Содержание материала

Устанавливают нижнюю крестовину (если она была снята) на постамент, обеспечив ее горизонтальность, затем нижний щит электродвигателя. Устанавливают статор на нижнюю крестовину, совместив клеммовые панели, штифтуют и закрепляют статор к нижней крестовине болтами. Выставляют статор по уровню с точностью до 0,06 мм в двух точках на взаимно перпендикулярных осях. На нижней крестовине устанавливают домкраты, выдержав размеры, обеспечивающие гарантированный зазор при насадке втулки на вал, и закрепляют хомут на конце вала ротора. Стропят ротор за хомут. Кантуют ротор в вертикальное положение.
Соблюдая меры предосторожности, заводят ротор в расточку статора и устанавливают на домкраты, выверяя вертикальность вала ротора с помощью гидравлического уровнемера, расположенного на торце вала. Уклон не должен превышать 0,02 мм/м. В процессе заводки ротора следят за равномерностью воздушного зазора между ротором и статором. Выставив ротор, снимают хомут с вала ротора. Заводят на ротор кольца системы воздухоуплотнения верхней и нижней крестовин. Установив верхнюю крестовину на статор согласно маркировки, штифтуют и закрепляют ее болтами.
Устанавливают опорные болты подпятника, высота которых должна быть такой же, как и при разборке, затем упорные и Т-образные болты, при этом Т-образные болты должны быть размещены так, чтобы не препятствовать регулировке положения сегментов подпятника. Устанавливают сегменты подпятника. Нагревают втулку подпятника до 100°С. Смазывают посадочные места техническим вазелином. Устанавливают направляющую шпонку. Насаживают до упора втулку подпятника на вал с помощью приспособления. В соответствии с маркировкой устанавливают и закрепляют запорное кольцо. Проверяют плотность прилегания запорного кольца к втулке и к валу. Щуп толщиной 0,03 мм должен "закусывать" во всех измеряемых точках.
Устанавливают гнездо верхнего подшипника и закрепляют на крестовине. Несоосность гнезд подшипников верхней и нижней крестовин относительно общей оси не должна превышать 0,2 мм.
Верхнее приспособление для установки в геометрическую ось помещают в выточку гнезда подшипника, обеспечив возможность подъема ротора. Устанавливают на конец вала хомут, приподнимают ротор краном, снимаю?" домкраты, устанавливают ротор на подпятник. Проверяют воздушный зазор в четырех точках, сдвинутых под углом 90°С. Проверяют совпадение поперечных осей сердечников ротора и статора. Допустимое несовпадение осей 3 мм. Снимают приспособление для установки ротора в геометрическую ось.
Устанавливают сегменты верхнего направляющего подшипника согласно маркировке, отжав их к гнезду. Зазор в направляющих подшипниках при необходимости регулируют установкой прокладок из фольги марок АО по ГОСТ 618-73* или ленты медной марки М1тв поГОСТ 1173-77* между изоляционной коробочкой и сегментом направляющего подшипника. Рабочую поверхность направляющего сегмента смазывают говяжим жиром или свиным салом, смешанным с графитом в соотношении 3 м.ч. жира и 1 м.ч. графита.
Производят регулировку сегментов подпятника. Подводят и равномерно прижимают сегменты подпятника к диску. Проверяют уровнем в различных направлениях положение вала. Отклонение показаний уровня должно быть не более одного-двух делений. Устанавливают на электродвигателе валоповоротное устройство (ВПУ). Для ускорения проведения операции по проверке состояния подпятника крайне целесообразно пользоваться ВПУ, обеспечивающим поворот вала без подъема ротора. Исходя из этого все процессы по регулировке будут указаны с учетом применения ВПУ. С помощью ВПУ проворачивают ротор на 90-120°. Если положение уровня не меняется и сегменты подпятника не "ослабли", то операцию по сборке и регулировке под-  пятника считают законченной. В случае изменения положения уровня или "ослабления" сегментов выполняют регулировку подпятника в такой последовательности: освобождают три сегмента подпятника, перенося тем самым массу ротора на три сегмента, расположенных под углом 120°. Устанавливают на торец вала (втулки) два индикатора под углом 90°. Выставляют по уровню вертикальное положение вала, регулируя опорные болты трех сегментов. Поднимают к диску поочередно отдельные сегменты и следят, чтобы показания индикаторов были равными и не менялись. Поворачивают с помощью ВПУ ротор на 90-120°. При удовлетворительном показании уровня, устанавливаемого на торец вала, регулировку считают законченной и осуществляют контрольную проверку через каждые 45° биения вала по индикатору, размещенному на конце вала. Допустимое биение фланца: радиальное 0,06, торцевое 0,04 мм. Изменение показаний уровня выше допустимого предела или "ослабевания" сегментов подпятника указывает на некачественную посадку втулки на вал, при условии, что сборка втулки, диска и изоляционной прокладки между ними были выполнены строго по технологии.
Зазор в направляющих подшипниках регулируют при необходимости установкой прокладок из фольги или медной ленты марки Ml между сухарем (сферой) и колодкой сухаря. Регулировку подшипников выполняют так, чтобы сферическая поверхность сегмента была плотно прижата к пальцам в гнезде подшипника. Зазор измеряют щупом по всему периметру сегмента сверху и с боку. Односторонний зазор должен быть в пределах 0,1-0,15 мм. Устанавливают с помощью приспособления сегменты нижнего направляющего подшипника согласно маркировке и выполняют регулировку узла подшипника (см. выше). Результаты замера зазоров заносят в ремонтный формуляр.
Устанавливают детали днища маслосборника верхней крестовины и верхнего воздухоразделяющего щита. Проверяют наличие зазора между насаживаемым на вал ротора кольцом и кольцом уплотнения, закрепляемым на верхней крестовине, допустимый зазор 0,5-1,5 мм. Устанавливают маслоохладители верхней крестовины и соединяют их патрубками. Собирают масляную систему двигателя. Устанавливают фланец и тахометр.
Все операции сборки контролируются мастером.
Стропят электродвигатель, поднимают мостовым краном и перевозят на рабочее место. Заполняют масляные ванны маслом, контролируя уровень его по смотровому стеклу УЖИ. Производят монтаж электродвигателя на рабочем месте.

