Стартовая >> Документация >> Охрана труда >> Положение по разработке планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий

Положение по разработке планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий

Оглавление
Положение по разработке планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий
План локалізації та ліквідації аварійних ситуацій і аварій
Типовая схема пошагового анализа условий возникновения и развития аварий
Приложение 4, 5

Утверждено Приказ Комитета по надзору за охраной труда Украины № 112 от 17.06.99

Положение по разработке планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий

1.Область применения 2.Нормативные ссылки 3.Термины и определения 4.Общие положения 5.Анализ опасности предприятия (объекта) 6.Требования к составлению оперативной части ПЛАС для аварий на уровнях "А" и "Б" 7.Требования к составлению оперативной части ПЛАС для аварий на уровне "В" 8.Полномочия и обязанности ответственного руководителя работ 9.Обязанности владельца (руководителя) предприятия (объекта) 10.Внедрение ПЛАС Приложение 1 к пункту 4.11 Форма титульного аркуша

Приложение 2 к пункту 5.6 Типовая схема построения сценариев возникновения и развития аварии Схема в БД отсутствует.

Приложение 3 к пункту 5.6 Типовая схема пошагового анализа условий возникновения и развития аварий

Приложение 4 к пункту 5.8 Карточка опасности оборудования (аппарата)

Приложение 5 к пункту 7.3 Форма титульного листа (объекта)

1. Область применения

Этот нормативный акт распространяется на потенциально опасные предприятия (далее - предприятия), потенциально опасные объекты (далее - объекты), на которых возможны аварии с залповыми выбросами взрывоопасных и токсичных продуктов, взрывами и возгораниями (пожарами) в аппаратуре, производственных помещениях и наружных сооружениях, которые могут привести к разрушению домов, сооружений, технологического оборудования, поражения людей, негативного влияния на окружающую среду. Нормативный акт устанавливает порядок разработки планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (далее - ПЛАС), требования к их составу, содержанию и форме, процедуру утверждения и пересмотра ПЛАС. Требования этого нормативного акта обязательные для всех министерств, ведомств, предприятий, организаций, юридических и физических лиц независимо от их отраслевой и/или ведомственной принадлежности и формы собственности. Требования данного нормативного акта не распространяются на: ядерные установки и предприятия по переработке радиоактивных веществ, за исключением тех объектов на этих предприятиях, где есть обращение нерадиоактивных веществ; военные объекты; предприятия горнодобывающей промышленности (шахты); на все виды транспорта, кроме трубопроводного.

2. Нормативные ссылки

1) ГСТУ 3273-95. Безопасность промышленных предприятий. Общие положения и требования. 2) ГСТУ 2156-93. Безопасность промышленных предприятий. Термины и определения. 3) ГСТУ 2960-94. Организация промышленного производства. Основные понятия. Термины и определения. 4) ГОСТ 12.1.007-76. ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности. 5) НАОП 1.3.00-1.01-88. Общие правила взрывоопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нафтоперерабатывающих производств. 6) РД 52.04.253-90. Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте.

3. Термины и определения

Аварийная ситуация - состояние потенциально опасного объекта, которое характеризуется нарушением пределов и/или условий безопасной эксплуатации, но не перешло в аварию, при котором все неблагоприятные влияния источников опасности на персонал, население и окружающую среду удерживаются в приемлемых пределах при помощи соответствующих технических средств, предусмотренных проектом. Авария - внезапное происшествие, такое как мощный выброс опасных веществ, пожар или взрыв, вследствие нарушения эксплуатации предприятия (объекта), приводящее к немедленной и/или последующей угрозе для жизни и здоровья людей, окружающей среды, материальных ценностей на территории предприятия и/или за его пределами. Блок технологический - аппарат (оборудование) или группа (с минимальным количеством) аппаратов (оборудование), которые в заданное время можно отключить (изолировать) от технологической системы без опасных изменений режима, которые могут привести к развитию аварии в сопредельной аппаратуре. Отделение - структурное подразделение предприятия или цеха, которое содержит несколько производственных участков, занимает отделенную территорию и осуществляет часть производственного процесса по перерабатыванию предмета труда. Участок производственный - структурное подразделение предприятия или цеха, которое объединяет группу рабочих мест, организованных по предметному, технологическому или предметно-технологическому принципу специализации. Критические значения параметров - предельные значения одного или нескольких взаимосвязанных параметров (относительно состава материальной среды, давления, температуры, скорости движения, времени пребывания в зоне с заданным режимом, соотношения компонентов, которые смешиваются, разъединения смеси и т.д.), при которых возможно возникновение взрыва в технологической системе или разгерметизация технологической аппаратуры и выбросы горючего или токсичного вещества в атмосферу. Ликвидация последствий аварии - режим функционирования, во время которого предприятие (объект) после аварии переводится в режим нормальной эксплуатации или превращается в экологически безопасную природно-технологическую систему. Опасные режимы работы оборудования - режимы, которые характеризуются такими отклонениями технологических параметров от регламентных значений, при которых может возникнуть аварийная ситуация и/или произойти разрушение оборудования, домов, сооружений. Объект потенциально опасный - любой источник потенциального ущерба жизненно важным интересам человека. Предприятие потенциально опасное - промышленное предприятие, которое использует в своей деятельности или имеет на своей территории потенциально опасные объекты. Предприятие (промышленное) - уставный субъект, который имеет право юридического лица и осуществляет производство и реализацию продукции определенных видов с целью получения соответствующей прибыли. Подразделение структурное - звено организации (предприятия), которое включает коллектив исполнителей или/и рабочих, имеет отделенные, четко определенные функции в процессе руководства или производственном процессе, отличающиеся от функций другого звена, и в силу этого входит как организационно отделенная от других подразделений часть организации (предприятия) в его структуру или в структуру подразделений организации (предприятия). Например: производство, цех, отделение, производственный участок. Составной частью производства могут быть цеха, отделения, производственные участки. Составной частью цеха могут быть отделения и производственные участки. Составной частью отделения являются производственные участки. Процесс технологический - совокупность физико-химических превращений веществ и изменений значений параметров материальной среды, которые проводятся с определенной целью в аппарате (системе взаимосвязанных аппаратов, агрегате, машине и т.д.). Специализированные подразделения - горно-газоспасательные и пожарные части, медицинская служба, подразделения формирований органов Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. Поражающие факторы аварии - факторы, которые возникают во время аварии, способны в случае достижения определенных значений нанести ущерб здоровью людей, окружающей среде, материальным ценностям (избыточное давление на фронте ударной (взрывной) волны, тепловая нагрузка от пламени, концентрация опасных веществ в атмосфере, воде, почве и тому подобное). Установка - совокупность оборудования (аппаратов), которая выполняет определенную функцию в технологическом процессе. Цех - организационно и/или технологически отделенное структурное подразделение, что прямо или косвенно участвует в переработке предмета труда на готовую продукцию и состоит с совокупности производственных участков.

