Стартовая >> Оборудование >> Инструменты >> Такелажные приспособления при строительстве ВЛ

Такелажные приспособления при строительстве ВЛ

Кроме кранов и стрел при сооружении сельских электросетей применяют различные такелажные приспособления: лебедки и тали, якоря, блоки и полиспасты; домкраты, канаты и стропы.
Лебедки предназначены для подъема, опускания и перемещения грузов. В отдельных случаях лебедки используют для подъема опор ВЛ, если по условиям местности (горы, пески, болота)затруднена доставка более тяжелых механизмов. Весьма удобны ручные рычажные лебедки, которые можно использовать для разнообразно ных целей благодаря малым размерам и небольшой массе.
Лебедка состоит из следующих узлов: тягового механизма, съемного телескопического раздвижного рычага, рабочего троса с крюком. В комплекте с лебедкой поставляется обойма для хранения рабочего троса. Работая одним из рычагов, сообщают необходимый ход (передний или задний) рабочему тросу. Рычажные лебедки выпускаются различных типов, некоторые из них приведены в табл.  

Технические характеристики лебедок с ручным рычажным приводом
Максимальное тяговое усилие, кН


Параметр

7.5 |

15

30-50

Длина рабочего каната, м

20

20 12

15

Диаметр каната, мм

7

16,5
26—36

Подача каната за один ход рычага,

35

30

мм

 

 

2,5—0,9

Средняя скорость подачи каната,
м/мин Длина рычага, мм

3,5

3

800

1080 0.4

1250

Усилие на конце рычага, кН

0,25

0,4-0,6

Габариты, мм:

 

 

 

длина

500

630

720

ширина

140

155

136

высота (без рычага)

285

320

320

Масса (с канатом), кг

17

35

55

Полиспастами называются грузоподъемные приспособления, представляющие собой комбинации из неподвижных и подвижных блоков, соединенных канатами, дающие выигрыш в силе.
Применение полиспаста дает возможность поднимать и перемещать груз, масса (вес) которого больше грузоподъемности тягового механизма или усилия рабочего. При применении полиспаста усилие в канате лебедки во столько раз меньше (без учета трения) веса груза, сколько ветвей полиспаста участвует в подъеме груза. Как известно, выигрышу в силе сопутствует проигрыш в пути: скорость подъема груза уменьшается во столько же раз, во сколько и усилие.
Отдельные виды работ связаны с небольшими перемещениями грузов. Для таких работ применяют домкраты, которые при весьма малых перемещениях развива-ют громадные усилия. Например, гидравлический домкрат типа ДГС-50 имеет грузоподъемность 50 т (усилие 500 кН) при возможной высоте подъема груза 100 мм, при усилии на рукоятке ручного привода домкрата не более 0,2 кН (20 кгс).
Для меньших усилий применяют реечные и винтовые домкраты. Обычная грузоподъемность реечных домкратов не превышает 6 т (усилие 60 кН) при высоте подъема груза до 380 мм. Винтовые домкраты выпускаются для усилий до 200 кН.
Стальные канаты бывают одинарной свивки, свитые непосредственно из проволок, и двойной свивки, когда проволоки свиты в пряди, которые в свою очередь обвиты вокруг металлического или пенькового сердечника. Канаты двойной свивки называют иногда тросами.
Для такелажных работ обычно применяют канаты двойной свивки, изготовленные из многих проволок небольшого диаметра для того, чтобы придать канату необходимую гибкость. В справочниках приводятся значения разрывного усилия для различных канатов. Допустимые нагрузки в несколько раз (на запас прочности) меньше разрывного усилия. Фактическое усилие не должно превышать допустимой нагрузки. Конструкция стропов должна обеспечивать безопасность работ, удобство и быстроту расстроповки грузов. Концы канатов соединяют так, чтобы не было выступающих частей. Этому требованию удовлетворяют способы закрепления концов канатов заплеткой либо оконцевание в гильзоклиновом зажиме или втулке с опрессовкой. Два последних способа требуют специальных втулок, клиньев, дорогостоящего прессового оборудования. Поэтому преимущественно применяется заплетка (рис. 1), заключающаяся в том, что пряди распущенного конца каната размещают между прядями нераспущенного каната. Применяют и болтовые зажимы.
При заплетке применяют облегчающие работу приспособления, имеющие два зажима, в одном из которых закрепляют канат, а во втором — петлю на конце того же каната. Вращением одного из зажимов расплетают или ослабляют свивку каната. При отсутствии специального приспособления можно использовать укрепленные на верстаке тиски и подвешенный над верстаком свободно вращающийся зажим. Чтобы лучше предохранить канат в петле от износа, в петлю вставляют коуш.
Стропы с коушами при одинаковой длине и том же диаметре каната имеют большую, чем стропы без коушей, грузоподъемность и легче их (табл. 2  и 3); на них расходуется меньше каната.
стропы
Рис. 1. Типовые стропы.
а — двухветвевой; б — четырехветвевой: в, г — облегченный без коушей, с коушами; д — универсальный кольцевой; 1 —  стальной канат; 2— скоба; 3— крюк; 4 — петля без коуша; 5 — заплетка; 6 — петля с коушем; 7 — длина заплетки; 8 — длина стропа.         
Таблица 2. Характеристика некоторых облегченных стропов с коушами


