Учет газа

ПРАВИЛА УЧЕТА ГАЗА
В правилах изложены основные организационные и технические требования к учету газа во всех сферах экономики Российской Федерации. Предназначены для специалистов и персонала, занятых проектированием, наладкой и эксплуатацией систем газоснабжения, узлов учета, разрабатывающих средства измерений расхода газа, его количества и параметров.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Газ - природный, нефтяной (попутный), и отбензиненный сухой газы, добываемые и собираемые газонефтеперерабатывающими организациями и вырабатываемые газонефтеперерабатывающими заводами.
Поставщик - газонефтедобывающие, газонефтеперерабатывающие и газотранспортные предприятия и организации, обеспечивающие поставку газа газораспределительным организациям или потребителям. Газораспределительная организация, покупающая газ по договору для потребителей, является для них поставщиком.
Газораспределительная организация - республиканские, краевые, областные, городские межрайонные, сельские предприятия газового хозяйства, являющиеся специализированными организациями по эксплуатации газовых сетей в городах и населенных пунктах.
Потребитель газа - юридические лица, использующие газ в качестве топлива или сырья.
Приборы учета - средства измерений и другие технические средства, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о расходе (объеме), температуре, давлении газа и времени работы приборов.
Расход газа - объем газа, прошедшего через поперечное сечение трубопровода за единицу времени, приведенный к стандартным условиям.
Вычислитель расхода (ВР) - средства измерений, осуществляющие обработку, хранение и отображение информации о расходе и количестве газа, приведенные к нормальным условиям.
Узел учета - комплект средств измерений и устройств, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров.
Потребление газа промышленными, транспортными, сельскохозяйственными, коммунально-бытовыми и иными организациями без использования приборов учета не допускается (п. 21 Правил поставки газа в РФ).
ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ГАЗА
Учет газа организуется с целью:

  • осуществления взаимных финансовых расчетов между поставщиком, газораспределительной организацией и потребителем газа;
  • контроля за расходными и гидравлическими режимами систем газоснабжения;
  • составления баланса приема и отпуска газа;
  • контроля за рациональным и эффективным использованием газа.

Ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета. (п. 25 Правил поставки газа в РФ, ст. 15 п. 4 Закона об обеспечении единства измерений).
Средства измерений, входящие в комплект узлов учета газа, должны иметь сертификат Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт России) об утверждении типа средств измерений и быть поверены в органах Государственной метрологической службы.
Монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавленном Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 24 Правил поставки газа в РФ).
Определение количества газа должно производиться для стандартных условий (ГОСТ 2939-63).
Пределы измерений узла учета должны обеспечивать измерение расхода и количества во всем диапазоне расхода газа, причем минимальная граница измерения расхода должна определяться исходя из предельной допустимой погрешности измерений расхода (п. 2.8 Правил учёта газа).
При отсутствии узлов учета газа у потребителя, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа (п. 2.2 Правил учёта газа).
Перед первичным пуском газа и началом отопительного сезона узлы учёта газа должны быть приняты в эксплуатацию метрологической службой Поставщика.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие «Правила учета газа» (в дальнейшем Правила) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 года № 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению» специалистами Госгазинспекции Минтопэнерго России и ее территориальных органов.
1.2. Правила определяют требования к организации учета количества газа, контроля его параметров, а также общие технические требования к узлам учета газа.
1.3. Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны для исполнения юридическими лицами, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, а также населением при отпуске газа, проектировании газопотребляющих объектов, выполнении монтажных, ремонтных, наладочных работ на узлах учета газа, эксплуатации газоиспользующего оборудования и узлов учета газа, изготовлении и выпуске оборудования, входящего в состав узлов учета.
1.4. Требования Правил распространяются на поставщиков, газораспределительные организации и потребителей газа при взаимных расчетах за поставку и потребление газа, независимо от объемов его поставки и потребления.
1.5. Учет газа организуется с целью: осуществления взаимных финансовых расчетов между поставщиком, газораспределительной организацией и потребителем газа;

  • контроля за расходными и гидравлическими режимами систем газоснабжения;
  • составления баланса приема и отпуска газа;
  • контроля за рациональным и эффективным использованием газа.

