Система ППР

Система планово-предупредительного ремонта (система ППР) представляет собой комплекс работ, проводимых по заранее составленному плану для предупреждения неожиданного выхода машины из строя. Основной задачей системы ППР является удлинение межремонтного срока службы машин, снижение расходов на их ремонт и повышение его качества. Система ППР включает техническое (межремонтное) обслуживание, текущий и капитальный ремонты. В ряде отраслей промышленности наряду с текущим и капитальным выполняется также средний ремонт, который включает в себя ряд работ из текущего и капитального ремонтов.
Основой системы ППР, определяющей трудовые и материальные затраты на ремонт, является ремонтный цикл и его структура. Ремонтный цикл — это продолжительность работы машин, исчисляемая годами между двумя капитальными ремонтами. Для новых машин ремонтный цикл исчисляется с момента ввода их в эксплуатацию до первого капитального ремонта.
Структурой ремонтного цикла называется порядок расположения и чередования различных видов ремонтов и осмотров в пределах одного ремонтного цикла. Время работы машины, выраженное в месяцах календарного времени между двумя плановыми ремонтами, называется межремонтным периодом. Чем реже будет ремонтироваться машина, тем ниже будут затраты на ремонт. Однако ремонтный цикл и его структура должны быть такими, чтобы была обеспечена надежная работа данного вида машины при заданных условиях эксплуатации.
Техническое обслуживание включает в себя в основном работы профилактического характера: наблюдение за машиной, выполнение правил эксплуатации, своевременную регулировку машин и устранение мелких неисправностей. Межремонтное обслуживание производится преимущественно без простоя машины (в обеденные перерывы, между рабочими сменами, во время переналадок агрегатов и т. д.). При техническом обслуживании производят подтяжку контактов, креплений, смену щеток, чистку доступных частей машины (наружных поверхностей, коллекторов, контактных колец) и др.
В период между плановыми ремонтами производят осмотры машин по специальному графику. При осмотре выявляют дефекты, которые должны быть немедленно устранены, и дефекты, подлежащие устранению при ближайшем плановом ремонте. По результатам осмотра заполняют карту, в которой указывают температуру корпуса, сердечников, обмоток, подшипников, вибрации, степень искрения щеток, выработку коллектора и контактных колец, загрязненность обмоток маслом и пылью. Если обнаруженная неисправность может вызвать аварию или травмы персонала, машину немедленно останавливают.
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей предписывают немедленный аварийный останов электрической машины при появлении дыма или огня из машины или пускорегулирующей аппаратуры, несчастном случае, сильной вибрации, угрожающей целостности машины, поломке приводимого механизма, недопустимо сильном перегреве подшипников, заметном снижении частоты вращения, сопровождаемом быстрым нагревом машины.
Текущий ремонт обычно проводят на месте установки — без демонтажа машины с фундамента. Капитальный ремонт, как правило, выполняют в электроремонтном цехе или на специализированном ремонтном предприятии.
В типовой объем текущего ремонта включается проведение операций технического обслуживания, разборка машины, промывка и проверка состояния подшипников. Подшипники качения заменяют новыми, если радиальный зазор у них превышает максимально допустимый. У подшипников скольжения проверяют работу смазочных колец. Статорные и роторные обмотки, коллекторы, вентиляционные каналы продувают сжатым воздухом. Проверяют состояние обмоток и надежность крепления их лобовых частей. Местные повреждения изоляции и дефекты крепления устраняют, при необходимости обмотки сушат п покрывают их лобовые части эмалью.
Проверяют и подтягивают места крепления (крепление к фундаменту. салазкам, крепление шкивов, муфт и т. п.). Поврежденные крепежные детали заменяют новыми. Производят зачистку, проточку и шлифовку контактных колец и коллекторов, регулировку щеткодержателей и ряд других работ. После ремонта машину собирают, проверяют защитное заземление, подсоединяют машину к сети и проверяют ее работу на холостом ходу и под нагрузкой, устраняют повреждения окраски. Затем проводят приемо-сдаточные испытания.
Типовой объем капитального ремонта включает операции текущего ремонта: внешний осмотр машины, проверку целостности обмоток. У машин с подшипниками скольжения проверяют осевой разбег ротора и зазор между шейкой вала и вкладышем. При необходимости производят перезаливку вкладышей.
При капитальном ремонте производят полную разборку машины, чистку и промывку всех частей, чистку, продувку и протирку сохраняемых обмоток и коллектора. В корпусах заваривают трещины, ремонтируют изношенные и забитые резьбовые отверстия. Кроме того, ремонтируют сердечники, щиты, валы, вентиляторы. При значительном снижении сопротивления изоляции обмотки сушат. После сборки машину окрашивают, затем она проходит приемосдаточные испытания. Обмотки заменяют, если они оказались в аварийном состоянии, при пробое во время профилактических испытаний повышенным напряжением и в особо ответственных машинах. выход из строя которых приводит к большим производственным потерям.
Устаревшее оборудование при капитальных ремонтах модернизируют, улучшая его технические характеристики (мощность, надежность, экономичность, безопасность обслуживания и т. д.), частично изменяя конструкцию. Целесообразность модернизации должна быть экономически оправдана. Оборудование со значительным моральным износом, как правило, не модернизируют.

 
« Синхронные электродвигатели СТД выше 1 кВ   Смазочные масла для подшипников скольжения »
электрические сети