Концевые элементы используют для навешивания стропов на грузозахватный орган грузоподъемного механизма, соединения частей стропов и соединения стропов со специальными приспособлениями на грузах, предназначенных для их подъема и перемещения. Концевые звенья стропов изготавливают следующих типов: Р — разъемные треугольные (исполнения РТ1, РТ2, РТЗ); РОв — разъемные овальные, неразъемные; вида Т — треугольные, О — овоидные, Ов — овальные (исполнение Ов1, Ов2); К1—крюки с замком, К2 — крюки без замка, КЗ — крюки с утопленным носком, Кр — карабины и т. д.
В качестве концевых элементов стропов широко используют коуши (рис., табл.  1 и  2). Их выбирают по диаметру каната независимо от его характеристики и, если они предназначены для эксплуатации при температуре окружающей среды не ниже —40°С, изготавливают из стали СтЗспЗ, для более низких температур эксплуатации — из стали ВСтЗспб.
ТАБЛИЦА  1
КОУШИ  


Диаметр нанята, мм

Размеры, мм

Масса, кг

D

Si

L

Ц

т

s

S,

5,7—7,0

25

12

41

62

4

2

5

0,035

7,0—8,6

30

14

50

74

5

2

6

0,058

8,6—10,2

34

18

56

84

6

3

7

0,110

10,2—12,5

40

20

65

100

7

3

9

0,150

12,5-15,5

45

24

74

115

9

3

11

0,200

15,5—18,5

56

28

92

144

10

4

13

0,400

18,5—22,0

63

32

104

160

12

4

16

0,550

22,0—25,5

75

38

125

190

14

5

19

0,970

25,5—30,0

85

42

142

225

16

5

21

1,320

30,0—34,5

95

50

158

255

19

6

24

1,850

34,5—39,5

105

56

175

280

22

6

27

2,300

39,5—44,5

120

64

202

325

24

8

30

4,000

44,5—49,5

130

70

217

350

27

8

33

4,700

49,5—54,5

140

80

234

385

30

10

36

7,150

Коуш
Рис. 1. Коуш:
а — точечный: 6 — литой; в — кованый и штампованный; г — из трубы (1 — тип коуша)

Коуш представляет собой металлический желоб, согнутый в виде кольца. Отечественная промышленность выпускает коуши двух типов: С — для тросов стальных и Р — для пеньковых. Для синтетических тросов можно использовать коуши типа Р. Изготавливают их штамповкой или ковкой с последующей гибкой и оцинковкой. Маркировка на коушах содержит товарный знак завода-изготовителя, тип коуша и допустимую нагрузку.
Неразъемные кольца гнут с последующей сваркой из пруткового материала (рис. 2). Параметры неразъемных стропальных колец приведены в табл. 3. Чаще всего используют овальные кольца, так как они лучше центрируются относительно крюка и различных выступов; треугольные удобны для работы с плоскими стропами; круглые из-за ограниченности диаметра для подъема тяжеловесных грузов не применяют.

