Цель испытаний электроустановок — выявление скрытых дефектов узлов и деталей, определить повреждение которых внешним осмотром трудно или просто невозможно. Испытания сокращают количество внезапных отказов и повышают эксплуатационную надежность электроустановок. Электроустановки подвергают профилактическим испытаниям при «ТО», не связанным с выводом оборудования в ремонт, испытаниям при текущем «Т» и капитальном «К» ремонтах.
Электрические машины и аппараты испытывают переменные током частотой 50 Гц путем приложения повышенного напряжения в течение 1 мин. Величину испытательного напряжения С/Исп устанавливают в зависимости от номинального напряжения Uном электроустановки.
Обмотки статоров электродвигателей напряжением до 660 В и мощностью до 40 кВт и изоляцию аппаратов, вторичных цепей и электропроводок напряжением до 1000 В испытывают напряжением 1000 В. Испытания электродвигателей в процессе ремонта проводят после укладки обмотки и пайки схемы; после пропитки и сушки обмоток статоров, фазных роторов; после сборки машины.
При испытаниях проверяют сопротивление изоляции между фазами обмотки; между проводниками обмотки и корпусом; величину сопротивления проводников обмоток постоянному току по фазам в практически холодном состоянии; коэффициент трансформации для двигателей с фазным ротором; потери холостого хода и короткого замыкания. Результаты испытаний двигателя после ремонта заносят в формуляр.
При капитальном ремонте трансформаторов с частичной сменой обмоток испытательное напряжение выбирают в зависимости от того, сопровождалась ли замена части обмоток их снятием с сердечника или нет. Наибольшую величину испытательного напряжения при частичном ремонте принимают равной 90 % напряжения, принятого заводом.
При капитальном ремонте без смены обмоток и изоляции или со сменой изоляции, но без смены обмоток испытательное напряжение принимают равным 85 % заводского испытательного напряжения. Значения тангенса угла диэлектрических потерь и отношения С2/С50 для трансформаторов с напряжением обмотки не более 10 кВ приведены ниже:


Температура, °С.....................................

10

20

30

40

50

60

70

tg<P, % .....................................................

2,5

3,5

5,5

8,0

11

15

20

С2/С50 ......................................................

1,2

1,3

1,4

1,5

1,6

1,7

1,8

Испытательное напряжение частоты 50 Гц для электродвигателей

Испытываемый объект

Мощность
электро
двигателя,
кВт

Номиналь
ное напря
жение, в

Испыта
тельное на
пряжение,
В

Примечание

Обмотка ротора
синхронных элект
родвигателей

1000

Обмотка ротора

1Д{/Ном>

UH0M — напряжение на

электродвигателя с
фазным ротором

 

 

но не ме
нее 1000В

кольцах при размокнутом
неподвижном роторе и полном напряжении на статоре

Резистор гаше
ния поля

—-

2000

Производится для синх
ронных электродвигателей

Реостаты и пус-
корегулировочные
резисторы

но не ме
нее 1000 В

 

Обмотка статора

40 и бо
лее

400 и
менее

1000

Производится при капи
тальном ремонте (без смены

500

1500

обмоток) по возможности
сразу же после остановки
электродвигателя до его очи

 

660
ЛА Л

1700

2000

4000

стки от загрязнения

3000

5000

 

6000

10 000

 

10 000

16 000

 

Менее
40

660 и
ниже

1000

Перед вводом электродви
гателя в работу производится повторное контрольное испытание мегаомметром на напряжение 1000 В

Примечания 1. Испытание обмотки статора производится для каждой фазы в отдельности относительно корпуса при двух других, соединенных с корпусом. У двигателей, не имеющих выводов каждой фазы в отдельности, допускается производить испытание изоляции всей обмотки относительно корпуса.
2. Испытание обмоток ротора и статора производится на полностью собранном электродвигателе.
Максимальные значения тангенса угла диэлектрических потерь для мастиконаполненных вводов и проходных изоляторов с бакелитовой изоляцией, а также трансформаторов тока с бакелитовой изоляцией при номинальном напряжении 3—10 кВ и температуре 20°С: после капитального ремонта 3 %, в процессе эксплуатации 12%.
Средние экспериментальные значения тангенса угла диэлектрических потерь изоляции обмоток трансформаторов при номинальном напряжении испытываемой обмотки не более 10 кВ указаны ниже.


Температура обмотки, °С ....

10

20

30

40

50

60

70

ш %..............................................

4

5,5

7,5

10

14

19

27

Сведения об испытательных напряжениях изоляции оборудования распределительных устройств и аппаратов, вторичных цепей, электропроводок приведены в табл. 89—94.
Заводские испытательные напряжения частотой 50 Гц
для обмотки трансформаторов


Объект испытания

Заводские испытательные напряжения, кВ, при номинальном напряжении испытываемой обмотки, кВ

 

менее 3

3

6

10

Силовые трансформаторы, дугогасящие катушки с нормальной изоляцией и выводами, рассчитанными на номинальное напряжение

5

18

25

35

Силовые трансформаторы с облегченной изоляцией, в том числе и сухие трансформаторы

3

10

16

24

Примечание: При проведении капитального ремонта обмоток или изоляции транс* форматоров, автотрансформаторов, масляных реакторов и дугогасящих катушек в процессе эксплуатации испытание повышенным напряжением частотой 50 Гц производится у обмотки 10 кВ и ниже.
Испытательные напряжения частотой 50 Гц


Номинальное напряжение, кВ

Заводское испытательное напряжение, кВ, для оборудования с изоляцией

нормальной

облегченной

 

Изоляторы, испытываемые отдельно

Аппараты

Трансформаторы тока

Трансформаторы на- пряжения

Изоляторы, испытываемые отдельно

Аппараты, трансформаторы тока и напряжения

3

25

24

24

24

14

13

6

32

32

32

32

21

21

10

42

42

42

42

32

32