Общие положения

4.1. Целью плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий является планирование действий (взаимодействия) персонала предприятия, спецподразделений, населения, центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно локализации и ликвидации аварий и смягчения их последствий. 4.2. Перечень производств (цехов, отделений, производственных участков) и отдельных объектов, для которых разрабатывается ПЛАС, определяется и утверждается владельцем (руководителем) предприятия по согласованию с территориальными управлениями Госнадзорохрантруд, Госпожнадзора и с территориальными органами Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы (далее - МЧС).

4.3. Аварии в зависимости от их масштаба могут быть трех уровней: А, Б и В. 4.3.1. На уровне "А" авария характеризуется развитием аварии в пределах одного производства (цеха, отделения, производственного участка), которое является структурным подразделением предприятия. 4.3.2. На уровне "Б" авария характеризуется переходом за пределы структурного подразделения и развитием ее в пределах предприятия. 4.3.3. На уровне "В" авария характеризуется развитием и переходом за пределы территории предприятия, возможностью влияния поражающих факторов аварии на население расположенных вблизи населенных районов и другие предприятия (объекты), а также на окружающую среду.

4.4. ПЛАС должен охватывать все уровни развития аварии, которые установлены в процессе анализа опасностей. Разрешается не включать в оперативную часть ПЛАС действия персонала во время аварийных ситуаций, которые регламентируются проектно-технологической документацией (технологический регламент, инструкция по эксплуатации, другой). В таком случае в ПЛАС должны быть ссылки на документы, в которых эти действия регламентированы. ПЛАС разрабатывается с учетом всех состояний предприятия (объекта): пуск, работа, остановка и ремонт.

4.5. ПЛАС должен быть согласован с территориальными управлениями Госнадзорохрантруд и Госпожнадзора, с территориальными органами МЧС, территориальными учреждениями государственной санэпидслужбы и, при потребности, с органами местного самоуправления. Отказ в согласовании должен быть мотивированным и предоставляться в письменном виде. 4.5.1. ПЛАС утверждается владельцем (руководителем) предприятия. 4.5.2. Оперативная часть ПЛАС для аварий уровня "В" утверждается органами местного самоуправления.

4.6. Обязанности относительно разработки и внедрения ПЛАС и ответственность за его качество возлагаются на владельца (руководителя) предприятия (объекта). Разработка ПЛАС может выполняться владельцем самостоятельно или с привлечением специализированных организаций при условии, что они имеют разрешение на выполнение такой работы, полученное в установленном порядке. 4.7. Территориальные управления Госнадзорохрантруда и территориальные органы МЧС контролируют разработку и внедрение ПЛАС на предприятии (объекте). 4.8. ПЛАС основывается: на прогнозировании сценариев возникновения аварий; на постадийном анализе сценариев развития аварий и масштабов их последствий; на оценке достаточности существующих мер, которые препятствуют возникновению и развитию аварии, а также технических средств локализации аварий; на анализе действий производственного персонала и специальных подразделений относительно локализации аварийных ситуаций (аварий) на соответствующих стадиях их развития. 4.9. При разработке ПЛАС следует учитывать реальные возможности и ресурсы предприятия, накопленные персоналом предприятия и спецподразделений опыт действий во время аварийных ситуаций и аварий, для обеспечения воображения относительно нужных дополнительных навыков и ресурсов. 4.10. Должностные лица, на которых этим Положением и другими действующими нормативно-правовыми актами возлагаются обязанности относительно разработки и внедрения ПЛАС, несут ответственность согласно действующему законодательству Украины. 4.11. ПЛАС должен содержать: титульный лист (приложение 1); аналитическую часть, в которой содержится анализ опасностей, возможных аварий и их последствий; оперативную часть, которая регламентирует порядок взаимодействия и действий персонала, спецподразделений и населения (при потребности) в условиях аварии. Содержание оперативной части меняется в зависимости от уровня аварии, на который она распространяется; приложения, которые состоят с документов, отмеченных в п.4.12.3.

