Содержание материала

Прокладка кабелей в земле

Перед рытьем траншей делают разметку трассы согласно проекту кабельной линии. При этом должны быть соблюдены наименьшие расстояния до кабеля (от фундаментов зданий — 0,6 м; от стволов деревьев — 2 м; от газопроводов низкого давления — 1 м, высокого давления—2 м; от других трубопроводов — 0,5 м; от теплотрассы — 2 м; от   трамвайного пути при параллельной прокладке — 2,75 м).
Если по каким-либо причинам расстояния до деревьев и трубопроводов выдержать невозможно, то на всем протяжении сближения кабель прокладывают в трубе, а теплотрассу снабжают такой теплоизоляцией, чтобы дополнительный нагрев земли в месте прокладки кабеля не превышал 10 °С в любое время года.
Вдоль железной дороги кабель укладывают вне зоны отчуждения, причем расстояние между ним и осью пути должно быть не менее 3,25 м (для электрифицированных дорог — не менее 10,75 м). В стесненных условиях кабель можно укладывать и ближе, но обязательно в трубах или блоках.
Прокладка кабеля вдоль автомобильной дороги ведется с внешней стороны кювета на расстоянии от него не менее 1 м. Если кабель прокладывают параллельно воздушной линии напряжением 110 кВ и выше, расстояние от него до вертикальной плоскости, проходящей через крайний провод линии, должно быть не менее 10 м. Расстояние от опор воздушной линии должно быть не менее 10 м для линий напряжением выше 1000 В и не менее 1 м для линий напряжением до 1000 В. Для кабелей, проложенных в трубе, эхо расстояние уменьшается до 0,5 м.
Ширина траншеи зависит от количества кабелей, уложенных в нее. Для кабелей напряжением до 10 кВ ширина траншеи по низу составляет: для одного-двух — 350 мм, для трех — 600 мм, для четырех — 650 мм, для пяти-шести — не менее 850 мм. Большее число кабелей укладывать в одну траншею ПУЭ не рекомендуют. Глубина траншеи составляет не менее 800 мм, а при пересечении улиц и площадей — не менее 1100 мм. Указанные величины можно уменьшить до 600 мм в местах ввода в здание и пересечения с подземными сооружениями при условии, что кабели будут защищены от механических повреждений.
Как правило, траншеи роют землеройными машинами (ковшовыми и роторными экскаваторами, специальными канавокопателями и т. д.). В условиях города, где много различных подземных коммуникаций и стесненные условия работы, применяют небольшой экскаватор Э-153, смонтированный на тракторе «Беларусь». Он имеет хорошую маневренность, малые размеры и используется не только для рытья, но и для засыпки траншей, так как обычно оборудуется бульдозером. Асфальтовое покрытие вскрывают пневматическими отбойными молотками.
Если на трассе нет других кабелей, подземных сооружений и трубопроводов, траншею отрывают сразу на полную глубину. В противном случае снимать грунт землеройными машинами, пользоваться ломами или кирками можно только до такой глубины, чтобы до кабеля оставалось не менее 300 мм, после чего можно работать лишь лопатой с соблюдением особой осторожности.
При рытье траншей (особенно глубиной более 1 м) необходимо учитывать сыпучесть грунтов. Для того чтобы стенки траншеи не обваливались, их укрепляют опалубкой. После того как траншея отрыта, ее дно выравнивают, убирают камни и мусор, а затем насыпают слой мягкого грунта толщиной 100 мм (при отсутствии мягкого грунта на трассу привозят песок).
В местах, где невозможно использовать механизмы, кабель раскатывают путем тяжения с неподвижно установленного барабана, используя лебедку, трактор или автомобиль (если они могут проехать вдоль трассы). Для прокладки кабеля с помощью лебедки барабан помещают в конце траншеи, а лебедку — над траншеей на расстоянии, определяемом удобством работы и длиной троса. Устанавливают барабан на козлах, рычажных или винтовых, а также на специальных кабельных домкратах.
Крепление троса для раскатки кабеля
Рис. 1. Крепление троса для раскатки кабеля: а — проволочным чулком; б — брезентовым поясом; в — за жилы
Если барабан имеет небольшую массу (до 29,4 кН (3 т), то для его подъема используют барабаноподъемник — трубчатую металлическую раму, снабженную захватами для оси барабана и опорными пластинами.
После подвески барабана на ось к концу кабеля при помощи проволочного чулка или брезентового пояса крепят трос лебедки (если раскатка требует больших усилий, трос крепят непосредственно к жилам кабеля (рис. 1). Существуют также специальные зажимы, закрепляемые на жилах.
Для того чтобы наружные покровы кабеля не повредились во время раскатки, применяют раскаточные ролики. На прямых участках трассы на расстояниях не более 5 м устанавливают прямые ролики, а на поворотах — угловые.
В исключительных случаях кабель растягивают вручную. При этом вдоль трассы расставляют рабочих с таким расчетом, чтобы на каждого из них приходилось не более 35 кг массы кабеля.
Наиболее легкий и удобный способ прокладки кабеля — его раскатка с движущегося транспорта (автомобиля, кабельного транспортера или трубоукладчика). Кабельный барабан устанавливают на движущееся вдоль траншеи транспортное средство, кабель укладывается на дно траншеи с помощью направляющих лотков, консолей и т. д. Для такой раскатки рекомендуется установить динамометр для контроля усилия растягивания, действующего на кабель. Если оно чрезмерно велико, следует прекратить раскатку, выяснить и устранить причины, вызвавшие тяжелый ход кабеля.
Под улицами и дорогами кабель прокладывают в трубах, блоках или туннелях на глубине 1 м. При этом трубы укладывают с наклоном в одну сторону, чтобы в них не задерживалась вода, между собой их соединяют муфтами, а места стыков покрывают битумом.
На дно траншеи кабель укладывают «змейкой» с запасом по длине для того, чтобы компенсировать его укорочение при возможных изменениях температуры.
Расположение кабеля в траншеях
Рис. 2. Расположение кабеля в траншеях
Если в траншею помещают несколько кабелей, то расстояние между ними должно быть не менее 100 мм (рис. 2).
При укладке необходимо правильно выполнять пересечения кабелей друг с другом и с другими сооружениями. Если пересекаются два кабеля, они должны быть разделены слоем земли толщиной не менее 0,5 м. Это расстояние можно уменьшить до 0,15 м, если в месте пересечения и на длине 1 м в каждую сторону от него кабели разделяют слоем кирпича, бетонными плитами или один из кабелей заключается в трубу (рис. 3). Кабель высокого напряжения всегда располагается под кабелем более низкого напряжения.
Если кабель пересекает теплопровод, то расстояние между ними в свету должно быть не менее 0,5 м, а теплопровод должен иметь дополнительную теплоизоляцию на длине 2 м в обе стороны от места пересечения. При пересечении автомобильных и железных дорог кабель прокладывают в блоках или трубах на глубине не менее 1 м, причем расстояние между ним и дном водоотводной канавы не должно быть меньше 0,5 м. В местах монтажа соединительных кабельных муфт делают запасы по длине для повторного монтажа. Соединительная муфта должна быть расположена в траншее так, чтобы расстояние от ее корпуса до ближайшего кабеля составляло не менее 250 мм.
Для сохранения целости токопроводящих жил и защитных оболочек кабеля любые работы, связанные с его изгибом, следует проводить с соблюдением следующих наименьших радиусов изгиба: для силовых кабелей на напряжение до 35 кВ, многожильных в свинцовой оболочке — не менее 15, а для многожильных в алюминиевой оболочке и для одножильных в свинцовой или алюминиевой оболочке — не менее 25 наружных диаметров кабеля. Если кабели имеют пластмассовую изоляцию на напряжение до 3 кВ, радиус изгиба принимается: для небронированных без алюминиевой или гофрированной стальной оболочки — не менее 6, бронированных, но без алюминиевой оболочки — не менее 10, бронированных и небронированных в алюминиевой оболочке — не менее 15 наружных диаметров кабеля.
Для нормального функционирования пропитанной бумажной изоляции разность уровней между нижней и высшей точками расположения кабелей в свинцовой и алюминиевой герметической оболочках с вязкой пропиткой изоляции должна составлять не более 20...25 м, кабелей с обедненной пропиткой — не более 100 м.
Пересечения кабельных трасс
Рис. 3. Пересечения кабельных трасс: а — разделением слоем грунта, 6 — разделением кирпичом или бетонными плитами, в — прокладкой одного из кабелей в трубе

