Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Устранение дефектов изоляции обмоток статоров и роторов электродвигателей в условиях АЭС

Ремонт короткозамкнутых роторов - Устранение дефектов изоляции обмоток статоров и роторов электродвигателей в условиях АЭС

Оглавление
Устранение дефектов изоляции обмоток статоров и роторов электродвигателей в условиях АЭС
Ремонт короткозамкнутых роторов
Ремонт сердечника

При ослаблении стержня обмотки ротора в пазу сердечника выполняют расчеканку, если расклиновка уже выполнена, а ослабление полностью не устранилось. Расчеканку стержней производят ударами чекана (рис. 33) по всей прямоугольной части стержня (рис. 4) на всей длине сердечника ротора. При чеканке стержней в крайних пакетах ротора во избежание надлома места спая стержня с короткозамыкающим кольцом помещают металлическую прокладку между стержнем и нажимной шайбой.
Чекан
Рис. 3. Чекан.

Пайка медных стержней.

При обнаружении на выступающих из сердечника частях стержней трещин принимают меры к их устранению. Если глубина трещины не превышает четвертой части толщины стержня, то ее заваривают, вырубив предварительно углубление в этом месте, превышающее размер трещины. Если трещина более глубокая, то в этом месте стержень разрезают и удаляют высверливанием припаянный к короткозамыкающему кольцу участок. Через образовавшееся в кольце отверстие высверливают в торце оставшейся в пазу сердечника части стержня отверстие на глубину 6—7 мм диаметром не более половины диаметра стержня. Удаленную часть заменяют вставкой (рис. 5), изготовленной из меди Ml или М2. Односторонний радиальный зазор а между вставкой и короткозамыкающим кольцом и торцом стержня и вставкой при пайке меднофосфористым припоем МФ-3 должен быть равен 0,2 мм, а серебросодержащим припоем 0,1—0,15 мм. Выбор марки припоя зависит от условий эксплуатации (тяжелый пуск) и окружной скорости обмотки ротора. При окружной скорости 50 м/с и более применяют припой Г1ср-45. Для двигателей, работающих в более легких условиях, применяют припой МФ-3.
Установка вставки для пайки
Рис. 5. Установка вставки для пайки.
1 — короткозамикающее кольцо:
2 — вставка: 3 — стержень.

Перед пайкой короткозамыкающие кольца обезжиривают и травят. Местное обезжиривание производят чистой ветошью, смоченной в бензине Б-70, повторяют операцию 3—4 раза. Травление выполняют в течение 15—20 с концентрированной азотной кислотой с содержанием 250—350 г/л при 20 ''С. Места травления промывают горячей водой, протирают сухой чистой ветошью и просушивают.
Схема расчеканки стержня ротора
Рис. 4. Схема расчеканки стержня ротора.
Панку выполняют ацетилено-кислородным пламенем с помощью горелки № 4 или 5 не позднее чем через 8 ч после травления. В качестве флюса используют буру или применяют флюс № 209. В процессе пайки второй горелкой поддерживают требуемую температуру стержня и короткозамыкающего кольца и после их разогрева припой расплавляют путем касания им наиболее нагретых мест. Не допускают плавления припоя в пламени горелки. Флюс наносят на место спайки разогретым прутком припоя.
Пайку вставки с короткозамыкающим кольцом выполняют при вертикальном положении ротора. Затем зачищают и опиливают соединенные места и проверяют качество пайки внешним осмотром с лупой и методом микроомметра.
После ремонта ротор балансируют.

Рис. 6. Разделка трещин на стержне ротора.
а — разделка трещин на вылете стержня; б разделка трещин в месте соединения с короткозамыкающим кольцом; Л — по месту (на 1—2 мм больше глубины трещины).

Ремонт алюминиевых стержней и короткозамыкающих колец.

