Стартовая >> Оборудование >> Подстанции >> Контактная система маслонаполненных вводов

Контактная система маслонаполненных вводов

Контактная токоведущая система ввода силового трансформатора и масляного выключателя состоит из верхнего контактного узла, медной трубы диаметром не менее 45 мм и толщиной стенки 5—7 мм, а также нижнего контактного узла. Ошиновка распределительного устройства присоединяется к контактному зажиму (рис. 1), имеющему продольную прорезь и посаженному на шпильку, стянутую болтами. К контактной шпильке вводов протяжного типа припаивается отвод от обмотки силового трансформатора. У вводов масляных выключателей и остальных трансформаторных вводов контактная шпилька соединяется с медной токоведущей трубой.

Верхний контактный узел трансформаторного ввода
Рис. 1. Верхний контактный узел трансформаторного ввода.
1 — контактный зажим; 2 — шпилька; 3 — гайка; 4 — шайба; 5 — мембрана; 6 — колпак защитный; 7 — корпус расширителя; 8 — сильфон; 9 — фарфоровая покрышка.

Площадь контактной поверхности зажимов определяется значением номинального тока ввода, а толщина не превышает 15 мм.
У масляных выключателей нижний конец токоведущей трубы заглушается стаканом, на который опирается нижний фланец, предназначенный для крепления дугогасительной камеры. В дне стакана или на боковой поверхности нижнего фланца ввода находится закрытое пробкой отверстие, предназначенное для полного слива масла из ввода.
У вводов, предназначенных к установке на масляные выключатели с номинальными токами 1000 А и более, в нижний контактный узел ранее вводились демпфирующие прокладки толщиной 8—10 мм, предназначенные для компенсации ударных воздействий, возникающих в дугогасительном устройстве выключателя.
Большинство трансформаторных маслонаполненных вводов выпускается в настоящее время протяжного типа, т. е. с подсоединением отвода обмотки непосредственно к контактной шпильке верхнего узла. В этом случае центральная медная труба ввода не является токоведущим элементом. Подсоединение отвода обмотки к нижнему контактному узлу ввода (рис. 2,б) характерно в основном для мощных силовых трансформаторов первых выпусков (например, для обмоток напряжением 500 кВ.) Некоторые типы герметичных вводов 220 кВ имеют так называемое штекерное соединение с обмоткой силового трансформатора. При таком соединении на нижнем контактном узле укреплен специальный токоведущий стержень (рис. 2, в), а контактная розетка укрепляется на отводе обмотки силового трансформатора. Вводы штекерного типа во многом обеспечивают удобство монтажа, однако из-за ряда технологических и конструктивных особенностей не получили в отечественной практике достаточно широкого распространения.
Для повышения электрической прочности изолирующего промежутка в месте прохождения отвода обмотки силового трансформатора и для выравнивания градиентов в бумажно-масляной изоляции ввода на его нижнюю часть надевают металлические экраны. У вводов на напряжение 220 кВ и выше экраны имеют изоляционное покрытие.
Нижние контактные узлы трансформаторных вводов
Рис. 2. Нижние контактные узлы трансформаторных вводов, а — вводы 110 кВ; б — вводы 150 кВ; в — ввод со штекерным соединением; г — вводы 330 кВ и выше протяжного типа; д — вводы 500 кВ (первых годов выпуска); е — вводы 220 кВ; 1 —экран; 2 — изолирующая втулка; 3 и 7 — труба; 4 — штекер; 5 — гайка; 6 — покрышка; 8 — пробка отверстия для слива масла из ввода.

