Стартовая >> Оборудование >> Трансформаторы >> Справка >> Температура вспышки трансформаторного масла

Температура вспышки трансформаторного масла

Температурой вспышки трансформаторного  масла называется та температура, при которой вспыхивает смесь паров масла с воздухом при поднесении открытого пламени. Сущность метода определения температуры вспышки в закрытом тигле заключается в определении самой низкой температуры горючего вещества, при которой, в условиях испытания над его поверхностью, образуется смесь паров и газов с воздухом, способная вспыхивать в воздухе от источника зажигания, но скорость их образования ещё недостаточна для последующего горения. Температура вспышки характеризует испаряемость масла, дает представление о наличии в масле более или менее летучих углеводородов. Чем ниже температура вспышки, тем больше в нем летучих веществ. При нормальной работе аппаратов и трансформаторов температура вспышки постепенно возрастает вследствие улетучивания легких фракций.
Снижение температуры вспышки трансформаторного масла указывает на наличие в оборудовании дефектов, приводящих к разложению масла и образованию воспламеняющихся летучих фракций (короткозамкнутые витки, повреждение контактов и т.п.).
Существуют различные устройства по определению температуры вспышки трансформаторного масла. Одно из таких устройств выпускает НПО «Бреслер», г. Чебоксары.

В практике работы энергосистем зафиксированы единичные случаи отбраковки трансформаторного масла по температуре вспышки и они были в основном обнаружены в цистернах, поступивших для заливки во вновь вводимые электрооборудования.
На одной из подстанций ОАО «Чувашэнерго» в трансформаторе типа ТРДЦН 63000/220 Московского трансформаторного завода под N1345635 на 5-й отпайке РПН одной из фаз было обнаружено отклонение сопротивления по постоянному току на 3% но сравнению с другими фазами, одновременно с помощью хроматографического анализа в баке трансформатора было выявлено наличие газов метана и этилена выше нормы (0.0139 и 0,017 (% об.)), на основе которых был сделан вывод, что дефект находится именно в баке трансформатора. Вскрытие трансформатора показало, что на пятой отпайке переключателя РПН болт наполовину открутился вследствие заводского дефекта (болт на этой отпайке, как и на многих других, не был защищен замковой шайбой), а на шайбе были видны следы частичного разряда площадью около 1см2. Однако температура вспышки трансформаторного масла со дня ввода в эксплуатацию данного трансформатора до его вскрытия менялось отнюдь не в сторону ее уменьшения, а наоборот, в сторону увеличения. С 1989 по 1993 год ТВЗТ постепенно увеличилась со 143° до 148°. После заливки этого же масла с помощью установки УВМ температура вспышки увеличилась еще на 2 градуса. Примерно такая же картина прослеживалась и на другом трансформаторе Тольяттинского трансформаторного завода типа ТДН 16000/ 110 зав. № 11026. В 1994 году на одной из фаз обмотки высокого напряжения было обнаружено расхождение омического сопротивления по постоянному току на 4-5% по всем отпайкам. Объемная доля ацегилена в баке трансформатора достигла значения 0,0014 %. Содержание остальных газов не превышало норму (анализ на содержание водорода не проводился). После вскрытия трансформатора были обнаружены следы подгара на контакте реверса переключателя РПН площадью 1-2 см2. Температура вспышки с 1981 по 1994 год увеличилась со 152° до 157°С. Были и еще многочисленные примеры, когда в силовых трансформаторах обнаруживали превышение граничных значений растворенных в масле газов, таких как метан, этилен, ацетилен, водород, этан, а в последующем они подлежали вскрытию. Во всех этих случаях в трансформаторах имелись дефекты в контактных соединениях или в переключателях РПН или на шпильках выводов обмотки НН, но ни в одном из них не замечено уменьшение температуры вспышки масла.
Опыт эксплуатации позволяет констатировать, что дефекты, связанные с частичными разрядами и дефектами в контактных системах переключателей PПH трансформаторов и на шпильках выводов обмотки НН, не понижают температуру вспышки. Это объясняется тем. что растворенные в масле горючие газы, образованные вследствие дефекта в трансформаторе, незначительны по сравнению с тем количеством легких фракций, которые существуют в трансформаторном масле.

 
« Таблица определения группы соединения обмоток трансформаторов   Температурные и вязкостные свойства трансформаторного масла »
электрические сети