Кантование грузов

Оглавление
Кантование грузов
Кантование грузов кранами

Кантованием называют операцию переворачивания, повертывания груза из одного положения в другое. Кантование чаще всего вызывается технологией процессов производства. На машиностроительных предприятиях кантование необходимо производить при изменении операции обработки. Прибегают к кантованию изделий при проведении ремонтов, монтаже и демонтаже оборудования. Иногда кантование груза применяют в связи с необходимостью поставить или уложить груз в требуемое положение: из транспортного в рабочее и наоборот.
В процессе изготовления детали и узлы часто подвергают неоднократному кантованию: во время ковки, механической обработки, гидро-, пневмоочистки и т. д. В зависимости от площади цеха, оснащенности его от формы и массы деталей, от массовости производства выполняют разные виды кантования.

Ручное кантование

Кантование деталей массой до 100 кг выполняют с помощью монтировки (специального лома) и подкладок (рис. 1, с, б), для чего под деталь сначала подсовывают загнутую часть лома, приподнимают ее и подкладывают брусок, затем переворачивают деталь другим концом лома. Профильный крупносортный металл (уголок, швеллеры, рельсы и т. п.) и трубы можно кантовать специальным инструментом, напоминающим гаечный ключ (рис. 1, в—д). Ручные кантователи (захватные рычаги) часто используют для разворота деталей и узлов, когда их поднимают не вручную, а кранами.
Конструкция основных ручных приспособлений для кантования деталей показаны на рис. 2—127. Работать зацепщику и стропальщику по развороту и кантованию деталей без указанных ручных приспособлений запрещается.

Кантование грузов
Рис. 1. Кантование грузов
а, б — прямоугольной детали с помощью лома; в. г, д — профильного проката и труб с помощью кантовальной скобы; е — пневматический кантователь; ж — поворотная подвеска (крановая); з — подвесной кантователь с электродвигателем; и, к — приспособления для кантования деталей на 90°

Кантование грузов механизмами

Детали массой более 100 кг переворачивают специальными механическими кантователями. Поворачивание деталей вокруг продольной горизонтальной оси выполняют цепными кантователями, которые навешивают на крановые крюки; клещевыми кантователями-манипуляторами, получившими распространение в кузнечно-прессовом производстве и при электросварочных работах. Поворот деталей вокруг вертикальной оси выполняют с помощью роликов, тележек, поворотных кругов, столов станков и т. п. Для поворота (перестановки) деталей вокруг вертикальной оси на Уралмашзаводе, например, работают поворотные столы грузоподъемностью до 100 т (см. рис. 1, ж).
Конструкции механических кантователей различны. Кантователь (рис. 1, е), предназначенный для переворачивания плоских заготовок, состоит из двух качающихся столов / и 2 и двух шарнирно закрепленных на раме пневматических цилиндров 3. Столы соединены со штоками цилиндров осями 4. Деталь, уложенная на стол 2, после включения обоих цилиндров, поворачивается примерно на 95—100° (на фигуре изображено тонкими линиями) и перекидывается на стол 1. В вертикальном положении она удерживается упорами 5. При опускании столов в первоначальное положение деталь останется на столе 1  и ляжет обратной стороной вверх. На рис. 1, з изображен обычный поворотный стол, устанавливаемый возле станка или на станке. Деталь, положенная на него краном, может поворачиваться в горизонтальной плоскости на любой угол.

Вилка стропальщика
Рис. 3. Вилка стропальщика
Ломик
Крючок стропальщика
Рис. 4. Ломик (сталь 40)
Рис. 2. Крючок стропальщика для разворота и направления деталей (материал: СтЗкп)
Кантователь для фасонного проката
Рис. 5. Кантователь для фасонного проката (сталь 40)

Несложное приспособление (люлька) для кантования нетяжелых деталей на 90° показано на рис. 1, ц, к. Деталь ставят на кантователь до упора в вертикальную стенку качающегося угольника, который вместе с деталью поворачивают вручную за рукоятку. При массе детали до 200 кг и длине рукоятки 250 мм усилие, необходимое для поворота, не превышает 50—60 H.
Цепной электрокантователь (см. рис. 1, ж) предназначен для кантования деталей массой до 200 т. Бесконечная роликовая цепь кантователя приводится в движение электродвигателем через редукторы и вращается со скоростью 6—9 м/мин. Подвешенные посредством скоб к крюкам кранов спаренные кантователи могут поворачивать и транспортировать детали от станка к станку, т. е. использоваться в качестве грузозахватного средства.
Для кантования деталей серийного и массового производства должны предусматриваться специальные кантователи, устанавливаемые в потоке. При индивидуальном производстве кантовальное оборудование обходится дорого, потому что используется с малой нагрузкой. Единичные крупногабаритные детали выгоднее переворачивать и поворачивать на кантовательных площадках.

Кантователь для труб
Рис. 6. Кантователь для труб (сталь 40)



 
« Кантовальные площадки   Классификация грузозахватных устройств »
электрические сети