Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Ревизия и ремонт статоров электродвигателей АЭС

Ревизия и ремонт статоров электродвигателей АЭС

Оглавление
Ревизия и ремонт статоров электродвигателей АЭС
Ревизия и ремонт обмотки статора
Замена обмотки статора
Частичная перемотка и аварийный ремонт обмотки статора

Ревизия и ремонт активной стали статора АЭС

Перед осмотром статор чистят от пыли, масла и смеси пыли с маслом. При большой загрязненности чистку производят деревянными скребками. Форма скребков должна обеспечивать чистку обмотки в самых труднодоступных местах: между лобовыми частями обмотки и в вентиляционных каналах. Затем статор продувают сухим сжатым воздухом и промывают смоченными в негорючих моющих жидкостях салфетками и из краскораспылителя. В качестве моющих жидкостей для чистки статора используют растворы следующих моющих средств: "Импульс", "Темп-100", "Истра", "Лабомид-101", "Лабомид-102", "Лабомид-203", "Термос-1", "Термос-2" и др.
При выборе жидкости для чистки статора исходят из конкретных условий и типа изоляции (термореактивная или микалентная компаундированная). После окончания чистки статор продувают сухим сжатым воздухом для ускорения сушки и удаления остатков моющей жидкости из труднодоступных мест.
При осмотре поверхность расточки статора проверяют на отсутствие мест повышенных нагревов и оплавлений, нарушения межлистовой изоляции, контактной коррозии, забоин и деформированных пакетов, ослабления крепления и выпадания распорок, а также ослабления прессовки стали. Особое внимание обращают на состояние концевых пакетов. Слабо закрепленные вентиляционные распорки и нажимные пальцы аккуратно приваривают электросваркой к активной стали. Завод-иэготовитель "Сибэлектротяжмаш" рекомендует при обнаружении ослабления радиальных вентиляционных распорок в электродвигателях серии 4АЗМ мощностью от 2000 до 5000 кВт все распорки по внутреннему диаметру закрепить от перемещения отгибом на нее зубцов двух крайних листов, прилегающих с обеих сторон к распорке, с помощью приспособления, изготовленного из стали 45 (рис. 1).
Усиление крепления радиальных вентиляционных распорок электродвигателей
Рис. 1. Усиление крепления радиальных вентиляционных распорок электродвигателей серии 4 АЗМ мощностью от 2000 до 5000 кВт:
а - приспособление для отгиба листов стали; б - приварка дополнительных пластин к распоркам

По наружному диаметру распорки необходимо закрепить сваркой или с помощью пластин, изготовленных из стали марки Ст. 3. Для доступа к распоркам по наружному диаметру необходимо снять кожух воздухоохладителя с воздухоохладителем, а также кожухи со статора: верхний, нижний и внутренний кольцевой кожух, закрывающий средний вентиляционный отсек.
Плотность прессовки сердечника проверяют контрольным клиновым щупом. Лезвие ножа изготовляют из стали марки IIIX 15 с твердостью HRC 55-60 с углом заточки 10° с шероховатостью  1,25. Плотность прессовки считают удовлетворительной, если от усилия 300—350 Н лезвие щупа не входит между сегментами глубже 3 мм.
По результатам осмотра и испытаний активной стали определяют объем ее ремонта. В зависимости от характера и объема повреждений определяют способ ремонта активной стали статора в соответствии с табл. 1. 

Таблица 1. Способ ремонта активной стали статора в зависимости от характера и объема повреждения


Характер и объем повреждения

Способ ремонта

Общее ослабление прессовки сердечника

Обтяжка гаек стяжных шпилек

Местное (локальное) ослабление отдельных пакетов сердечника

Установка уплотняющих стеклотекс- толитовых клиньев

Замыкание листов стали с нарушением лаковой пленки на поверхности расточки

Травление азотной кислотой

Замыкание листов стали с нарушением лаковой пленки на значительную глубину

Установка прокладок слюды на лаке БТ-99

Оплавление поверхности расточки или пазов
Выплавление отдельных пакетов на значительную глубину (не глубже дна паза)

Механическая обработка оплавленных поверхностей с последующим травлением азотной кислотой или установкой прокладок слюды
Удаление части пакета с установкой заполнителя из стеклотекстолита

Обширные выплавления пакетов на значительных площадях и при глубине, превышающей высоту паза

Частичная или полная перешихтовка сердечника с заменой поврежденных сегментов сердечника новыми

Деформация отдельных пакетов в тангенциальном направлении вследствие задевания ротора

Рихтовка пакетов путем установки в пазы стальных встречных клиньев

Истирание лаковой пленки между сегментами по всему или значительному объему сердечника

Перешихтовка сердечника с восстановлением лакового покрытия



 
« Реактивные синхронные двигатели   Редукторные электродвигатели »
электрические сети