Испытание, проверка и приемка после ремонта

Проверяют правильность установки электродвигателя на рабочее место. Испытывают систему маслопровода совместно с маслоохладителями гидравлическим давлением 2,5x105 Па в течение 10 мин.
Измеряют сопротивление изоляции и коэффициент абсорбции обмотки статора. Сопротивление изоляции не должно быть менее 40 МОм при температуре обмотки +20°С. Значение коэффициента абсорбции R60/R15 при температуре 10—30 С должно быть не ниже 1,3. Измеряют сопротивление различных фаз обмотки статора постоянному току. Значения сопротивлений не должны отличаться более чем на 2% друг от друга или заводских данных. Испытывают обмотку статора повышенным напряжением 10 кВ в течение 1 мин по ГОСТ 7217-87*.
Заливают масло в масляную ванну. Уровень заливки масла регулируется по отметке на смотровом стекле маслоуказателя. Подключают внешнюю систему масло- и воздуховода. Недопустим перелив масла выше верхней отметки. Марка масла - турбинное   по ГОСТ 3253-85*.
Включают электродвигатель на время, необходимое для достижения частоты вращения, равной 30- 40% номинальной, чтобы убедиться в его нормальной работе, отсутствии повышенных вибраций и других дефектов. Вибрация электродвигателя, измеренная на фланце верхней крестовины, должна быть не более 0,08 мм.
Включают электродвигатель на холостой ход при номинальной частоте вращения. Электродвигатель должен работать до стабилизации температуры обмоток и подшипников. Продолжительность испытания не менее 6 ч. Замеряют ток холостого хода. Его значение не должно превышать более 10% измеренного перед ремонтом. Проверяют отсутствие утечек масла по указателям УЖИ.
Готовят электродвигатель для обкатки под нагрузкой, соединяя его с приводимым механизмом. Обкатывают электродвигатель под нагрузкой в течение 48 ч. Перед отключением измеряют вибрацию под нагрузкой виброметром с точностью не ниже 0,01 мм на верхней крестовине в трех направлениях. Приемку электродвигателя после ремонта производят по акту. Оформляют записью в формуляре соответствие технического состояния электродвигателя требованиям нормативно-технической документации. К выпускаемому из ремонта электродвигателю ремонтное предприятие прилагает в обязательном порядке акт о выдаче из ремонта, акт испытаний.