Гидравлическая система герметичных вводов обеспечивает создание в них избыточного давления масла, контроль за его величиной, возможность проведения операций по регулированию давления и сливу масла (рис. 3 и 4) и состоит из следующих основных элементов: компенсирующего устройства, манометра, вентиля, маслопроводов, тройников и арматуры.
Компенсирующее устройство выполнено в виде стандартных сильфонов или дисковых компенсаторов, создающих во вводе переменное давление при температурных изменениях объема масла.
Конструктивно компенсирующее устройство встраивается непосредственно во ввод (преимущественно вводы на напряжение 110—200 кВ) или располагается в выносном баке давления.
Гидравлические схемы герметичных вводов
Рис. 3. Гидравлические схемы герметичных вводов с встроенными сильфонами.
а — вводы, изготовленные до 1976 г.; б — вводы изготовленные после 1976 г.; в — рекомендуемая схема; г — вентиль кислородный КВ-2МС; 1 — корпус; 2 — клапан; 3—пружина; 4 — мембрана; 5 — крышка; 6 — шпиндель; 7 — сухарь; 8 — гайка накидная; 9—11 — ниппели; 12 — манометр; 13 — заглушка; 14 — ввод; 15 — вентиль трехходовой кислородный КВ-2МС.

Сильфоны или тарельчатые диафрагмы, встраиваемые во ввод (рис. 1), заполнены азотом и герметически запаяны. В головке ввода имеются также мембрана, срабатывающая при чрезмерном повышении давления масла во вводе, и пробка для его разгерметизации.
Линейные вводы, а также трансформаторные вводы на напряжение 330 кВ и выше оснащены баками давления, которые после размещения в них батареи дисковых компенсаторов завариваются наглухо и заполняются трансформаторным маслом. На стенке бака давления укрепляют манометр, вентиль, тростниковый соединитель и медные трубки. Вентиль с тройниковым соединителем расположен также и на соединительной втулке указанных выше вводов. Вентили предназначены для возможности проведения операций по снятию и регулированию давления, а также для отбора пробы масла и выполнены в двухходовом исполнении у вводов с баком давления и в трехходовом исполнении у вводов со встроенным компенсирующим устройством.
Гидравлические схемы герметичных вводов с выносным баком давления
Рис. 4. Гидравлические схемы герметичных вводов с выносным баком давления.
а — вводы, изготовленные до 1976 г.; б — вводы, изготовленные после 1976 г.; 1 — ввод; 2— вентиль двухходовой; 3 — переходник тройной; 4 — заглушка; 5 — манометр; 6 — пробка для выпуска воздуха; 7 — корпус бака давления; 8 — компенсаторы давления; 9 — пробка для выпуска воздуха из ввода; 10 — пробка для спуска масла из ввода; 11 — переходник с четырьмя отверстиями.

Трубки системы выполнены из отожженной меди, имеют наружный диаметр 6—8 мм и толщину стенки не менее 0,5 мм. Соединения и заделка трубок, как правило, выполняются пайкой или с помощью накидных гаек. На баках силовых трансформаторов импульсные трубки крепятся  хомутами с эластичными прокладками с шагом крепления не более 1 м. Расчет компенсирующего устройства сводится к определению количества сильфонов или дисковых компенсаторов при заданных объеме масла во вводе, диапазоне рабочих температур и других факторах. Обычно для каждого типа ввода в заводской инструкции по эксплуатации раньше приводились три зависимости (зависимость давления от максимальной температуры, зависимость давления от температуры окружающей среды и зависимость давления, устанавливаемого заводом при хранении ввода), а в настоящее время лишь первая и третья из указанных выше зависимостей.
Эти зависимости, как правило, определяются расчетным путем, характеризуют усредненные условия работы ввода, и поэтому определение по показанию манометра температуры ввода связано с погрешностями.
Следует отметить, что у однотипных вводов в процессе их производства были применены разные типы компенсирующих устройств. Так, например, компенсирующее устройство маслонаполненных герметичных вводов ГБМТ-220/2000 в первом исполнении комплектовалось стандартными сильфонами и имело резко выраженную зависимость давления от температуры. В последующих конструкциях этих вводов были применены тарельчатые диафрагмы, что позволило снизить давление в них почти в 1,5 раза. Контроль за давлением в герметичных вводах раньше осуществлялся с помощью манометров МТ-1 и манометров производства Болгарии, выполненных в обыкновенном исполнении по ГОСТ 2405-72, а в последнее время судовых манометров диаметром 160 мм в брызгозащищенном исполнении и вибростойких.

 
« Конструкция трансформаторных подстанций   Короткозамыкатели наружной установки »
электрические сети