Участки стержней с трещинами разделывают, как указано на рис. 6. Перед заваркой разделанные места и прилегающие к ним участки шириной 30—40 мм подвергают механической очистке с предварительным и последующим обезжириванием. Механической очисткой стальной щеткой из проволоки диаметром 0,1— 0,15 мм удаляют тонкий слой окиси алюминия.
Для обезжиривания применяют уайт-спирит (ГОСТ 3134-78).
Полностью оборванные стержни и стержни с трещинами глубиной, превышающей половину ширины стержня, удаляют из обмотки ротора. Место разделки в стержнях толщиной более 10 мм заваривают с предварительным и сопутствующим подогревом до 100—150 °С. Подогрев производят пламенем ацетиленовой горелки или другим источником тепла.
Выборки в стержнях заваривают ручной аргонодуговой сваркой на установке УДТ-50Г. В качестве присадочного материала применяют электродную проволоку
марок АО, А1, либо прутки из сплава АК, содержащего 5% кремния, либо проволоку А5С (ГОСТ 7871-75).
Режимы ручной аргонодуговой сварки и технология подготовки проволоки приведены в приложении 2.
Во время сварки аргоновая горелка и сварной шов должны быть защищены от сквозняков, ветра и дождя. Сварку выполняют в нижнем положении маленькой ванной, не допуская перегрева.
Заварку трещин, спаренных стержней и их соединение с короткозамкнутыми кольцами (рис. 7) производят с предварительным и сопутствующим подогревом до 150—200 °С участков по обе стороны от завариваемого стержня. После заварки аккуратно срубают наплывы, опиливают и зачищают наплавленный металл. Осматривают наплавленный металл и прилегающие к нему участки, чтобы определить, нет ли трещин и других дефектов.
Места сварки стержней с кольцами непосредственно перед сваркой должны быть обезжирены и протравлены. Обезжиривают чистой ветошью в уайт-спирите. Участок обезжиривания — свариваемые кромки и непосредственно прилегающие к ним места шириной 30— 40 мм. Обезжиренные кромки подвергают травлению в течение 1 мин в 4—5%-ном растворе едкого натра с температурой 60—70 °С. После травления их тщательно промывают в горячей воде и просушивают.
Перед сваркой взаиморасположение стержня и кольца должно соответствовать чертежам завода-изготовителя.
Для приварки стержней к кольцу используют проволоку марки А1 или А5С диаметром 3 мм, предварительно химически обработанную.
Стержни приваривают к кольцу с предварительным и последующим его подогревом до 200 °С аргонодуговой сваркой с помощью установки УДГ-501.
Катет шва должен соответствовать толщине стержня. Места наложения швов указаны на рис. 7.
Приварка к кольцу спаренных стержней
Рис. 7. Приварка к кольцу спаренных стержней.
Сварку ведут сначала на одном кольце, а затем на втором.
По окончании сварки всех соединений сварные швы и прилегающие к ним зоны зачищают.
Качество сварки проверяют внешним осмотром с помощью лупы 4-кратного увеличения. Шов не должен иметь трещин, пор, шлаковых включений.
Место трещины на кольце обрабатывают, как указано на рис. 8.
Кольца с трещинами восстанавливают аргонодуговой сваркой. В качестве присадочного материала при заварке выборки в кольце используют проволоку марки А-1 или А5С диаметром 6—8 мм (ГОСТ 7871-75).
Места под сварку химически обрабатывают: обезжиривают уайт-спиритом и протравливают в растворе едкого натра. Сварку выполняют с предварительным и соответствующим подогревом до 250 °С. После сварки одной стороны разделки срубают наплывы, зачищают корень шва и затем аналогичным способом заваривают вторую половину разделки.
Шов после заварки обрабатывают по внешнему и внутреннему диаметру кольца и плоскостям.
Качество сварки тщательно проверяют внешним осмотром с применением лупы. На швах и в прилегающих к ним зонах не должно быть трещин, пор, шлаковых включений и других дефектов.



 
« Установка электрических машин на винтовые устройства   Устранение искрения машин постоянного тока »
электрические сети