Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Ремонт роторов электродвигателей

Ремонт роторов электродвигателей

После вывода и чистки электродвигателя приступают к осмотру ротора. Проверяют керновку балансировочных грузов ротора, состояние стали и ее крепление к валу, осматривают вентиляторы и короткозамкнутую обмотку. Балансировочные грузы должны быть зафиксированы от перемещения, а шпильки крепления закернены.
Плотность прессовки стали ротора проверяют аналогично плотности прессовки стали статора. При осмотре состояния крепления стали основное внимание обращают на целость сварных швов и мест крепления. При обнаружении дефектных сварных швов их устраняют сваркой.
Осматривая вентиляторы, проверяют крепление и целость всех лопаток путем простукивания их молотком массой 0,2—0,4 кг. Лопатки, имеющие ослабленное крепление или трещины, при простукивании издают характерный дребезжащий звук. Дефектные лопатки заменяют новыми. Перед снятием вентилятора его положение на роторе следует замаркировать, чтобы при сборке установить вентилятор в прежнее положение и не нарушать балансировку ротора.
При осмотре короткозамкнутой обмотки ротора проверяют плотность посадки стержней в пазу, качество и состояние паек стержней к короткозамыкающему кольцу, выявляют, нет ли трещин, обрывов стержней и короткозамыкающего кольца, а также следов нагрева.
Плотность посадки стержней в пазах ротора проверяют чеканкой. Чеканка стержней производится при помощи специально заточенного зубила, рабочая часть которого имеет прямоугольную форму. Ширина заточенной части должна быть меньше ширины паза ротора на 1,0—1,5 мм. Дребезжание и перемещение стержня при чеканке свидетельствует о слабой посадке его в пазу. Чеканка ослабленных стержней производится по всей длине активной части. Чеканят стержень так, чтобы верхняя прямоугольная часть расклепалась и заполнила все неплотности между стержнями и стенками паза. Осмотр стержней производят после чеканки, так как при чеканке могут образоваться новые трещины. Путем осмотра и обстукивания можно обнаружить лишь полный обрыв стержней. Метод определения дефектов паек описан в электрических испытаниях.
Если обнаружены обрывы или трещины короткозамыкающего кольца или стержней, то приступают к ремонту. Для этого в месте образования трещины стержень разрезают и от места разреза до наружного торца короткозамыкающего кольца высверливают отверстие (рис. 2) глубиной 6—7 мм и диаметром, равным половине диаметра стержня. На место высверленной части стержня устанавливают заполнитель 2, изготовленный из меди Ml и М2. Односторонний радиальный зазор в месте пайки между стержнем и короткозамыкающим кольцом и зазор между торцом стержня и заполнителем должен быть при пайке медно-фосфористым припоем МФ-9 и ПМФОЦр 6-4-0, 03 равен 0,2 мм, а серебряным припоем — 0,1—0,15 мм. Серебряный припой Пср-45 применяют для электродвигателей, работающих в тяжелых условиях пуска, когда образуются большие температурные напряжения в месте соединения стержня с короткозамыкающим кольцом, а также для электродвигателей с окружной скоростью 50 м/с и более, а медно-фосфористый припой — для двигателей со сравнительно легкими условиями пуска, имеющими окружную скорость ниже 50 м/с. Для пайки используют две горелки: одна — рабочая NJ 4 и 5, другая служит для подогрева и поддержания температуры стержня и короткозамыкающего кольца. Пайку производят при вертикальном положении ротора. После разогрева кольца, заполнителя и стержня припой расплавляют, касаясь им наиболее нагретых мест пайки. Не допускается плавить припой в пламени горелки. Флюс наносят на спаиваемые поверхности разогретым прутком. Пропаянные места зачищают и опиливают. Качество пайки проверяют внешним осмотром с лупой и методом микроомметра.
Ремонт стержней короткозамыкающей обмотки по описанной технологии может производиться при количестве поврежденных стержней не более 10 % их общего числа в обмотке. После ремонта ротор балансируют.
При массовых повреждениях элементов короткозамкнутой обмотки ее необходимо заменить новой. Для этого механическим путем или распайкой отсоединяют кольца. Затем приступают к демонтажу стержней из пазов ротора.
разрыв короткозамыкающего кольца

ремонт элементов короткозамкнутой обмотки
Рис. 2. Повреждение и ремонт элементов короткозамкнутой обмотки:
а — разрыв короткозамыкающего кольца; б - обрыв стержня; в - подготовка стержня к пайке; г - подготовка кольца подпайку:
I — стержень; 2 — заполнитель; 3 — короткозамыкающее кольцо
Демонтаж стержней короткозамкнутой обмотки ротора
Рис. 3. Демонтаж стержней короткозамкнутой обмотки ротора:
1 - стержни ротора; 2 - захват типа "лягушка"; 3 - динамометр; 4 - защитный кожух; 5 - лебедка; 6 - подставка

Предприятие "Мосэнергоремонт" демонтирует стержни в соответствии с рис. 3. После чистки пазов устанавливают стержни и кольца, подготавливают и выполняют пайку в соответствии с технологией, изложенной выше.

 
« Ремонт роторов синхронных электродвигателей   Ремонт роторов электродвигателей с фазным ротором »
электрические сети