Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Ремонт электродвигателей А4 и АН32

Ремонт короткозамкнутых роторов - Ремонт электродвигателей А4 и АН32

Оглавление
Ремонт электродвигателей А4 и АН32
Ремонт короткозамкнутых роторов

При ослаблении стержня обмотки ротора в пазу активной стали выполняют расчеканку, если расклиновка уже выполнена и она не дает полного устранения ослабления. Расчеканку стержней производят ударами чекана по всей прямоугольной части стержня на всей длине активной части стали ротора. При чеканке стержней в крайних пакетах ротора во избежание надлома места спая стержня с короткозамыкающим кольцом прокладывают металлическую прокладку между стержнем и нажимной шайбой.
Установка вставки для пайки
Рис. 4. Установка вставки для пайки:
1 - короткозамыкающее кольцо; 2 — вставка; 3 — стержень ротора

Пайка медных стержней.

При обнаружении на выступающих из активной стали частях стержней трещин принимают меры к их устранению. Если глубина трещин не превышает примерно четвертой части толщины стержня, то ее заваривают, вырубив предварительно углубление в этом месте, превышающее размер трещины.
Если трещина более глубокая, то в этом месте стержень разрезают и удаляют высверливанием припаянный к короткозамыкающему кольцу участок. Через образовавшееся в короткозамыкающем кольце отверстие высверливают в торце оставшейся в пазу активной стали части стержня отверстия на глубину 6-7 мм. Диаметр этого отверстия не должен превышать половину диаметра стержня. На место удаленной части устанавливают-вставку (рис. 4), изготовленную из меди марки Ml или м2. Односторонний радиальный зазор в месте пайки вставки с короткозамыкающим кольцом и между торцом стержня и вставкой должен быть при пайке меднофосфористым припоем МФ-9 по ГОСТ 4515-81* а = 0,2 мм, а для серебросодержащего припоя а = = 0,1-5-0,15 мм. Выбор марки припоя зависит от условий эксплуатации (тяжелый пуск) и от окружной скорости. При окружной скорости составляющей 50 м/с и более применяют припой Пср-45. Для двигателей, работающих в более легких условиях, применяют припой МФ-3.
Перед пайкой производят обезжиривание и травление замыкающих колец. Местное обезжиривание производят чистой ветошью, смоченной в бензине Б-70, повторяют операцию 3-4 раза. Травление выполняют в течение 15-20 с концентрированной азотной кислотой с содержанием 250-350 г/л при температуре 20°С. Места травления промывают горячей водой, протирают сухой чистой ветошью и просушивают.
Пайку выполняют ацетиленокислородным пламенем горелкой № 4 или № 5. Пайка должна быть выполнена не позднее чем через 8 ч после травления. В качестве флюса используют буру или флюс № 209. При выполнении пайки второй горелкой поддерживают температуру стержня и короткозамыкающего кольца и после их разогрева расплавление припоя производят путем касания им наиболее нагретых мест. Не допускают плавления припоя в пламени горелки. Флюс наносят на спаиваемые поверхности разогретым прутком припоя. Пайку вставки с короткозамыкающим кольцом выполняют при вертикальном положении ротора. После пайки зачищают и отпиливают соединенные места и проверяют качество пайки внешним осмотром лупой и методом микроомметра. После ремонта ротор балансируют.

Разделка трещин на стержне ротора
Рис. 5. Разделка трещин на стержне ротора:
а - на вылете стержня; б — в месте соединения стержня с короткозамыкающим кольцом