4.12. Для обеспечения эффективной борьбы с аварией на всех уровнях ее развития приказом создается штаб, функциями которого является: сбор и регистрация информации о ходе развития аварии и употребленных мерах относительно борьбы с нею; текущая оценка информации и принятие решений относительно оперативных действий в зоне аварии и вне ее пределов; координация действий персонала предприятия и всех привлеченных подразделений и служб, которые участвуют в ликвидации аварии. Общее руководство работой штаба осуществляет ответственный руководитель работ относительно локализации и ликвидации аварий (далее - ВК). 4.12.1. В ПЛАС должно быть определенное место расположения штаба, в т.ч. резервное. 4.12.2. В ПЛАС должны быть определенные должностные лица, которые выполняют функции ВК. 4.12.3. К ПЛАС должны быть приложены копии приказа по предприятию (объекта) о назначениях должностного лица (лиц), которые выполняют функции ВК при авариях на уровнях "А" и "Б", и решение органов местного самоуправления о назначениях должностного лица (лиц), которые выполняют функции ВК при авариях на уровне "В".

4.13. ПЛАС должен быть пронумерован, сшит, утвержден и согласован соответствующими организациями, а также скреплен печатями предприятий и организаций, которые согласовали его. ПЛАС в полном объеме должен находиться у руководителя и диспетчера предприятия (объекта), в территориальном управлении Госнадзорохрантруд, а также в территориальном органе МЧС. Выписки с ПЛАС в объеме, который является достаточным для качественного выполнения соответствующих действий, должны находиться у руководителей (начальников) производств (цехов, отделений, производственных участков), на пункте связи районной (обьектной) пожарной части, начальника (инструктора) военизированной газоспасательной службы, а также на рабочих местах. 4.14. Сроки приведения в соответствие с этим Положением тех производств, которые проектируются, реконструируются, начатые строительством и действуют, определяются владельцем (руководителем) предприятия по согласованию с территориальным управлением Госнадзорохрантруд и территориальным органом МЧС. 4.15. ПЛАС положено пересматривать через каждые 5 лет.

4.16. Внеочередной пересмотр ПЛАС осуществляется по распоряжению (предписанию) органов Госнадзорохрантруд, а также при изменениях в технологии, аппаратурном оформлении, метрологическом обеспечении технологических процессов, изменениях в организации производства, при наличии данных об авариях на аналогичных предприятиях (объектах). В таких случаях, в зависимости от конкретных обстоятельств, ПЛАС пересматривается полностью или в него вносятся изменения и дополнения. В последнем случае согласованию и утверждению подлежат только эти изменения и дополнения. Сроки внеочередного пересмотра согласовываются с территориальным управлением Госнадзорохрантруд. 4.16.1. ПЛАС должен пересматриваться и корректироваться с учетом изменений жилищного строительства и развития в данном районе, совершенствования действий во время аварий и опыта, накопленного во время тренировок и проверок. 4.16.2. После аварии следует пересматривать, а при потребности вносить изменения в ПЛАС на основании полученного опыта.

4.17. С целью последующей оценки и корректировки ПЛАС, накопления и изучения опыта, следует проводить анализ действий и решений, которые были приняты во время аварии.

5. Анализ опасности предприятия (объекта)

5.1. Анализ опасности предприятия (объекта) проводится на основании подробного рассмотрения его состояния согласно требованиям этого Положения, межотраслевой и отраслевой нормативной документации, рекомендаций справочной и научно-технической литературы, а также с учетом аварий и аварийных ситуаций, которые происходили на нем и аналогичных предприятиях (объектах). 5.2. Во время анализа опасности предприятия (объекта) следует определить все возможные аварийные ситуации и аварии, в том числе и маловероятные, с катастрофическими последствиями, которые могут возникать на предприятии, рассмотреть сценарии их развития и оценить последствия.

5.3. Выявление возможностей и условий возникновения аварий должно выполняться на основании анализа особенностей работы как отдельного оборудования (аппаратов, машин и тому подобное), так и их группы (технологических блоков), а также с учетом опасных свойств веществ и материалов, которые используются в производстве. 5.3.1. Выявление возможных аварий следует проводить в такой последовательности. 5.3.1.1. Определить наличие на предприятии опасных веществ, опасных режимов работы оборудования и объектов. К опасным веществам относятся: взрывопожароопасные вещества; вредные вещества. Опасные режимы характеризуются такими технологическими параметрами, как давление, вакуум, температура, напряжение, состав технологической среды и тому подобное. 5.3.1.2. Обнаружить потенциальные виды опасности для каждой единицы оборудования (аппарата, машины) и процесса, которая проходит в нем. К видам опасности, которые рассматриваются, относятся: пожар; взрыв (внутри оборудования, здания или окружающей среде); разрыв или разрушение оборудования; выброс вредных веществ; соединение перечисленных видов опасности.

