Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Ремонт электродвигателей А4 и АН32

Ремонт электродвигателей А4 и АН32

Оглавление
Ремонт электродвигателей А4 и АН32
Ремонт короткозамкнутых роторов

Ремонт обмоток статоров

Некоторые дефекты и повреждения термореактивной изоляции могут быть устранены в условиях ремонтной мастерской. Выполнение работ по восстановлению изоляции на термореактивных связующих (а она достаточно хрупкая) должно производиться с соблюдением мер предосторожности во избежание повреждения изоляции исправляемой катушки и рядом находящихся катушек. Для разделки кромок изоляции следует применять острые ножи или стамеску с хорошо заточенной под углом 15-20° режущей кромкой при ширине ее 4-6 мм. В сочетании со стамеской можно использовать молоток массой не более 0,1 кг.
При электрическом пробое изоляции или обнаружении забоин на поверхности лобовых частей зачищают поврежденные места изоляции. При устранении забоин зачистку поврежденного места выполняют в виде конического углубления, а при пробое разделывают изоляцию до меди витка (рис. 1). Место разделки обезжиривают бензином "галоша" по ГОСТ 1012-72* и тщательно заделывают шпатлевкой. Здесь приведены материалы, применяемые для приготовления эпоксидного лака и шпатлевки. Поверх шпатлевки укладывают четыре- пять простынок соответствующих размеров из стеклослюдинитовой ленты ЛС-40-ТТ-УТ (УП-2,5) 0,13x100 и фиксируют их двумя слоями ленты ЛС-40-ТТ-УТ (УП-2,5) 0,13x20 с перекрытием 1/2 ширины. При отсутствии стеклослюдинитовой ленты шириной 100 мм может быть использована лента меньшей ширины, при этом укладывают четыре- пять слоев простынок с перекрытием их относительно друг друга в каждом слое на 1/2 ширины.
При устранении повреждения изоляции стеклослюдинитовой лентой ЛС-40-ТТ-УТ (УП-2,5) 0,13x20 укладывают семь слоев с перекрытием 1/2 ширины. Каждый слой простынок и лент промазывают лаком. Отверждение лака и шпатлевки проводят на воздухе в течение 48 ч, по истечении которых на ощупь проверяют результат: лак должен быть твердым и не иметь "отлипа". Сушка лака может быть ускорена до 6 ч при температуре 80°С. После отверждения изоляции ее испытывают двухкратным номинальным напряжением, наложив электрод на место исправления.

Восстановление изоляции поврежденного участка обмотки
Рис. 1. Восстановление изоляции поврежденного участка обмотки:
1 — мель; 2 — шпаклевка; 3 — простынки из ленты (четыре—пять слоев); 4 — лента стеклослюдинитовая; 5 — изоляция катушки