ХАРАКТЕРИСТИКА КОУШЕЙ
ХАРАКТЕРИСТИКА КОУШЕЙ
Недостаток замкнутых колец — невозможность разборки их для смены стропов или разборки при ремонте. Более удобны в эксплуатации разъемные кольца — карабины, скобы, серьги с отъемной планкой (рис. 3, табл. 4).
Карабин представляет собой продолговатое полузамкнутое кольцо с закрывающимся зевом (рис. 4). Карабины бывают навесными и прицепными. Навесные карабины, как и крюк, являются неотъемлемой частью стропа, а прицепной свободно одевается на петлю стропа и может быть при необходимости снят. У карабинов зев кольца закрывается трубкой-накладкой, предохраняющей груз и строп от самопроизвольного соскальзывания с кольца. Навесной карабин от выскальзывания из петли стропа предохраняется планкой. Накладка прицепного карабина удерживается на кольце стерженьком. Перед строповкой груза предохранительную трубку или накладку поднимают вверх так, чтобы кольцо карабина свободно проделось в петлю, рым или проушину зацепляемого груза.
Неразъемное кольцо
Рис. 2. Неразъемное кольцо:
а — круглое; б — овальное круглого сечения (Ов-1); в — овальное прямоугольного сечения (Ов-2); г — овоидное (О); д — треугольное (Т); е — ромбическое; ж — кованое; з — шарнирное; D — диаметр звена; t — шаг звена; R — внутренний радиус овального кольца; И — расстояние между центрами овала; L — длина эвена; с — ширина прямоугольного сечения; h — толщина кольца прямоугольного сечения; А — ширина звена
ТАБЛИЦА 3
ПАРАМЕТРЫ СТРОПАЛЬНЫХ КОЛЕЦ
ПАРАМЕТРЫ СТРОПАЛЬНЫХ КОЛЕЦ
Карабины безопасны в работе и могут быть использованы при строповке любых грузов. Если карабины исправны, то самопроизвольного отцепления их не происходит. Параметры разборных кольцевых элементов приведены в табл. 4, 5.
Разъемное кольцо типа Р
Рис. 3. Разъемное кольцо типа Р:
I — скоба; г— планка; 3 — шплинт; 4 — гайка; 5 — ограничитель; 6 — болт
Карабин
Риг. 4. Карабин (разъемное кольцо):
а — навесной, 6 - прицепной, в — удлиненный прицепной; 1 — канат; 2 — звено; 3 — предохранительная планка; 4 — рым; 5 — предохранительная трубка; 6 — предохранительная накладка; 7 — удерживающий стержень; Я — крановый крюк; А — ширина карабина: d — диаметр сечения звена; l — длина; R — внутренний радиус
Два сдвоенных крюка, по форме напоминающие цифру 8, называют восьмеркой (рис. 5); восьмерки могут выполняться в следующих исполнениях: ВВ—вилка-вилка; УУ—ушко-ушко; ГГ—крюк-крюк; ВУ — вилка-ушко; ВГ—вилка-крюк; ГУ—крюк-ушко (см. табл.6). В практике применяют два типа восьмерок: обыкновенную и удлиненную.
РАЗЪЕМНЫЕ КОЛЬЦА (ПОДВЕСКИ)


Номер подвес и

Грузоподъемность, кг

Массу, кг

Размеры, кг

-

-

«

L

г

 

10

1 000

3,82

24

56

225

248

30

М20

16

1 600

5,02

28

64

255

284

34

М24

25

2 500

6,26

32

75

316

349

42

М24

40

4 000

15,73

42

86

380

428

54

М30

63

6 300

26,52

50

105

440

495

60

М36

100

10 000

43,55

60

130

525

590

70

М42

ТАБЛИЦА 5
ПАРАМЕТРЫ РАЗБОРНЫХ КОНЦЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Размеры, мм
Разрезные кольца — карабины


500

26

155

84

           

 

16

 

 

800

225

100

30

23

20

           

           

1000

36

260

120

24

           

1250

315

130

40

30

25

           

2500

370

160

50

40

30

Скобы прямые (рис. 7, а)


500

10

53

72

50

20

24

 

12

1000

13

64

87

60

24

30

16

1250

15

73

102

70

28

35

18

1600

18

82

116

80

32

40

20

2000

20

98

132

98

36

45

24

2500

22

108

147

100

40

50

27

3200

24

122

164

ПО

46

60

33

4000

28

136

182

120

50

68

36

5000

36

175

226

150

64

80

45

Скобы гнутые (рис. 7, б)


250

10

45

32

10

20

20

32

12

500

12

55

32

12

25

25

32

12

1000

16

65

40

16

30

30

40

16

1600

20

80

50

20

35

35

50

20

2000

24

105

65

24

46

45

65

24

3200

30

120

80

28

46

60

80

30

Серьги (рис. 2)


30

215

280

62

 

33

70

М24

36

332

315

70

           

35

85

М27

45

397

385

90

           