5.4. Для обнаруженных потенциально опасных объектов следует прогнозировать сценарии возникновения и развития возможных аварий, которые приводят к реализации потенциальных опасностей. Сценарий должен начинаться с события (стадии), которое образовывает непосредственную угрозу выхода технологического процесса из-под контроля и возникновения аварии. При этом следует учитывать параметры состояния веществ (температура, давление, агрегатное состояние и тому подобное) и состояние оборудования, которые соответствуют как нормальному технологическому режиму, так и режимам, которые возможны при наступлении и развитии аварии. 5.5. На каждой стадии развития аварии требуется: оценить количество опасных веществ, которое может принять участие в аварии, которая прогнозируется; установить поражающие факторы, присущие виду опасности, который реализуется во время аварии; оценить последствия влияния поражающих факторов аварии на соседние объекты и людей с учетом свойств этих объектов и их взаиморасположения: определяются масштабы зон разрушения, поражения людей и заражения местности; определить безопасные зоны и места возможных хранилищ, пути эвакуации, которые не попадают под влияние поражающих факторов аварии. По результатам анализа возникновения и развития аварий и оценки их последствий следует установить возможность перехода аварии на уровни "Б" и "В". 5.6. Для каждой стадии сценария развития аварии предоставляется код. Типовая схема построения сценариев возникновения и развития аварии, пошагового анализа условий возникновения и развития аварии предоставляется в приложениях 2 и 3. 5.7. Оценка последствий аварии и ее отдельных стадий выполняется при помощи методик, которые приводятся в нормативно-технической документации и справочной литературе. 5.8. Анализ опасности предоставляется в виде отчета или объяснительной записки, который должен содержать: использованную выходную информацию или ссылку на документы, в которых она содержится; описание использованных методов анализа и методик оценки или соответствующие ссылки на них; результаты расчетов и оценок. Результаты анализа предоставляются: для оборудования (аппаратов, машин и тому подобное) - в виде карточки опасности, требования к которой приведены в приложении 4; для технологического блока (стадии технологического процесса) - в виде сжатой характеристики опасности блока, требования к которой приведены в п.6.3.3.4; для предприятия - в виде плана предприятия, требования к которому приведены в п.6.4.2; для региона - в виде ситуационного плана, требования к которому приведены в п.7.3.1.2. 5.9. Результаты выполненного анализа должны пройти независимую экспертизу.

6. Требования к составлению оперативной части ПЛАС для аварий на уровнях "А" и "Б"

6.1. Оперативная часть ПЛАС разрабатывается для руководства действиями персонала предприятия, добровольных и специализированных подразделений с целью предотвращения аварийных ситуаций и аварий на соответствующих стадиях их развития или локализации их с целью сведения к минимуму последствий аварии для людей, материальных ценностей и окружающей среды, предотвращения ее распространения на другие производства (цеха, отделения, производственные участки) предприятия и за его пределы, спасание и вывод людей с зоны поражения и потенциально опасных зон. 6.2. При разработке оперативной части требуется: обеспечить согласованность действий персонала предприятия и спецподразделений; внедрить перечень должностных лиц, ответственных за выполнение конкретных действий; внедрить порядок осуществления связи со спецподразделениями, органами государственного надзора и органами местного самоуправления; изложить действия персонала предприятия и спецподразделений относительно локализации и ликвидации аварий на соответствующих стадиях их развития. В тех случаях, когда в спецподразделениях есть свои планы действий, может быть вместо описания дана ссылка на эти планы; предоставить опознавательные признаки уровней аварии и их значения, по которым руководство работами относительно локализации и ликвидации аварии переходит на уровни "Б" и "В".

