Эксцентриковые грузозахватные устройства в основном выполняют аналогично универсальным устройствам. Они предназначены для захвата и перемещения плоских грузов как в вертикальном, так и в горизонтальном положениях. Так как при использовании эксцентриковых грузозахватных устройств контактная нагрузка велика, их применение ограничивается транспортированием грузов с твердой поверхностью. Наиболее широкое распространение они получили для перемещения листового металла разной толщины.
Эксцентриковые грузозахватные устройства разделяют на две группы: с односторонним (рис. 1, а—в) и двухсторонним (рис. 1, г—е) расположением эксцентриков.
Для подъема длинномерных грузов применяют траверсы с навешенными на них несколькими эксцентриковыми грузозахватными устройствами (рис. 1, ж).
Выполняют грузозахватные устройства как самозатягивающими, так и с дополнительным поджатием путем воздействия на эксцентрик гибкой тяги или при помощи четырехзвенной рычажной системы.
В грузозахватном устройстве, изображенном на рис. 1, а, перед подъемом эксцентриком вручную зажимают груз с небольшим усилием. Более совершенными являются грузозахватные устройства, показанные на рис. 1, б, в которых при перемещении вверх подъемного крюка эксцентрик принудительно подводится к поднимаемому грузу. Для подъема транспортирования и установки металлических листов при изготовлении металлоконструкций применяют эксцентриковые грузозахватные устройства различной грузоподъемности (рис. 1,б). Грузозахватные устройства состоят из вилки, эксцентрика, клиновой планки, тяги, разъемной скобы и осей. При подъеме за разъемную скобу тяга, соединенная со скобой, движется вверх и эксцентриком прижимает лист к клиновой планке.
Эксцентриковые и клиновые грузозахватные устройства
Рис. 1. Эксцентриковые грузозахватные устройства:
а — с одним эксцентриком, поджимаемым вручную; б и в — с одним эксцентриком, поджимаемым натяжением подъемного каната; г и д — с двухсторонним расположением эксцентриков; е — для транспортирования листового проката в горизонтальном положении; ж — на траверсе; 1  — захватная планка; 2 — вилка; 3 и 4 — тяги; 5 — эксцентрик; 6, 7, 9 — оси; 8 — транспортируемый лист; 10 — кулачок; 11  — рычаг; 12 и 15 — скобы; 13 — щека; 14 — эксцентриковый рычаг; 16 — подъемное канатное устройство; 17 — соединительное звено; 18 — универсальная траверса
Техническая характеристика эксцентриковых грузозахватных устройств (рис. 1) приведена ниже:


Грузоподъемность, кг .

. . . 1000

1600

Размеры, мм:

 

 

А        

. . . 230

240

Л,       

. . . 180

240

В        

. . . 165

180

о         

. . . 35

42

1         

. . . 340

380

5         

. . . 42

50

Масса, кг      

. . . 11,6

17,8

На рис. 1, д показано грузозахватное устройство с двумя эксцентриками для транспортирования листов металла в вертикальном положении (см. табл. 1). Основные параметры эксцентрикового грузозахватного устройства для транспортирования листового проката в горизонтальном положении (рис. 1, е) приведены в табл. 2.
Клиновые грузозахватные устройства
Рис. 2, Клиновые грузозахватные устройства:
а — для подъема за боковые поверхности; б — шаровое; в — для подъема за глухие отверстия; 1  — конусообразный клин; 2 — крюк; 3 — груз; 4 — подъемное звено; 5 и 6 — распорные элементы; 7 — распорный шарик; 3 — обойма; 9 — корпус; 10 — ручка; 11  — проушина; 12 — болт; 13 — грузовая подвеска; 14 — распорный кулачок; 15 — тяга
Клиновые (цанговые) грузозахватные устройства (рис. 2) предназначены для подъема и транспортирования груза, имеющего полость с круглым отверстием для взаимодействия с распорными элементами грузозахватного устройства. Значительно реже их применяют для подъема изделий за боковые поверхности или выступающие части.
Основными частями наиболее распространенного клинового грузозахватного устройства являются размещенные в отверстии груза подвижные в горизонтальном положении (направлении) распорные элементы и конусообразный клин, подвижный в вертикальном направлении. Распорные элементы выполняют в виде конических сегментов, клиновидных кулачков или призматическими. Для уменьшения износа и большей подвижности распорные элементы иногда выполняют с шаровой поверхностью.