После укладки кабеля проверяют соответствие всех элементов трассы проектным данным и крепят к кабелю маркировочные бирки, на которых указывается его марка, номер или наименование, сечение жил и рабочее напряжение. Эти бирки привязывают к кабелю через каждые 15...20 м на прямых участках, а также в местах входа в трубы, при пересечениях и возле муфт.
Далее кабель засыпают песком или мягким грунтом слоем в 100 мм, поверх укладывают железобетонные плиты или один слой красного кирпича (поперек кабеля) для защиты от механических повреждений. Перед окончательной засыпкой траншеи на место работ вызывают представителей организации, подземные сооружения которой находятся в зоне производства работ.
После испытания кабеля повышенным напряжением траншею окончательно засыпают и утрамбовывают.
Кабель вводят в здание в отрезке асбоцементной безнапорной трубы, конец которой должен выступать из стены здания (если имеется отмостка — на 0,6 м за ее линию). Несмотря на то что отрезок трубы всегда устанавливают с наклоном в сторону траншеи, во избежание проникновения влаги в здание зазор между кабелем и стенками трубы заделывают несгораемым и легко пробиваемым материалом (смесью цемента и песка в соотношении 1 : 10, глины и песка — 1:3 или глины, цемента и песка 1,5 : 1 : 11).
Ввод кабеля в здание
Рис. 4. Ввод кабеля в здание

До ввода кабеля в трубу в траншее выкладывают его запас (в виде зигзага), необходимый на случай ремонтных работ. После протяжки кабеля у входа в трубу делают подбивку земли для того, чтобы он не смялся о край трубы при осадке грунта. Несколько кабелей удобно вводить в помещение в каналах, которые после окончания работ закрывают железобетонными плитами и засыпают землей.
С участка кабеля, который будет находиться в помещении, необходимо снять джутовое покрытие, очистить броню от битумного состава и окрасить его масляной краской или асфальтовым лаком.
В качестве примера на рис. 4  приведен чертеж прокладки кабеля 2 к вводно-распределительному устройству 1, установленному в подвале здания.