При повреждении изоляции или обрыве межкатушечного или межгруппового соединения снимают изоляцию на поврежденном месте или на концах провода на длине 15 мм. В случае обрыва провода рихтуют и срезают оба конца под пайку под углом не менее 45 град. Концы соединяют пайкой припоем ПСР-15 по ГОСТ 19738-74* или другим припоем, содержание серебра в котором должно быть не менее 15%. Серебросодержащие припои применяют для электродвигателей мощностью 5000 кВт и выше. Для обмоток электродвигателей меньшей мощности применяют припои, не содержащие серебра (МФ-9 по ГОСТ 4515-81* и др.). Изолируют соединение стекло- слюдинитовой лентой ЛC-40-ТТ-УТ (УП-2,5) 0,13x20 не менее десяти слоев перекрытием 1/2 ширины с послойной промазкой лаком. Накладывают слой ленты стеклянной ЛЭС-0,10x20 по ГОСТ 5937-81* с перекрытием 1/2 ширины, промазав лаком, при натяжении порядка 98- 147 Н (10-15 кгс), уплотняя ранее наложенную изоляцию. После отверждения изоляции на исправленное место накладывают электрод и испытывают двукратным номинальным напряжением.
При пробое или витковом замыкании в пазу катушки верхнего ряда испытывают две оставшиеся фазы испытательным напряжением, превышающим номинальное в 1,7 раза. Отыскивают пробитую катушку и обрезают ее вблизи головок лобовых частей. Извлекают полукатушку из паза по отдельным проводникам. Зачищают стенки паза от оставшейся корпусной изоляции полукатушки, избегая повреждения стенок паза и замыкания листов электротехнической стали. На оставшейся полукатушке в местах среза разделывают на конус корпусную изоляцию, освобождают каждый проводник от витковой изоляции, разделывая ее также на конус.
Изготовляют новую полукатушку из провода ПСД по ГОСТ 7029- 82* соответствующего сечения с наложением на каждый виток изоляции в один слой с перекрытием 1/2 ширины стеклослюдинитовой ленты ЛС-25-ТТ-УТ (УП-2,5) 0,09x20 - для двигателей мощностью до 1000 кВт или стеклослюдинитовой ленты ЛС-40-ТТ-УТ (УП-2,5) 0,13x20 - для двигателей мощностью свыше 1000 кВт. Изоляцию каждого витка сводят на конус и промазывают лаком. Укладывают новую полукатушку в паз, наложив на нее в нескольких местax временный бандаж и производят подгонку полукатушек относительно друг друга. Срезают каждый проводник полукатушек под пайку под углом не менее 45°. Снимая временный бандаж, выпоняют корпусную изоляцию новой полукатушки стеклослюдинитовой лентой ЛС-40-ТТ-УТ (УП-2,5) 0,13x20 с перекрытием 1/2 ширины с послойной промазкой лаком холодного слоя отверждения. Ленту укладывают с максимальной утяжкой, выдерживая количество слоев для пазовой части не менее семи для электродвигателей мощностью свыше 1000 кВт и восемь слоев для электродвигателей мощностью свыше 1000 кВт, а для лобой части полукатушки соответственно шесть и семь слоев. Разрешается вместо ленты ЛС-40-ТТ-УТ (УП-2,5) 0,13x20 использовать ленту ЛСК-1К-110-ТТ, 0,13x20 по ТУ 16-503 074-70. У головок лобовой части корпусная изоляция сводится на конус.
Укладывают полукатушку в паз, проверяя точность подгонки головок полукатушек, заклинивают ее, промазывая лаком прокладки, клинья и стенки паза. Закрепляют лобовую часть новой полукатушки при помощи стеклотестолитовых распорок и стеклочулка АСЭ4 (б) 3,5, смазав лаком места закрепления (распорки, катушки в местах их прилегания, светочулок). После выполнения зтих операций делают выдержку для отверждения изоляции, как было указано выше.
Производят пайку проводников припоем ПСР-15 по ГОСТ 19738-74*, смещая места пайки последующего витка на 10-15 мм, а при большом количестве проводников в катушке места пайки располагают в шахматном порядке. Тщательно зачищают места пайки от наплавов припоя (рис. 2). В местах пайки накладывают витковую изоляцию стеклослюдинитовой лентой ЛС-40-ТТ-УТ (УП-2,5) 0,13x20 один слой с перекрытием 1/2 ширины с промазкой лаком. Пайку последующих проводников выполняют только после отверждения изоляции на предыдущих проводниках. В качестве витковой изоляции можно использовать прокладки из миканита ГФС 0,05 по ГОСТ 6120-75*. Корпусную изоляцию в местах пайки выполняют стеклослюдинитовой лентой ЛС-40-ТТ-УТ (УП-2,5) 0,13x20 в шесть слоев - для электродвигателей до 1000 кВт и в семь слоев - для электродвигателей свыше 1000 кВт с перекрытием 1/2 ширины с послойной промазкой лаком. После отверждения лака проводят испытания фазы напряжением, превышающим номинальное в 1,7 раза.
При пробое или витковом замыкании в пазовой части катушки нижнего ряда или в местах, недоступных для восстановления изоляции, производят замену сердечника статора с обмоткой или выполняют ремонт по изложенному в ремонте.

Соединение замененной полукатушки
Рис. 2. Соединение замененной полукатушки в лобовых частях:
1 - корпусная изоляция; 2 - витковая изоляция; 3 — лента стеклослюдинитовая; 4 — медь

Для возможности временной работы электродвигателей серии АТД2 до капитального ремонта разрешается исключить из схемы поврежденную катушку, а также еще по одной катушке в каждой из фазных групп через 60° друг от друга (всего шесть катушек). Концы исключенных катушек изолируют корпусной изоляцией стеклослюдинитовой лентой ЛС-40-ТТ-УТ (УП-2,5) 0,13x20 в несколько слоев, наложив поверх ее стеклянную ленту ЛЭС-0,10x20 по ГОСТ 5937- 81* с перекрытием 1/2 ширины и промазав лаком.
При необходимости частичной или полной замены катушек (стержней) ремонтопригодной статорной обмотки разизолируют и распаивают места их соединений. Под ремонтопригодной статорной обмоткой имеют в виду обмотку с микалентной кампаундированной изоляцией или с термореактивной изоляцией, запеченной до укладки в пазы статора.
При полной замене обмотки извлечение катушек (стержней) из пазов производят, выбив предварительно пазовые клинья из всех пазов. При частичной замене обмотки клинья выбивают только из тех пазов, из которых необходимо извлекать катушку. При этом извлечение катушки из нижнего ряда выполняют с мерами предосторожности к катушке верхнего ряда. Перед извлечением катушек крупных двигателей производят их предварительный разогрев до 70°С от сварочного трансформатора, а затем извлекают катушки, используя специальные приспособления. Вновь укладываемые секции, а также и катушки, у которых приподняты части верхнего ряда, должны быть предварительно разогреты.
После укладки новых секций обмотки выполняют соответствующим припоем пайку соединений (проверив предварительно состояние изоляции), производят заклиновку пазовой части, восстанавливают шнуром вязку лобовых частей, устанавливая соответствующие распорки, и покрывают эмалью ГФ-92-ХК (рис. 3).

Вязка лобовых частей
Рис. 3. Вязка лобовых частей:
1 - бандажное кольцо; 2 - лавсановый шнур; 3 - катушка



 
« Ремонт электродвигателей 2АЗМ-1600 6000, 2АЗМ-2500/6000 и 2АЗМ-5000/6000   Ремонт электродвигателей АВ-15-36-8М »
электрические сети