6.3. Оперативная часть ПЛАС для аварий на уровне "А" должна содержать: блок-схему производства (цеха, отделения, производственного участка); план производства (цеха, отделения, производственного участка); блок-карты объектов (цехов, отделения, производственных участков), которые входят в состав производства; описание действий персонала; список и схему оповещения должностных лиц, которые должны быть срочно извещены об аварийной ситуации (аварию); список рабочих, которые привлекаются к локализации аварии, лиц, которые дублируют их действия при отсутствии первых по любым причинам, с указанием мест их постоянной работы, проживания и телефонов; перечень инструментов, материалов, средств индивидуальной защиты, которые должны быть использованы при локализации аварии, с указанием мест их хранения (аварийных шкафов); обязанности ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц относительно локализации аварии; инструкцию относительно аварийной остановки производства (цеха, отделения, производственного участка). 6.3.1. В блоке-схеме производства (цеха, отделения, производственного участка) определяются его составные части без детализации их. На блоке-схеме определяются прямые и обратные межцеховые потоки, их характеристики и параметры, соответствующая, в т.ч. и предельная для производства (цеха, отделения, производственного участка) отсечная арматура, которые имеют непосредственное значение для локализации (ликвидации) аварии. Каждый элемент блок-схемы должен иметь буквенное или цифровое обозначение, которое соответствует номеру позиции или условному обозначению, нанесенное на месте и/или определенное технологическим регламентом. 6.3.2. На плане производства (цеха, отделения, производственного участка) должно быть указано место расположения: основного технологического оборудования и коммуникаций; отсечной запорной арматуры, которая имеет непосредственное отношение к локализации (ликвидации) аварии; средств противоаварийной защиты, связи и оповещения; эвакуационных выходов и маршрутов эвакуации; путей подъезда, участков для установления и маневрирования спецтехники; хранилищ и мест укрытия. На плане могут быть дополнительно нанесены места наиболее вероятного возникновения аварийных ситуаций, размеры и пределы потенциально опасных зон и другие характеристики потенциально возможных аварий. Дополнительно могут указываться количественные показатели, которые характеризуют потенциальную опасность блоков, показатели тяжести последствий возможных аварий, основные дестабилизирующие факторы и критические значения параметров процесса. 6.3.3. Блок-карту положено составлять для каждого объекта, который входит в состав производства (цеха, отделения, производственного участка), который рассматривается. Блок-карта должна содержать: принципиальную технологическую схему объекта; план расположения оборудования объекта; сжатую характеристику опасности технологических блоков, которые входят в состав объекта. Каждый элемент блока-карты должен иметь буквенное или цифровое обозначение, которое соответствует номеру позиции или условному обозначению, которое нанесено на месте и/или определено технологическим регламентом. 6.3.3.1. На принципиальной технологической схеме и на плане расположения оборудования должны быть определены границы технологических блоков. Границами технологических блоков могут быть, как правило, автоматические отсекатели, запірна арматура с дистанционным управлением, ручная запорная арматура (при условии возможности практического пользования в аварийной ситуации), которая установлена на трубопроводах или оборудовании как по прямому, так и по обратному потоку материальной среды. В случае обращения в технологической системе пылеобразующих дисперсных продуктов границами блока могут быть шнековые питатели, секторные затворы и другие устройства, которые обеспечивают плотность (герметичность) системы при повышенном давлении в условиях внутреннего взрыва. 6.3.3.2. На принципиальной технологической схеме следует отобразить технологические параметры и основные технические характеристики оборудования, прямые и обратные технологические потоки (с указанием их условного пересечения, производительности и параметров), регулировочную и запорную арматуру (условное обозначение, тип выполнения, скорость действия), приборы, средства и системы контроля и регулирования, системы противоаварийной защиты (с указанием их основных характеристик), которые имеют непосредственное отношение к локализации (ликвидации) аварии. Запрещается перегружать схему элементами, которые не имеют прямого отношения к ликвидации аварийной ситуации (аварии). 6.3.3.3. На плане расположения оборудования указываются места размещения оборудования объекта с указанием технологических потоков, отсекающей запорной арматуры, систем противоаварийного назначения, пультов (устройств) управления, автоматических оповещателей и средств связи, которые имеют непосредственное отношение к локализации (ликвидации) аварии. В случае потребности план составляют для каждой отметки. 6.3.3.4. В сжатой характеристике опасности технологического блока должно быть отмечено: основные опасности блока и их характеристики (например, количество вредных веществ, энергетический потенциал взрывоопасности и др.); возможные аварии и зоны поражения; другие нужные сведения. 6.3.4. Раздел "Описание действий персонала" положено оформлять в виде таблицы, которая содержит три графы: графа 1 "Наименование и код аварии (стадии)". В этой графе указываются наименования стадии развития аварии по принятым сценариям с указанием кода и места; графа 2 "Опознавательные признаки". В этой графе указываются опознавательные признаки с указанием средств контроля, их позиций и показания, а также внешних эффектов и других критериев, по которым может быть идентифицирована и или другая стадия развития аварии; графа 3 "Перечень исполнителей, порядок их действий". 6.3.5. Порядок действий исполнителей должен предусматривать: выявление и оценку аварии или угрозы ее возникновения по опознавательным признакам; оповещение персонала производства (цеха, отделения, производственного участка) и диспетчера предприятия (объекта) об аварии или угрозе ее возникновения; включение противоаварийных систем; отключение поврежденного участка, полную или частичную остановку производства (цеха, отделения, производственного участка); вывод с опасной зоны персонала с указанием порядка обеспечения его средствами индивидуальной защиты; другие меры, которые предотвращают развитие аварии, с учетом специфики производства. Описывая действия персонала, положено особенно подчеркнуть те из них, которые не допускают промедлений и нуждаются в немедленном исполнении. Описывая действия спецподразделений, необходимо отметить ориентировочное время их прибытия и развертывания. 6.3.6. В инструкции относительно аварийной остановки производства (предприятия), которая является составляющей оперативной части ПЛАС, для каждой аварии должны быть определены последовательность введения в действие систем противоаварийной защиты, отключение аппаратов и механизмов, отключение электроэнергии и других энергоносителей, режим работы вентиляции и систем очистки воздуха, порядок использования средств спасания людей и ликвидации аварии. При этом должно быть учтено влияние выполняемых переключений и отключений на работу систем противоаварийной защиты, жизнеобеспечения и других систем, которые являются существенными во время ликвидации аварии. 6.3.7. Обязанности ВК изложены в разделе 8 (пункт 8.4.1).

