Содержание материала

При осмотре и оценке состояния вкладышей и деталей корпуса проверяют отсутствие следов наклепа на опорных поверхностях вкладыша и расточке корпуса подшипника под вкладыш, осматривают его торцы, определяют с помощью свинцовых оттисков натяг, создаваемый крышкой подшипника на вкладыш.
Зазор между неразъемным вкладышем подшипника и валом замеряют пластинчатым щупом на всю глубину вкладыша, в разъемных — с помощью свинцовых оттисков. Замеренный зазор должен соответствовать требованиям чертежей завода-изготовителя или, при их отсутствии, данным табл. 4.
Таблица 4


Номинальный диаметр

Зазор, мм, при частоте вращения, об/мин

до 1000

1000—1500

выше 1500

81 —120

0,08—0,16

0,12—0,235

0,23—0,46

121 — 180

0,1—0,195

0,15—0,285

0,26—0,53

181—260

0,12—0,225

0,18—0,3

0,3—0,6

261—360

0,14—0,25

0,21—0,38

0,34—0,68

361—600

0,17—0,305

0,25—0,44

0,38—0,76

Боковые зазоры измеряют при помощи пластинчатого щупа. Боковой зазор должен быть равен половине верхнего зазора. Если зазор в подшипнике превышает допустимый, то устанавливают новый вкладыш или перезаливают старый.
След работы шейки вала на угле 60° должен располагаться по всей длине нижней половины. При удовлетворительном контакте и наличии небольших шероховатостей зачищают рабочую поверхность баббита. Неправильный контакт по длине вкладыша устраняют подгонкой вкладыша к шейке. Если при осмотре ротора обнаружены царапины на шейках вала, необходима шлифовка шеек мелким наждачным полотном, смоченным маслом, с последующей полировкой пастой ГОИ. Овальность и конусность шеек вала не должна превышать 0,05 мм.
Проверяют отсутствие трещин в баббитовой заливке вкладыша, отставание баббита и других дефектов заливки. При наличии трещин в заливке и отставании заливки от корпуса вкладыша на значительной площади или значительном подплавлении баббита вкладыш подшипника перезаливают. При незначительных повреждениях (за исключением трещин) местного характера, при которых пораженная поверхность не превышает 10% площади заливки половины вкладыша, допускается исправление заливки наплавкой дефектных мест.

Консистентные смазки и масла для подшипников качения и скольжения.

Для смазки подшипников качения и скольжения применяется смазка, рекомендованная заводом- изготовителем: жидкие масла и консистентные смазки. Жидкие масла малой вязкости более стабильны при эксплуатации и могут быть полностью заменены без разборки подшипникового узла, однако их применение требует более сложных уплотняющих устройств. Консистентные смазки обладают большей вязкостью, что позволяет применять простые уплотнения. Недостатком консистентных смазок является большая зависимость их вязкости от температуры и способность густеть в процессе эксплуатации, что приводит к ухудшению их смазывающих характеристик. Пластичная смазка состоит из жидкого масла, загустителя и присадок, улучшающих ее стабильность, водостойкость и другие характеристики. В зависимости от применяемого загустителя пластичные смазки делятся на кальциевые, натриевые, натриево-кальциевые и литиевые (ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-202, ВНИИ НП-242, ЛЗ-31, Литол-24 и др.), получившие широкое распространение в последние годы. Последние не растворяются в воде, не термоупрочняются и имеют многоцелевое назначение. В табл. 5 приведены основные сорта консистентных смазок, применяемых в подшипниковых узлах.
Таблица 15


Марка смазки

Температура, С

Допустимый срок хранения.

1-13

—20- + 110

3

1-ЛЗ

-20-+ +110

4

Консталин УТ-1

-20+-+ 120

3

ВНИИ НП-242

—30+- + 100

5

Э111-176 ,

—25-+ + 100

5

Литол-24 - -

—40-++ 130

5

ЦИАТИМ-201

—60+-+90

4

ЦИАТИМ-202

—40+- + 120

10

ЦИАТИМ-221

-60+-+ 160

5

Л3-31

-40+- +130

5