Стартовая >> Оборудование >> ВЛ >> Узлы и элементы такелажа опор ВЛ для переходов

Якоря - Узлы и элементы такелажа опор ВЛ для переходов

Оглавление
Узлы и элементы такелажа опор ВЛ для переходов
Шарниры
Талрепы
Соединительные узлы и элементы
Якоря

3. Якоря  —  устройства для восприятия усилий, к которым прикрепляются неподвижные блоки полиспастов, отводные блоки, лебедки, оттяжки. Якоря для больших усилий в нормальных грунтах выполняются из сборных железобетонных элементов, из бревен или из монолитного бетона.
Получило распространение использование в качестве якоря типовых анкерных плит (рис. 6, а), предназначенных для закрепления инвентарных оттяжек опор. Для устройства якоря роется котлован, стенка которого со стороны действия усилия выполняется более отвесной. Плита закладывается в котлован, в ее рым продевается канат, и с помощью сжимов образуется петля.
Для того чтобы канат огибал рым по увеличенному радиусу, к рыму привариваются две дужки из стального круглого прутка (рис. 6, л) или две щеки с изогнутой полосой (рис. 6, м). В стенке котлована со стороны действующего усилия прорезается щель, куда наклонно закладывается петля из каната, которая должна быть расположена таким образом, чтобы сжимы находились над землей. Котлован и щель засыпаются грунтом, который при этом должен хорошо трамбоваться. Для восприятия больших усилий якорь выполняется из двух анкерных плит, которые могут располагаться рядом друг с другом (рис. 6, б) или на некотором расстоянии друг от друга (рис. 6, в); в последнем случае несущая способность якоря увеличивается, так как плиты не оказывают влияние друг на друга (табл. 4).
Для восприятия усилий в слабых и насыпных грунтах применяется якорь, состоящий из четырех анкерных плит (рис. 6, г). При невозможности заглубления анкерных плит на необходимую глубину должна насыпаться банкетка, рациональный профиль которой изображен пунктиром на рис. 6, а. Конструкция якоря из бревен на усилие 200 кН приведена на рис. 6, д.
При устройстве якоря сначала роется котлован, затем на поверхности земли собирается связка из трех бревен (диаметром 26 см каждое, которая в местах крепления канатов для предотвращения перерезания ими бревен обертывается стальными полосами (сечением 200 X 8 мм). После закладывания в котлован
Таблица 4
Использование анкерных плит в качестве якорей

 

Шифр плиты

Схема якоря на рис. 5

Глубина заложения плиты, м

Грунт необводненный

Грунт обводненный

Допус-
нагрузка, кН

Диаметр каната якоря, мм

Длина каната якоря, м

Допускаемая нагрузка.

Диаметр
каната
якоря.

Длина каната якоря,м

 

а

2,5 3,0

246 246

38 38

22 25

144 185

29 33,5

21
24

ПЛ2-2

б

2.5 3,0

426 479

36,5

39 45

247 317

29 31,5

37 44

 

в

2,5 3,0

444 444

38 38

43 49

260 334

29 33,5

42 48

 

а

2,5 3,0

254 254

38 38

22 26

175
245

31,5 38

21
25

ПАЗ-1

б

2,5 3,0

500 500

38

46

298 407

29 33,5

38 44

 

в

2,5 3,0

460 460

38
38

44 50

315 442

31,5 36,5

42 49

 

а

2,5 3,0

366 366

44,5 44,5

24 27

240 283

38 39,5

23 26

ПАЗ-2

б

2,5 3,0

657 730

44,5 49

41 49

412
499

36,5

39 45

 

в

2,5 3,0

660 660

44,5 44,5

45 51

433 510

36,5 38

43 49

Примечание. 1. Допускаемые нагрузки на якоря приведены для грунтов средней плотности, имеющих объемную удельную массу не менее 1,6 t/m3. 2. Засыпку плит необходимо производить с тщательным трамбованием через каждые 0,3 м.
связки бревен наклонно устанавливаются две сваи, которые вдавливаются трактором в предварительно проделанные для них отверстия. Затем на сваи кладется вторая связка бревен и все засыпается грунтом с обязательным трамбованием.
Для некоторого увеличения несущей способности якоря на поверхность насыпанного грунта котлована может быть установлен дополнительный груз, например трактор с лебедкой, который своей массой дополнительно нагружает анкерную плиту или бревна. При этом трактор в начале подъема опоры остается неподвижным, наматывая на барабан лебедки канат полиспаста, а затем, когда опора уже приподнята и усилие на якорь несколько уменьшается, начинает двигаться.
Увеличение несущей способности якоря также происходит при замораживании грунта. При расположении фундамента опоры поблизости от водного пространства якорь для тормозного полиспаста иногда оказывается расположенным в воде. В таком случае устраивают ряжевый якорь (рис. 6,дас). При этом сначала для выравнивания поверхности на дно насыпают слой камней. Затем производится изготовление ряжа  —  сруба с дном из бревен, который по мере изготовления опускается на насыпанные на дно камни. Под нижний ряд донных бревен подкладывается стальная балка 17, к концам которой прикрепляется канат 2.
В открытую сверху четырехячейковую коробку сруба насыпают камни. Для предотвращения опрокидывания ряжа или его перемещения по дну со стороны действия усилия стенка ряжа снаружи укрепляется камнями. Сооружение ряжа более удобно зимой при наличии льда. Несущая способность ряжа уменьшается из-за подъемного действия воды, в которой находится большая часть ряжа.
При установке опоры в стесненных условиях иногда ряж для тормозного полиспаста приходится сооружать под собранной опорой. Для этого собранная опора подъемным такелажем приподнимается на некоторую высоту и опускается на подведенную под нее подставку. После этого под опорой устраивается ряжевый якорь и производится установка опоры.
При залегании крепкой скалы устраиваются скальные якоря (рис. 6,з), которые состоят из скальных болтов 14 и балки 12. Для заделки скальных болтов в скале бурятся шпуры (отверстия), в которые заливается жидкий цементный раствор. Скальный болт вместе со слегка защемленным в прорези клином 15 опускается в шпур кувалды и расклинивается.
Диаметр и глубина шпура, зависящие от диаметра скального болта, обычно принимаются следующих размеров (мм):
Диаметр скального болта 24 27 30 36 40
Диаметр шпура .... 38 — 42 42-45 45-50 50-55 60-65
Глубина шпура .... 700 800 900 1000 1200
В скале вырубается углубление для упора 13 балки, который разгружает болты от действия большой горизонтальной нагрузки. Нижняя часть балки 12, установленной на скальные болты, и упор 13 заливаются цементным раствором. Нагружать скальный якорь можно через месяц (после приобретения бетоном полной прочности). Для восприятия большой нагрузки устраивается сдвоенный якорь (рис. 6, и).
Если на месте установки опоры оказывается недостаточно места для передвижения трактора в направлении подъема опоры, устанавливается отводной блок, который позволяет изменить направление движения трактора. Отводные блоки прикрепляются к якорям полиспастов, к фундаментам концевых опор или к самостоятельным легким якорям.
При использовании якоря полиспаста в рым анкерной плиты продевается дополнительный канат, из которого образуется петля крепления отводного блока. Для уменьшения горизонтального усилия, действующего на подножник фундамента концевой опоры, отводной блок крепится к двум подножникам с распоркой из бревна по схеме рис. 6, 1с.



 
« Узлы для крепления линейной арматуры на железобетонных опорах ВЛ 0,4-35 кВ   Универсальные механизмы на ВЛ »
электрические сети