6.4. Оперативная часть ПЛАС для аварий на уровне "Б" включает в себя дополнительно к перечисленным в п.6.3 такие документы: блок-схему предприятия; план предприятия. 6.4.1. В блоке-схеме предприятия следует пометить производства без разделения их на отдельные цеха, отделения или производственные участки (по аналогии с блоком-схемой производства), прямые и обратные межпроизводственные потоки, их характеристики и параметры, межпроизводственную и предельную для предприятия отсекающую арматуру, ее тип и основные технические характеристики (условное обозначение, тип выполнения, быстродействие), которые имеют непосредственное отношение к локализации (ликвидации) аварии. Каждый элемент блока-схемы должен иметь буквенное или цифровое обозначение, которое соответствует номеру позиции или условному обозначению, нанесенным на месте и/или принятым технологическим регламентом. 6.4.2. На плане предприятия следует определить: места расположения производств; места скопления опасных продуктов с указанием наименования и массы продукта; прямые и обратные межпроизводственные потоки, их характеристики и параметры; межпроизводственная отсечная арматура, ее тип и основные технические характеристики; средства противоаварийной защиты; средства связи и оповещения; эвакуационные выходы и маршруты эвакуации; хранилища и места укрытия; пути подъезда, места установления и маневрирования спецтехники; места наиболее вероятного возникновения аварийных ситуаций (аварий); зоны возможного поражения обслуживающего персонала предприятия с учетом распространения взрывных и ударных волн, направления движения взрывоопасных и токсических облаков. Как план предприятия, может быть использован генплан с необходимыми приложениями. 6.4.3. Обязанности ВК изложены в разделе 8 (пункт 8.4.2).

7. Требования к составлению оперативной части ПЛАС для аварий на уровне "В"

7.1. Оперативная часть разрабатывается для руководства действиями соответствующих служб и подразделений с целью предотвращения развития аварии и распространению ее на другие предприятия (объекты), спасанию и выводу людей с зоны поражения и потенциально опасных зон.

7.2. При разработке оперативной части следует определить всех участников противоаварийных действий. Кроме того, следует реально определить их функции, ресурсы, обязанности и степень участия. В состав участников противоаварийных действий должны входить: органы Госнадзорохрантруда и Госпожнадзора; специальные формирования: районная (обьектная) пожарная часть, военизированная газоспасательная служба и другие; милиция, медицинская (в т.ч. больницы), транспортная службы и служба социального обеспечения; органы по руководству аварией и/или территориальные органы МЧС; коммунальные службы района (города); руководство предприятия; органы массовой информации и связи; органы здравоохранения и окружающей среды. 7.2.1. При разработке оперативной части требуется: предусмотреть процедуру привлечения населения к работам относительно локализации и ликвидации аварии; предусмотреть согласованные действия производственного персонала, всех привлеченных подразделений и служб, а также населения; обеспечить совместные действия персонала расположенных рядом предприятий (объектов) и органов местного самоуправления соседних районов.

7.3. Оперативная часть должна содержать: титульный лист (приложение 5); ситуационный план с приложениями; обязанности ВК, исполнителей и других должностных лиц относительно локализации аварии. 7.3.1. Ситуационный план разрабатывается для осуществления руководства и координации действий персонала предприятия (объекта), спецподразделений, формирований МЧС, других организаций, которые привлекаются для локализации аварии, организации крупномасштабных спасательных работ и эвакуации людей с опасных зон. 7.3.1.1. На ситуационном плане отражаются промышленная площадка предприятия (объекта) на местности, а также жилые районы, населенные пункты, другие предприятия и организации, которые расположены рядом с им и на которые может распространяться действие поражающих факторов аварии. Размер территории, которая охватывается ситуационным планом, определяется масштабом зон поражения (заражения). 7.3.1.2. На ситуационный план наносятся: зоны возможного поражения по различным сценариям развития аварий; численность людей в этих зонах и время достижения их поражающими факторами аварии с учетом скорости и направления ветра, погодных условий, рельефа местности; возможные пути эвакуации населения и безопасные зоны, хранилища, укрытия; места расположения средств противоаварийной защиты, источников аварийного энерго- и водоснабжения, а также наличие и местонахождение запасов средств пожаротушения: воды, пенообразователя, огнетушительного порошка, средств защиты органов дыхания; места расположения аварийно-спасательных подразделений, пожарных частей и т.д., возможные места их развертывания и маневрирования; места скопления опасных продуктов вне территории предприятия с указанием наименования и массы продукта. 7.3.1.3. К ситуационному плану прилагаются: план предприятия (объекта), который отвечает требованиям п.6.4.2; схема связи, порядок оповещения и взаимодействия органов руководства комиссии по чрезвычайным ситуациям с организациями и формированиями МЧС, которые привлекаются при этом, как в данному, так и в соседних регионах (в случае потребности); ведомости относительно наличия частей МЧС, радиационной и химической защиты, пожарных и газоспасательных частей, медицинских служб, их численности, оснащенности, времени развертывания; сведения относительно невоенизированных формирований предприятия (объекта); сведения относительно наличия средств тушения пожара и нейтрализации выбросов на предприятии (объекте) и в спецслужбах; меры относительно эвакуации и спасания людей с указанием перечня, места расположения и порядка привлечения защитных сооружений, медицинских служб и средств, технических и транспортных средств, средств индивидуальной защиты людей, в т.ч. с указанием количества технических и других средств, которые нужны для этого; состав штаба (оперативной группы для ликвидации аварии) и порядок оповещения его членов; порядок оповещения рабочих предприятия (объекта) и населения, проживающего вблизи предприятия (объекта), об аварии; порядок постоянной информации относительно хода развития аварии, хода работ по ее локализации (ликвидации), относительно надлежащего поведения и мер безопасности на данный момент; порядок организации разведки пожара; порядок организации разведки и наблюдение ячейки химического поражения, зоны возможного заражения вредными веществами; организация медицинского обеспечения, жизнеобеспечение эвакуированных в местах их сбора; порядок проведения мер относительно снижения запаса вредных веществ и безаварийной остановки производства; порядок взаимодействий между спецподразделениями и привлеченными организациями.

