняют одноступенчатыми, когда питание осуществляется непосредственно от ТП (РП3 на рис. 2.8) и двухступенчатыми, когда питание осуществляется от промежуточного РП (РП2).

Радиальные схемы применяют для питания сосредоточенных нагрузок большой мощности, при неравномерном размещении приемников в цехе или на отдельных его участках, а также для питания приемников во взрывоопасных, пожароопасных и пыльных помещениях, где невозможно применение магистральных схем. Их выполняют кабелями или проводами, прокладываемыми открыто, в трубах, в специальных каналах.

К достоинствам радиальных схем относятся: высокая надежность и удобство автоматизации, поэтому они рекомендуются для питания потребителей I категории.
Схема кабельных магистралей
Рис. 2.7. Схема кабельных магистралей

К недостаткам этих схем относятся: значительный расход проводникового материала, ограниченная гибкость сети при перемещениях технологического оборудования, необходимость в дополнительных площадях для размещения силовых РП.

Питание отдельных потребителей (исключая потребителей мощностью более 55 кВт) в цехе осуществляют от распределительных шинопроводов, распределительных щитов и пунктов, щитов и шкафов станций управления.

Выбор схемы распределения зависит от условий среды в цехе, от размещения и габаритов технологического оборудования, от особенностей подъемно-транспортных работ в цехе. При нормальном характере среды в цехе и расположении оборудования рядами для распределения электроэнергии используют комплектные винопроводы типа ШРА, выпускаемые на токи 250,400,630 А.


Радиальная схема распределения электроэнергии
Рис. 2.8. Радиальная схема распределения электроэнергии

Отдельные приемники подключают к ШРА через ответвительные коробки кабелем или проводом, проложенным в трубах или металлорукавах. Ответвления от ШРА длиной до 6 м к вводным устройствам технологического оборудования, имеющим собственный защитный аппарат, выполняют без установки аппарата защиты. При большей длине, в ответвительных коробках Ш РА устанавливают автоматический выключатель или предохранитель. На каждой секции ШРА длиной 3 м предусматривают восемь ответвительных коробок (по четыре с каждой стороны).

С целью рационального использования шинопроводов количество подключенных потребителей должно быть не менее двух на каждые 6 м ШРА.

Для штепсельного присоединения ответвительных коробок на секииях шинопровода предусмотрены окна с автоматическими закрывающимися шторками. Это обеспечивает безопасное присоединение коробок к шинопроводу, находящемуся под напряжением в процессе эксплуатации. При открывании крышки коробки питание приемника электроэнергии прекращается. Присоединение ШРА к магистральному шинопроводу осуществляется кабельной перемычкой, соединяющей вводную коробку ШРА с ответвительной секцией ШМА. Вводная коробка ШРА может быть установлена на конце секции или в месте стыка двух секций.

Радиальные схемы распределительных сетей с силовыми пунктами, на которых установлены аппараты защиты ответвлений, применяют в местах, где использованию ШРА препятствуют наличие кранов, условия среды, условия территориального распределения электроприемников и другие условия. При этом распределительные устройства (РП, ЩСУ, СУ) располагают как можно ближе к электроприемникам.

Следует избегать питание малоамперных (до 20 А) электроприемников отдельными линиями от силовых пунктов, в особенности от пунктов с автоматическими выключателями. В этом случае подключение приемников возможно по схеме "шлейфа" (М4, М5, Мб на рис. 2.8) или под один защитный аппарат (Ml, М2).

При наличии в цехе подвижного инструмента (например, при работе на сборочном конвейере) его питание осуществляют от комплектных троллейных шинопроводов с медными шинами. Для главных троллеев мостовых кранов и другого подъемно-транспортного оборудования такие шинопроводы применяют в тех случаях, когда применение открытых троллеев недопустимо по условиям стесненности или повышенной опасности поражения электрическим током.



 
« Программа проведения обучения специалистов по обеспечению средствами индивидуальной защиты   Робоча інструкція водія автотранспортних засобів »
электрические сети