Кантовальные площадки.

Для кантования грузов кранами устраивают специальные участки с амортизацией поверхностью—кантовальные площадки. Они необходимы для смягчения ударов при падении переворачиваемых грузов и предохранения деталей от поломки. Кантование груза на обычном деревянном, каменном, асфальтовом или другом полу нежелательно, так как поверхность его разрушается и возникают выбоины.
Типы и размеры кантовальных площадок определяются размерами и массой переворачиваемых грузов, а также состоянием поверхности пола, плотностью расстановки оборудования, шириной проходов и проездов, наличием свободных площадей и др. В цехах обработки и сборки тяжелых и крупных деталей кантбвательные площадки устраиваются непосредственно на технологических линиях, недалек от металлорежущих станков, в местах, не опасных при случайном падении груза.
Устройство кантовальных площадок несложно, их можно организовать в каждом цехе без больших материальных затрат. Кантовальную площадку (рис. 1, а) делают в виде деревянного настила из досок толщиной 60—70 мм. Между собою доски скрепляют строительными скобами. В нескольких местах настил пришивают к полу. На таких площадках можно кантовать детали с сосредоточенной массой до 800 кг и корпусные детали массой до 3 т. Площадки этого типа могут быть устроены даже в проходе, в проезде, между станками. Для кантования деталей среднего габарита массой 4—6 т применяют насыпные площадки (рис. 1, б). Их окаймляют деревянными брусьями сечением 180х Х180 или 200x200 мм, связанными между собой строительными скобами. Раму в нескольких местах штырями пришивают к полу. Амортизационный слой из мелкого щебня насыпают на 100—150 мм выше уровня брусьев от ударов груза о щебень, последний постепенно размельчается и уплотняется, поэтому его нужно по мере необходимости пополнять так, чтобы он всегда доходил до уровня брусьев.
Детали массой 6—10 т можно кантовать на бревенчатом настиле (рис. 1, в), собранном из брусьев сечением 250—300 мм.
Кантовальные площадки
Рис. 1. Кантовальные площадки:
а — досчатая; б — насыпная; в — бревенчатая; г — ямозасыпная; д — засыпная с виброгасительным поясом

Между собой брусья скрепляют скобами. Бревенчатый настил можно укладывать на любое основание.
Ямозасыпная кантовальная площадка (рис. 1, г) предназначена для кантования деталей массой 50—100 т. Устройство ее подобно насыпной. Амортизационный материал засыпают в яму глубиной 500— 600 мм. края которой окаймляют деревянными брусьями сечением 200x200 мм. Над уровнем пола брусья должны выступать на 60—70 мм. Между собой их скрепляют скобами. Гранитный или другой щебень насыпают на 100—150 мм выше уровня брусьев, а по мере необходимости пополняют.
Кантовальная площадка с виброгасительным поясом (рис. 1, д) служит для переворачивания деталей массой более 100 т. Глубина засыпной части площадки 500—600 мм. Яма площадки имеет бетонное основание с железобетонным бруствером. Деревянные брусья, окаймляющие площадку, крепят анкерными болтами, замоноличенными в бруствер основания. Болты располагают друг от друга на расстоянии 1500— 1600 мм. Брус сечением 200x200 мм выступает над уровнем пола на 60—70 мм. Яму засыпают щебенкой. Вокруг железобетонного бруствера на глубину немного ниже основания ямы по всему периметру из щебня насыпают виброгасительный пояс шириной 500—600 мм под общий уровень пола. Назначение траншеи — гасить вибрации, возникающие от ударов переворачиваемых грузов. Виброгасительный пояс необходим тогда, когда вблизи работает точное оборудование, проводится сборка точных машин и т. п.
Кантовальные площадки, как правило, не имеют ограждений, так как практика показала, что ограждения мешают работать, а иногда сами служат причиной несчастных случаев. Ограждения площадки необходимы только с наиболее ответственных сторон, при этом они должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать случайные удары кантуемых деталей. Все кантовальные площадки должны быть по ширине на 1—3 м больше соответствующего габарита детали, а по длине вдвое превышать его.

Вспомогательные приспособления для кантования
Рис. 2. Вспомогательные приспособления для кантования:
а, б —литые или сварные подставки; в — подставка с цапфами; г — коробчатая подставка- д — угольник; е — монтажная балка; ж — кантование обычными грузовыми струбцинами; з - то же, специальными грузовыми струбцинами; и — то же, слесарными струбцинами

Вспомогательные кантовальные приспособления. На кантовальных участках (площадках), кроме стропов, должны быть один — два угольника, несколько различных по высоте подставок и призм, одна—две балки для крепления угольников. Литые или сварные двутавровые балки (подставки) по высоте делают от 500 до 1500 мм (рис. 2). Для удобства транспортирования и облегчения их изготавливают, с отверстиями. Подставки могут быть и без отверстий, но с цапфами для крепления строп, коробчатыми пустотелыми. Коробчатые подставки изготавливают размером 200—1000 мм. Литой угольник предназначен для упирания кантуемых деталей, его высота 2500 мм. Литая монтажная балка необходима для крепления угольника. На площадке ее чуть выше уровня пола заливают бетоном. В верхней части балки простроган Т-образный паз, в который вставляют болты, закрепляющие угольник.
Кантование днищ сосудов, больших вентов и бандажей и т. п., размеры которых по наружному диаметру иногда достигают 5 м, а масса до 30 т, имеет ряд особенностей, в связи с чем приходится использовать дополнительные кантовальные приспособления. На рис. 2,.ж показано кантование днища из положения / в положение Не помощью грузовых струбцин. Особенность такого днища такова, что при опускании крюка крана деталь может самопроизвольно соскользнуть в направлелении стрелки А, вызывая рывки и обрыв каната. Чтобы исключить это, используют упоры (рис. 2, ж, упор), которыми могут служить близлежащие детали. Для кантования днищ, кроме обычных струбцин и упоров, применяют специальные грузовые струбцины, создающие дополнительные опоры (рис. 2, з). К опорному рычагу струбцины приваривают планку В, чтобы уменьшить его изгиб. На большие днища ставят два опорных приспособления, что облегчает кантование деталей.
При кантовании венцов, бандажей и т. п. диаметром свыше 2 м на твердом полу или на кантовальной площадке с очень плотиной поверхностью детали склонны вращаться вокруг вертикальной оси. Чтобы устранить это нежелательное явление, на деталь в точке О (рис. 2, а) прикрепляют две слесарные или грузовые струбцины, тем самым создавая временные опоры.