7.4. Обязанности ответственного руководителя работ изложены в разделе 8 (пункта 8.4.1; 8.4.2; 8.4.3).

8. Полномочия и обязанности ответственного руководителя работ

8.1. Руководство работами по ликвидации аварии, спасанию людей и снижению влияния опасных факторов аварии на имущество (собственность), людей и на окружающую среду осуществляет ВК. С целью облегчения выявления ВК среди лиц, которые находятся в месте расположения органа руководства локализацией аварии, он должен иметь одежду (каску, куртку и т.д.) яркого оранжевого цвета. Запрещается другим лицам, кроме ВК, носить одежду, которая окрашена в аналогичный цвет. 8.2. Запрещается вмешиваться в действия ВК. При явно неверных действиях ответственного руководителя работ, вышестоящее руководящее лицо имеет право отстранить его и принять на себя руководство ликвидацией аварии или назначить для этого другое соответствующее лицо. 8.3. Обязанности ВК выполняют: на уровне развития аварии "А" - начальник производства (цеха, отделения, производственного участка). До его прибытия на место аварии обязанности ВК выполняет его заместитель или специально назначенное лицо, которое должно быть отмечено в ПЛАС; на уровне развития аварии "Б" - руководитель предприятия. До его прибытия на место аварии обязанности ВК выполняет его заместитель или специально назначенное лицо, которое должно быть отмечено в ПЛАС; на уровне развития аварии "В" - должностное лицо, назначенное решением органа местного самоуправления. До его прибытия на место обязанности ВК выполняет руководитель предприятия. При возникновении во время аварии пожара ответственным руководителем его тушения является старшее должностное лицо Государственной пожарной охраны МВД Украины.

8.4. ВК обязан: 8.4.1. На уровне развития аварии "А": оценить условия, выявить количество и местонахождение людей, охваченных аварией, принять меры относительно оповещения рабочих предприятия и населения (при потребности) об аварии; принять меры относительно окружения района аварии и опасной зоны; принять немедленные меры относительно спасания людей, локализации и ликвидации аварии; обеспечить вывод с опасной зоны людей, которые не берут непосредственного участия в ликвидации аварии; ограничить допуск людей и транспортных средств к опасной зоне; контролировать правильность действий персонала, а в случае потребности - действия газоспасательных, пожарных, медицинских подразделений относительно спасания людей, локализации и ликвидации аварии на производстве, и выполнения своих распоряжений; информировать непосредственное руководство, органы Госнадзорохрантруд, а при потребности территориальные органы МЧС, органы местного самоуправления и средства массовой информации о ходе и характере аварии, о пострадавших в ходе спасательных работ; уточнять и прогнозировать ход развития аварии, при потребности вносить коррективы в оперативную часть плана. 8.4.2. На уровне развития аварии "Б" дополнительно к п.8.4.1: известить о месте расположения органа управления работами относительно локализации аварии; уточнить с территориальным органом МЧС, организациями здравоохранения и другими организациями порядок эвакуации потерпевших, персонала предприятия, а в случае потребности - и местного населения; руководить действиями персонала предприятия, газоспасательных, пожарных, медицинских подразделений относительно спасания людей, локализации и ликвидации аварии на предприятии и контролировать выполнение своих распоряжений. 8.4.3. На уровне развития аварии "В" дополнительно к пп.8.4.1; 8.4.2: уточнить с территориальным органом МЧС, организациями здравоохранения и другими организациями порядок эвакуации потерпевших, персонала соседних предприятий и организаций, а в случае потребности - и местного населения; определить круг и порядок привлечения организаций, технических и транспортных средств; наличие и потребность в медикаментах, средствах тушения пожара, средствах индивидуальной защиты и др., способ их поставки, место расположения пострадавших и эвакуированных людей; организовать предоставление медицинской помощи пострадавшим; организовать питание и отдых лиц, которые участвуют в ликвидации аварии.