40

100

МЗО

ХАРАКТЕРИСТИКА ТАЛРЕПОВ (ВИНТОВЫХ СТЯЖЕК)
ХАРАКТЕРИСТИКА ТАЛРЕПОВ
Восьмерки гнут из круглой стали, они предназначены для подъема легких грузов. Кованые или штампованные удлиненные восьмерки применяют при подъеме грузов массой до 3000 кг. Восьмерки с талрепами выполняют также ковкой или штамповкой, они предназначены для подъема легковесных и тяжеловесных грузов (табл. 7).
Восьмерка
Рис 5. Восьмерка:
а — обыкновенная из круглого проката; в — удлиненная из круглого проката; в, г — удлиненные кованые или штампованные; д, е — с талрепами
(винтовые)
ТАЛРЕПЫ (ВИНТОВЫЕ СТЯЖКИ)
ТАЛРЕПЫ
При строповке груза с помощью восьмерки один крюк ее цепляют к стропу, другим захватывают деталь. Для этой цели используют цепные стропы с удлиненными звеньями или дополнительными кольцами. Они позволяют на каждую ветвь стропа подвешивать по нескольку изделий. Восьмерки с талрепами (винтовые) регулируются по длине, что необходимо при монтаже деталей в строго горизонтальном или вертикальном направлениях. При строповке восьмерками необходимо следить, чтобы стропы перед подъемом груза были предварительно натянуты, иначе произойдет самопроизвольное отцепление.
Коромысло (серьга) — самое простое и в то же время универсальное приспособление. Оно несложно в изготовлении, надежно и удобно в эксплуатации. Коромысла бывают грузоподъемностью от нескольких килограммов до 80 т (рис. 6, табл.  8).
ТАБЛИЦА  8
ПАРАМЕТРЫ СЕРЕГ
ПАРАМЕТРЫ СЕРЕГ
Обыкновенные коромысла применяют для строповки деталей легковесных и тяжеловесных; гнутые — для легковесных грузов; круглые с дысками —для весьма тяжелых грузов. Скобы, приваренные к коромыслам, удерживают канаты от соскальзывания. Круглые с буртиками коромысла, подвешиваемые универсальными стропами, используют при строповке средних по массе грузов; многоступенчатые и с рымами—при сборке цилиндров и других деталей, когда необходимо их центрирование: конусные коромысла — при строповке конусных деталей; крюкообразные — при подвешивании деталей с одинаковой массой. При выборе коромысла необходимо учитывать, что длина его должна быть на 10—20 мм больше отверстия детали, в которое вводят коромысло.
Коромысло
Рис. 6. Коромысло (серьга):
а, б — обыкновенные для строповки легковесных и тяжеловесных грузов; в — гнутое для легковесных грузов; г — круглое с лысками для весьма тяжелых грузов; д — круглое для тяжелых грузов; е—з — многоступенчатые с рымом для строповки конусных деталей; и — групповое для строповки нескольких деталей с одинаковой массой; I — положение подъема; II — положение строповки и расстроповки
Если отверстие детали, в которое вставляется коромысло, будет больше плеча коромысла, то оно может выскочить из отверстия, а груз сорвется со стропа. Наименьший диаметр отверстия детали, необходимый для заводки коромысла, разворачивания и вытаскивания его рукой, должен быть 120 мм. Если отверстие в детали мало или коромысло тяжелое, то к нему привязывают тросик для осуществления разворота его снаружи, во избежание защемления руки рабочего.
Грузозахватная струбцина состоит из скобы и зажимного винта с рукояткой (рис. 20). Опорные поверхности струбцин, не имеющих специальных выступов и отгибов, должны иметь рифления или ребристую наплавку твердым сплавом (сормайтом). Грузозахватные струбцины, в отличие от слесарных, имеют отверстия под соединительное кольцо или канат стропа. Форма струбцин зависит от назначения. Обыкновенная универсальная струбцина предназначена для захвата изделий в горизонтальном положении. Двухсторонние струбцины используют при строповке деталей, имеющих плоские поверхности и щелевидные отверстия, в которые их вставляют и закрепляют винтами, что обеспечивает прочность и надежность захвата. Специальные струбцины со штифтами используют для захвата деталей с фланцами в любых положениях.
Грузозахватная струбцина
Рис. 20. Грузозахватная струбцина:
а — односторонняя; б. в — двухсторонние; г, 9 — специальные со штифтом; i — для захвата шкивов; ж — для захвата шестерен; з — для захвата конических шестерен; и — для захвата деталей с широкими горизонтальными волками
Струбцины для безопасного захвата шкивов, шестерен, крышек  и других аналогичных деталей имеют на одном конце скобы специальные отгибы (носики).