Ремонт алюминиевых стержней и короткозамыкающих колец. Участки с трещинами разделывают, как указано на рис. 5. Перед заваркой разделанные места и прилегающие участки шириной 30-40 мм подвергают механической зачистке с предварительным и последующим обезжириванием. Механической очисткой с помощью стальной щетки из проволоки диаметром 0,1-0,15 мм из нержавеющей стали удаляют тонкий плотный слой окиси алюминия. Обезжиривание производят негорючей моющей жидкостью.
Полностью оборванные стержни и стержни с глубиной трещины, превышающей половину его ширины, удаляют из обмотки ротора. Заварку разделки в стержнях толщиной более 10 мм производят с предварительным и сопутствующим подогревом до температуры 100— 150°С. Подогрев нужно производить пламенем ацетиленой горелки или другим источником тепла. Выборки в стержнях заваривают ручной аргоно-дуговой сваркой на установке УДТ-501. В качестве присадочного материала применяют электродную проволоку марки АО, А1 по ГОСТ 7871-75* либо прутки из сплава АК, содержащего 5% кремния (А5С по ГОСТ 7871-75*).
Здесь приведены режимы ручной аргоно-дуговой сварки и технология подготовки проволоки. Аргоновая горелка, сварной шов должны быть защищены от сквозняков, ветра и дождя. Сварку выполняют в нижнем положении маленькой ванной - не допуская перегрева.
Заварку трещины (рис. 5) производят предварительным и сопутствующим подогревом до температуры 200-150°С на участке в обе стороны от завариваемого стержня. После заварки нужно аккуратно срубить наплывы, опилить и зачистить наплавленный металл, произвести внешний осмотр наплавленного металла и прилегающие к нему участки на отсутствие трещин и других дефектов. Непосредственно перед сваркой места сварки стержней и кольца должны быть обезжирены и потравлены.

Приварка к кольцу спаренных стержней
Рис. 6. Приварка к кольцу спаренных стержней

Обезжиривание производят чистой ветошью, смоченной в уайт-спирите. Участок обезжиривания - свариваемые кромки и непосредственно прилегающие к ним участки шириной 20-30 мм. После обезжиривания свариваемые кромки подвергают травлению в течение 1 мин в 5-4%-ном растворе едкого натрия (температура раствора 60-70°С). После травления сварочные кромки тщательно промывают в горячей воде, просушивают.
Перед сваркой взаиморасположение стержня и кольца должно соответствовать чертежу завода-изготовителя. Для приварки стержней к кольцу (рис. 6) используют проволоку марки А1 или А5С диаметром 3 мм. Перед сваркой проволоку химически обрабатывают. Приварку стержней к кольцу выполняют с предварительным и последующим подогревом кольца до 200*С. Сварку выполняют аргоно-дуговой сваркой при помощи установки УДГ-501. Катет шва должен соответствовать толщине стержня. Места наложения швов указаны на рис. 6. После окончания сварки на одном кольце производят сварку на втором кольце. По окончании сварки всех соединений, сварные швы и прилегающие к ним зоны зачищают. Качество сварки проверяют внешним осмотром и при помощи лупы четырехкратного увеличения на отсутствие трещин, пор, шлаковых включений.
Место трещины на кольце обрабатывают, как указано на рис. 7.
Разделка короткозамыкающее кольца
Рис. 7. Разделка короткозамыкающее кольца

Восстановление колец, имеющих трещины, производят аргоно-дуговой сваркой. В качестве присадочного материала при заварке выбором в кольце используют проволоку марки А1 (А5С) диаметром 6-8 мм по ГОСТ 7871-75*. Перед сваркой кольца место сварки должно быть химически обработано - обезжирено уайт-спиритом и протравлено в растворе едкого натрия.
Сварку выполняют с предварительным и сопутствующим подогревом до температуры 250°С. После сварки одной стороны разделки производят подрубку, зачистку корня шва и затем аналогичным способом заваривают вторую половину разделки. Шов после заварки обрабатывают по внешнему и внутреннему диаметру кольца и по полостям. Качество сварки проверяют внешним осмотром с применением лупы. На швах и в прилегающих к ним зонам не должно быть трещин, пор, шлаковых включений и других дефектов.



 
« Ремонт электродвигателей 2АЗМ-1600 6000, 2АЗМ-2500/6000 и 2АЗМ-5000/6000   Ремонт электродвигателей АВ-15-36-8М »
электрические сети