9. Обязанности владельца (руководителя) предприятия (объекта)

Владелец (руководитель) предприятия (объекта) обязан: 9.1. Разработать специальные программы (с определением приоритета относительно реализации), которые предусматривают дооснащение средствами контроля, автоматического регулирования, оборудования взрывопредупреждения и взрывозащиты, быстродействующими отсекателями, системами безопасной аварийной остановки предприятия (объекта), оповещения, защиты и спасания людей, создания запасов дегазирующих реагентов, совершенствования систем улавливания и дегазации вредных выбросов, устраивания систем локализации, которые препятствуют распространению неорганизованных выбросов на территории предприятия и за его границами, и другое, если во время разработки ПЛАС оказывается недостаточная готовность предприятия (объекта) к противоаварийной защите. 9.2. Предусмотреть в случае потребности установку резервных систем жизнеобеспечения, сигнализации и противоаварийной защиты. Например, должны существовать резервные сети связи, должны быть назначены дублеры для ведущих специалистов, должен быть определен альтернативный центр руководства, если нарушено функционирование основного центра, должны быть продублированы жизненно важные узлы на объектах повышенной опасности. 9.3. Обеспечить оперативность обнаружения, эффективность локализации и ликвидации аварии за счет применения технических средств с надлежащей надежностью и быстродействием. 9.4. Обеспечить соответствие оперативности действий персонала предприятия динамике развития возможных аварий: путем обеспечения распределения обязанностей между производственным персоналом, использования надежных средств оповещения и связи и рационального расположения пультов (устройств) руководства противоаварийными системами. При определении обязанностей персонала в случае аварии, следует учитывать возможность отсутствия отдельных рабочих вследствие болезни, отпуска, праздников. 9.5. Оперативно сообщать органы, которые отвечают за действия относительно локализации аварии, о всех случаях, которые связаны с опасными веществами и могут причинить вред здоровью человека и окружающей среде. Сообщение должна осуществлять должностное лицо, которое имеет на это право и может предоставить, как можно оперативнее, информацию о характере случая, опасные вещества, которые задействованы в нем, потенциальную сложность случая, возможность выявления действия поражающих факторов аварии за границами территории предприятия. 9.6. Предусматривать обеспечение современными антидотами и другими фармацевтическими препаратами, в т.ч. кислородом, если на предприятии есть вредные вещества, а также обеспечить наличие постоянно обновляемого запаса соответствующих медицинских препаратов, которые необходимы при аварии, дезактивационного оборудования для применения на площадке и в больницах, а также, при возможности, средств защиты для персонала медицинских бригад неотложной помощи. 9.7. Передать органам местного самоуправления результаты выполненного анализа опасности предприятия (объекта), а также другие материалы, которые нужны для разработки ПЛАС. 9.8. Предоставить средствам массовой информации данные о всех опасностях, которые были установлены в процессе анализа. 9.9. Сотрудничать с центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при разработке оперативной части ПЛАС для аварий уровня "В".

10. Внедрение ПЛАС

10.1. ПЛАС и изменения к нему (в нужном для качественного выполнения своих обязанностей объеме) должны быть изучены персоналом организаций, которые участвуют в ликвидации аварии, и соответствующими спецслужбами. 10.2. Допуск к работе лиц, которые в установленном порядке не прошли обучения, инструктаж и проверку знаний ПЛАС, запрещается. 10.3. Персонал всех организаций, которые участвуют в ликвидации аварии, должен проходить обучение и практическую подготовку с целью поддержания постоянной готовности. 10.4. На больших предприятиях для персонала может быть организовано специальное курсовое обучение по ПЛАС на учебно-тренировочных полигонах с использованием компьютерных тренажеров и других современных технических средств обучения. 10.5. В течение года по вероятным аварийным ситуациям, которые предусмотрены ПЛАС, должны проводиться учебно-тренировочные занятия и учебные тревоги. График проведения учебно-тренировочных занятий и учебных тревог утверждается руководителем предприятия (объекта) или органа местного самоуправления, в зависимости от уровня аварии, и согласовывается с территориальным управлением Госнадзорохрантруд и территориальным управлением МЧС. 10.6. Учебные тревоги проводятся под руководством ВК при участии всех организаций, участие которых предусматривается оперативной частью ПЛАС. 10.7. При неудовлетворительных результатах учебной тревоги она должна быть проведена во второй раз в течение 10 дней, после детального изучения допущенных ошибок. 10.8. При проведении тренировок следует практиковать участие независимых наблюдателей, поскольку это обеспечивает объективную оценку недостатков или ошибок ПЛАС. 10.9. Необходимо также проводить тренировку в экстремальных условиях (например, во время пересменки, ночью, в холодную погоду, др.). 10.10. Персонал посторонних организаций и лица, которые посещают предприятие (объект), должны быть проинструктированы о своих действиях в случае возникновения аварии. 10.11. Необходимо поддерживать постоянную готовность оборудования и средств информации, которые могут понадобиться для получения необходимых данных в случае аварии. Сюда можно отнести, например, аналитические методы и средства для выявления опасных веществ, а также меры, которые проводятся при повреждении защитной оболочки опасного вещества. 10.12. Необходимо сообщить населению относительно систем оповещения об аварийной ситуации (аварии), которые используются. Эти системы следует периодически проверять.

Начальник управления по надзору в химической, нефтегазоперерабатывающей и газовой промышленности Ю.М.Герасименко



 
« Положение об особых условиях безопасного производства работ   Положення щодо розробки планів локалізації та ліквідації аварійних ситуацій і аварій »
электрические сети