ХАРАКТЕРИСТИКА ТАКЕЛАЖНЫХ СКОБ


Допускаемая на- рузка, кН

Масса, кг

Размеры, мм

Допус-каемая нагрузка, кН

Масса, кг

Размеры.

мм

высота

ширина со штырем

толщина (макс.)

высота

ширина со штырем

толщина (макс.)

Скобы для стальных канатов с резьбовым штырем (типа СА)

0,98

0,03

38

28

12

49,03

4,25

184

147

75

1,96

0,04

46

35

16

64,78

5,85

211

166

80

2,94

0,08

56

42

20

78,45

7,99

235

185

90

4,90

0,13

63

49

24

98,07

11,41

265

203

100

7,84

0,25

82

61

30

122,58

14,28

288

216

110

11,77

0,38

90

68

35

156,91

17,65

320

233

120

15,69

0,51

106

79

40

196,13

26,59

360

268

130

19,61

1,00

121

94

45

245,17

37,47

400

289

140

24,52

1,38

131

104

50

313,81

49,50

440

325

160

31,38

2,17

148

116

60

392,27

61,30

470

342

170

39,23

3,07

171

131

68

Скобы для стальных канатов с гладким штырем (тип СБ)
Скобы для стальных канатов с гладким штырем

Скобы для растительных канатов (тип Р)
Скобы для растительных канатов
При зацепке изделий, чтобы не возникали лишние усилия на скобы, не рекомендуется перетягивать зажимные винты струбцин; нормальную затяжку производят от руки рукояткой винта. Применять при затяжке винта дополнительные рычаги запрещается. Вертикальное транспортирование деталей с помощью струбцин, не оборудованных штифтами, отгибами, выступами, не разрешается, так как деталь при подъеме может сорваться. Струбцины с сорванной резьбой на винтах, с разогнутой скобой или погнутым штифтом подлежат отбраковке и ремонту.
Для соединения концов тросов между собой и звеньев цепей, я также для присоединения стропа к рычагам, рымам, обухам служат скобы (рис. 8, табл. 9). Для стальных тросов скобы выпускают двух видов: с резьбовым штырем СА и гладким СБ, а для растительных тросов типа Р — только с винтовым. Скобы имеют прямой обух, который после закладки петли тросов или звеньев цепей замыкают штырем. Скобы с гладким штырем предназначены для постоянное соединения концов тросов, работающих при относительно небольших нагрузках.
Изготавливают скобы из стали СтЗ, а штыри к ним — из качественной стали 30 штампованием или ковкой с последующей оцинковкой. В маркировке из боковой поверхности скобы содержатся обозначения товарного знака завода-изготовителя, типа скобы и ее допустимой нагрузки.
Прямые скобы используют как элементы траверс, захватов, растяжек и т. д. Изогнутые облегченные и усиленные скобы применяют в качестве заменителей колец для подвешивания стальных и пеньковых канатов, стропов на крюк подъемного крана.
Скоба
Рис. 8. Скоба:
а — прямая; 6 — изогнутая облегченная; в — изогнутая усиленная; г— штыри скоб; д—ж— примеры использования скобы как самостоятельного грузозахватного приспособления
Скобы также используют как переходные звенья грузозахватных средств и приспособлений. Возможность применения скоб как самостоятельных элементов для захвата деталей при строповке грузов не ограничена. Они употребляются при транспортировании и кантовании деталей. Специальными скобами могут транспортироваться и кантоваться детали массой до 30 т.
При строповке грузов с использованием скоб необходимо следить, чтобы штыри их были хорошо зашплинтованы, а гайки полностью закручены. Если крюк крана заходит в скобу туго и не полностью, то поднимать такой скобой груз категорически запрещается.
Скоба и штыри должны маркироваться одним и тем же клеймом.