1.6. Испытания в целях утверждения типа, а также поверка узлов учета и средств измерений, входящих в их состав, должны проводиться в соответствии с требованиями Госстандарта России.
Монтаж и эксплуатация оборудования, входящего в состав узлов учета, проводятся в соответствии с требованиями Госстандарта России и инструкциями изготовителей оборудования.
1.7. Ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (статьи 90, 94, 95, 951).
1.8. Сторона, ведущая учет количества газа, обязана обеспечить представителям другой стороны, а также должностным лицам Госгазинспекции России и Госстандарта России доступ к узлам учета и возможность осуществления метрологического надзора, поверки их технического состояния и правильности их функционирования.
1.9. Поставщик не вправе требовать от потребителя газа установки на узле учета средств измерений, не имеющих сертификатов Госстандарта России об утверждении типа.
1.10. Разногласия по техническим вопросам организации и ведения учета рассматриваются соответствующим территориальным органом Госстандарта или в установленном порядке.
1.11. Все работы по монтажу узлов учета газа должны выполняться организациями, имеющими разрешение Госгортехнадзора России и Минстроя России на право проведения указанных работ.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ГАЗА
2.1. Потребление газа промышленными, транспортными, сельскохозяйственными, коммунально-бытовыми и иными организациями без использования приборов учета не допускается.
2.2. Учет количества газа, отпускаемого поставщиком газораспределительной организации или потребителю газа (при прямых поставках), должен осуществляться по узлам учета поставщика или потребителя газа, установленным в соответствии с требованиями действующих норм и настоящих Правил. Средства измерений, входящие в комплект узлов учета газа, должны иметь сертификат Госстандарта России об утверждении типа и поверены в органах Государственной метрологической службы. При отсутствии узлов учета у поставщика, их неисправности или отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по данным газораспределительной организации или потребителя газа (по соглашению сторон). Учет количества газа, подаваемого газораспределительной организацией потребителю газа, должен осуществляться по узлам учета потребителя газа. При отсутствии узлов учета газа у потребителя газа, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа.
2.3. Учет газа должен осуществляться по единому расчетному узлу учета. Как исключение, по согласованию с поставщиком и газораспределительной организацией, допускается осуществление учета расхода газа по двум расчетным узлам учета, в случае значительной удаленности газоиспользующих установок потребителей газа друг от друга.
2.4. На каждом узле учета с помощью средств измерений должны определяться:

  • время работы узла учета;
  • расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях;
  • среднечасовая и среднесуточная температура газа;
  • среднечасовое и среднесуточное давление газа.

2.5. Измерение и учет количества газа, осуществляемые по узлам учета потребителя газа и поставщика, производятся по методикам выполнения измерений, аттестованным в установленном порядке. Определение количества газа должно проводиться для нормальных условий. По согласованию поставщика и потребителя газа определение количества газа может проводиться по приборам с автоматической коррекцией по температуре или по температуре и давлению. На узле учета должна быть предусмотрена регистрация на бумажных носителях всех измеряемых параметров газа.
2.6. Нормы точности учета количества газа определяются Минтопэнерго России совместно с Госстандартом России.
2.7. Узел учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства.
2.8. Пределы измерений узла учета должны обеспечивать измерение расхода и количества во всем диапазоне расхода газа, причем минимальная граница измерения расхода должна определяться исходя из предельно допустимой погрешности измерений расхода.
2.9. Учет количества газа, реализуемого населению, производится по приборам учета газа или на основании норм расхода газа (на приготовление пищи, горячей воды и отопления, при наличии систем местного отопления). Нормы расхода газа на одного человека и единицу отапливаемой площади, а также нормы расхода газа на содержание скота в личном подсобном хозяйстве разрабатываются и определяются газораспределительными организациями в установленном порядке.
2.10. Право утверждать нормы расхода представляется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.07.93. № 719.
2.11. Вновь проектируемые жилые дома и административные здания, в которых предусмотрено использование газа на другие, кроме бытового пищеприготовления, цели (горячее водоснабжение, местное отопление и т.д.), переходят на отпуск газа с использованием приборов его учета.
2.12. Счетчики газа, используемые населением, должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений и поверены в органах Государственной метрологической службы.
Монтаж и наладка этих счетчиков производятся специализированной службой, входящей в состав местной газораспределительной организации.
СИСТЕМА АСКУГ
Автоматизированная система учета газа Омской области.  По закону РФ «Об энергосбережении» юридические лица должны вести учёт производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов и быть заинтересованными в эффективном их использовании. Для выполнения этих требований ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск», как ресурсоснабжающей организации, необходима достоверная информация об объеме газа, использованного каждым потребителем.
Основная проблема в решении задачи учета газа — устаревшие приборы учета, которые используют большинство потребителей. Приборный учёт газа потребляемого населением в большинстве случаев отсутствует и определяется по общим установленным нормам, которые в некоторых случаях превышают реальное потребление в 2–3 раза.
Несовершенство системы учёта газа приводит к отсутствию у поставщика газа, транспортировщика и потребителя достоверной информации о количестве потребляемого топлива.
Специалистами ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» разработана целевая Программа «Автоматизированная система учёта газа Омской области». Данная программа согласована с ООО «Газпром межрегионгаз» и Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Цель программы: повысить достоверность учёта потребляемого природного газа с помощью внедрения современных систем измерения и обеспечить устойчивость работы системы газоснабжения, установив устройства регулирования подачи газа. В соответствии с программой планируется установка приборов учёта у промышленных, коммунально-бытовых, сельскохозяйственных потребителей, в жилых массивах, общежитиях и домах.
Планируется устанавливать узлы учёта нового поколения, защищённые от несанкционированного вмешательства. Они имеют низкую относительную погрешность измерений объёма газа, не более 2%.
Выполнение Программы «Автоматизированная система учёта газа Омской области» повысит достоверность учёта поставок газа и обеспечит:

  • выявление фактических потерь газа (и их сокращение);
  • повышение оперативности получения достоверной информации;
  • возможность быстрой обработки информации и управления поставками газа.

Узлы учёта газа (УУГ) будут оборудованы системами телеметрии для создания единой «Автоматизированной системы коммерческого учёта газа» (АСКУГ).
Задачи АСКУГ

  • автоматический сбор и унификация данных территориально распределённых УУГ;
  • предоставление оперативных данных по состоянию УУГ;
  • обеспечение генерации предупредительной сигнализации о нарушении режимов потребления газа;
  • обеспечение генерации предупредительной сигнализации о нештатной работе оборудования УУГ;
  • обеспечение генерации предупредительной сигнализации о несанкционированном вмешательстве в работу оборудования УУГ;
  • обеспечение долговременного и надёжного хранения технологической информации по УУГ и сопутствующих данных;
  • повышение эффективности управленческих решений за счёт оперативного использования достоверной информации о фактическом потреблении газа;
  • диагностика состояния оборудования для выявления неисправных измерительных приборов и сокращение количества ремонтных работ, уменьшения расходов на обслуживание и поиск неисправностей.

В состав оборудования входят коммерческие измерительные комплексы УУГ и шкаф автоматизации с системой телеметрии.
Реализация программы АСКУГ. На этапе подготовки исходных данных для проектирования, сбор которых выполняется ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск», всем потребителям рассылаются запросы (установленной формы) на получение данных о расходах и параметрах газа.
Все работы будут производиться на основании соглашений между потребителями и ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск», регламентирующих вопросы взаимодействия в период строительства и эксплуатации узлов учёта.
Обследование газового оборудования потребителя проводится для выбора места установки узла учёта и типов средств измерений. В ходе обследования заполняются опросные листы, в которых отражается схема участка газопровода, подлежащего реконструкции, схема установки оборудования.
Проектирование и строительство нового (реконструкция имеющегося) узла учёта на сетях Потребителя проводятся на основании оформленных технических условий на установку узла учёта в соответствии с которыми Потребителем выделяется место под установку УУГ или участок газопровода подлежащего реконструкции продается ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск».
Проектирование и строительство узлов учёта газа будут проводиться организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
После завершения строительства узла учёта газа и ввода его в эксплуатацию на основании дополнительного соглашения к договору поставки и транспортировки газа, которое регламентирует отношения по эксплуатации узла учёта газа и порядок получения сведений для расчётов, узел учёта расхода газа будет передаваться на ответственное хранение Потребителю.

 
« Типовые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви
электрические сети