Стартовая >> Оборудование >> Инструменты >> Аварийный ремонт обмотки статора электродвигателей блочных электростанций

Аварийный ремонт обмотки статора электродвигателей блочных электростанций

В случае пробоя обмотки статора при работе электродвигателя последний заменяют резервным. При отсутствии резервного электродвигателя выполняют аварийный ремонт обмотки с удалением части секций. В каждой фазе допустимо исключать не более 10% секций. У электродвигателя типа АТД-500 водной фазе обмотки 12 секций. Следовательно, можно удалить только одну секцию.
Выводные концы поврежденной секции перекусывают от схемных перемычек и изолируют. Схемные перемычки припаивают меднофоофористым припоем и изолируют. Головку поврежденной секции с одной стороны разрезают, витки разводят и изолируют. Головку разрезают для того, чтобы предупредить образование короткозамкнутого витка, прохождение тока по которому приведет к недопустимому нагреву рядом лежащих секций паза.
Отремонтированные таким образом электродвигатели могут работать несколько лет без ремонта обмотки статора, но для повышения надежности их работы в плановый капитальный ремонт необходимо заменить вырезанные секции новыми.
Для замены поврежденной секции поднимают шаг обмотки статора. Перед подъемом шага обмотки разизолируют и распаивают схемные соединения и расклинивают пазы, в которых будут подняты секции. Для предотвращения повреждения изоляции поднимают секции, предварительно нагрев их до температуры 85—90° С. При указанной температуре изоляция секций становится достаточно эластичной и безболезненно выдерживает неизбежные при подъеме шага деформации. Подогревают секции током от двигатель-генератора постоянного тока или сварочного трансформатора. Величину тока регулируют так, чтобы нагрев секции происходил за 15—20 мин. Подъем секции ведут с обоих концов паза, не снимая нагрев,
Для подъема «а секцию у самого края активной стали надевают петлю из нескольких витков киперной ленты, которую натягивают рычагом из дерева, опирающимся на зубец статора (рис. 1). Для предотвращения изгиба пазовой части секций в зазор между верхней и нижней секцией в местах воздушных каналов между пакетами стали статора продевают киперную ленту и продолжают поднимать секцию. После выхода одной стороны секции из паза ее продолжают поднимать, следя за поворотом лобовых частей и искривлением головок и не допуская образования трещин.

Рис. 1. Подъем секции обмотки статора.
Подъем секции обмотки статора.
Рис. 2. Поднятый шаг обмотки статора.

Рис. 3. Выравнивание лобовых частей обмотки статора.
Выравнивание лобовых частей обмотки статора
Рис. 4. Укладка секций (стержней) в паз.
1 — стержень; 2 — зубец; 3 — осадочная доска; 4 — головка: 5 — основание; 6— стойка; 7 — винт; в — вороток; 9 — ребро; 10 — вороток; 11 — винт; 12 — планка; 13 — наконечник; 14 — брусок.
Укладка секций в паз
1 — домкрат; 2 — планка.

Приподнятую секцию подвязывают киперной лентой к расположенным выше лобовым частям обмотки или к доске, уложенной в расточку статора (рис. 2).
После подъема шага обмотки демонтируют поврежденную секцию, осматривают и продувают паз сухим сжатым воздухом, на дно паза по всей его длине укладывают прокладку из изоляционного материала (текстолит, гетинакс, стеклотекстолит).
Новую секцию испытывают согласно нормам, проверяют соответствие ширины и высоты секции размерам паза, нагревают до температуры 85—90° С, натирают пазовую часть парафином с целью предупреждения задиров и осторожно укладывают в паз.
Перед опусканием шага обмотки пазы осматривают на отсутствие посторонних предметов и укладывают изоляционные прокладки. После нагрева секции укладывают в пазы. Выравнивают лобовые части при нагретой секции специальным домкратом (рис. 3). Осаживают секции в паз при помощи домкратов (рис. 4) через осадочную доску  3, изготовленную из дерева твердой породы или текстолита. После осаживания секции заклинивают пазы, паяют и изолируют схемные соединения, устанавливают бандажи и проводят электрические испытания.
У электродвигателей со стержневой обмоткой статора (например, АТД-8000) перед подъемом шага необходимо разизолировать и распаять соединения в головках стержней. Соединение и пайку стержней в головках осуществляют меднофосфористым припоем при помощи медного хомута. Для улучшения пластичных свойств меди соединительные хомуты перед установкой отжигают. Хомуты нагревают до температуры 650—700° С (вишневый цвет) и охлаждают водой. Отжиг хомутов позволяет собрать головку под пайку с минимальными зазорами. Перед пайкой головок теплоизолируют стержень мокрым асбестом. После окончания пайки удаляют асбест, зачищают подгоревшую изоляцию, проверяют качество пайки, снимают наплывы припоя и подготавливают головку к изолировке. Все пустоты и неровности головки перед изолировкой заполняются мастикой, изготовленной из асбеста и лака БТ-99. Размельченный асбест перед изготовлением мастики просушивают и проверяют на отсутствие в нем металлических опилок. В зависимости от заводского исполнения изолировку головок производят изоляционными коробками из формовочного миканита или микалентой и лакотканью. Сверху головку покрывают слоем киперной или стеклянной ленты, пропитывают лаком БТ-99 и покрывают эмалью ГФ-92хс.
При подъеме шага обмотки, имеющей температурный контроль в пазах статора, обращается внимание на пазы с уложенными термосопротивлениями, чтобы исключить их повреждение.

 
« АБ-2   Аппаратура для проведения хроматографического анализа »
электрические сети