Грузоподъемность, кг

Усилие, кН

Длина стропа, м

Диаметр каната, мм

Длина за- плетки, мм

Длина заготовки, мм

Масса стропа, кг

550

5,5

4

8,7

175

4800

1,25

1250

12,5

4

13

260

4800

2,9

1250

12,5

12

13

260

12880

7,6

2250

22,5

4

17,5

350

5200

5,5

2750

27,5

6

19,5

390

7360

9,7

3600

36

8

22,5

450

9540

16,5

Таблица 3. Характеристика некоторых облегченных стропов без коушей


Грузоподъемность, кг

Усилие, кН

Длина стропа lt, м

Диаметр каната, мм

Длина заплетки 1мм

Длина петлн, мм

Длина
заготовки,
мм

Масса стропа, кг

420

4,4

4

8,7

175

400

5370

1.4
3,7

950

9,5

4

13

260

700

6240

950

9,5

12

13

260

700

14 240

8,4

1300

13

2,5

15,5

310

700

5440

4,4

1700

17

4

17,5

350

800

6770

7,1

2000

20

6

19,5

390

800

8910

11,8

2000

20

12

19,5

390

800

14 910

19,1

2700

27

8

22,5

450

900

12 060

20,9

Двухветвевой строп, показанный на рис. 1, а, удобно использовать на установке А-образных опор воздушных линий. Строп накладывают на опору на расстоянии 20 см ниже поперечины. Крюки с концами стропа оборачивают вокруг стоек опоры и каждый крюк зацепляют за свою ветвь стропа. Кольцо, соединяющее две ветви стропа, надевают на крюк грузоподъемного механизма.
Четырехветвевыми (рис.  1,б) или восьмиветвевыми стропами пользуются при погрузочно-разгрузочных работах при большом числе мелких грузов, например железобетонных приставок к опорам ВЛ.
Иногда стальные канаты привязывают к грузу узлами. Этого нельзя рекомендовать, так как крепление ненадежно и усиливает износ канатов. Рациональнее изготовить стропы, так как на это уйдет меньше труда и материалов и лучше будет обеспечена безопасность, чем при вязке узлов. Применяемый для связывания концов стальных (также пеньковых) канатов шкотовый узел мало надежен, а более надежный брамшкотовый узел требует весьма квалифицированного исполнения.
Барабаны с проводом стропят за выступающие из барабана концы стального вала (оси) либо пользуются специальными приспособлениями (рис. 2). При строповке барабанов обычными короткими тросами повреждаются зажатые между ветвями стропа щеки барабанов, особенно если верхняя обшивка (упаковка поперечными досками) отсутствует.

Приспособления для погрузки и разгрузки барабанов
Рис. 2. Приспособления для погрузки и разгрузки барабанов с проводом или кабелем.
а — траверса с петлями; б — траверса с зацепами; в — строп с крюками; 1 — траверса; 2 —кольцо, надеваемое на крюк крана: 3 —подвеска (канат); 4 — проушина; 5 — бобышка; 6 — зацеп; 7 — цапфа; 8 — барабан.

При отсутствии достаточно длинного стропа применяют распорку (рис. 2,а), защищающую щеки барабана. На рис. 2, б показан строп со специальными захватами, основными деталями которых являются зацепы, заходящие во втулки щек барабанов.
Зацеп имеет две цапфы для крепления за втулку или за отверстие (если нет втулки) в щеке барабана. Меньшая цапфа используется для барабанов массой до 1200 кг, а большая цапфа для барабанов массой 1200— 2600 кг. На концах цапф имеются бортики для лучшего зацепления. Зацеп соединен с тросом и подвешен к траверсе, на которой приварены бобышки и проушины. Перекидывая подвески с захватами через бобышки, можно изменять расстояние между захватами и применять устройство для барабанов различных размеров. С помощью такого безосевого приспособления барабан поднимают, не вставляя в него вал.
Другое безосевое приспособление (рис. 2, в), самое легкое, его масса всего 3 кг — для барабанов массой 0,5 т или 10 кг — для барабанов массой 1,5 т. Оно представляет собой строп с крюками-захватами, закладываемыми в отверстия щек барабанов и прочно удерживающими барабан на весу. Такой строп не имеет траверсы- распорки, предохраняющей щеки барабана от торцевых усилий, и поэтому применяется только для упакованных (обшитых досками) барабанов. Строп можно сделать универсальным, снабдив его траверсой. Если к траверсе подвесить три пары крюков различной грузоподъемности (0,5; 1,2 и 2,6 т), то устройство можно будет применять для различных барабанов, но масса устройства возрастет до 63 кг. Такое тяжелое приспособление оказывается рациональным на механизированных складах.

 
« Строительные машины и механизмы для работ на высоте   Трубоприжим ТП-1 »
электрические сети