Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Ремонт активной стали статора и ротора электродвигателя

Ремонт активной стали статора и ротора электродвигателя

После чистки и разборки электродвигателя проверяется состояние активной стали статора и ротора. После тщательного наружного осмотра и проверки степени запрессовки листов проводят испытания активной стали с целью определения потерь и выявления участков с недопустимыми перегревами.
При осмотре поверхности активной стали отмечают мелом участки, имеющие потемнения, цвета побежалости, пакеты со следами контактной коррозии (налеты красноватой пыли), что, как правило, указывает на наличие местных повреждений.
Плотность запрессовки активной стали проверяют при помощи ножа со стороны расточки в каждом зубце, а со стороны спинки — во всех доступных местах. При удовлетворительном состоянии запрессовки лезвие ножа не должно входить между листами более чем на 1—2 мм при нажатии рукой с усилием 150 Н (около 15 кгс). Места с неудовлетворительной запрессовкой отмечают мелом.
Наиболее часто ослабление прессовки наблюдается в зубцовой зоне. Устраняют этот дефект путем забивки текстолитовых или гетинаксовых уплотняющих клиньев. Размеры клиньев подбирают соответственно размерам зубца, а при забивке углубляют их на 2—3 мм ниже поверхности активной стали, покрывая клеящим лаком или клеем БФ-2, и для предохранения от выпадания отгибают на них края смежных листов стали.
Активную сталь статора в местах, где забиты уплотняющие клинья и нарушена лаковая пленка, покрывают масляно-битумным лаком воздушной сушки БТ-99 (ГОСТ 8017—74*), что позволит при последующих ремонтах по состоянию лакового покрытия судить о плотности прессовки по вышеуказанным признакам.
Ослабленные вентиляционные распорки и нажимные пальцы приваривают к активной стали электродами марки ОЗЛ-8 или ЦЛ-11 постоянным током обратной полярности. Сварку выполняют так, чтобы не замыкались листы активной стали между собой.
При ослаблении прессовки всего объема активной стали в специальном приспособлении в условиях мастерской прессуют сердечник. Для этого укладывают на него листы текстолита марки СТЭФ, вырезанные по форме листов стали, и прижимают нажимной шайбой.

Устранение местных оплавлений активной стали.

Повреждение изоляции обмоток в пазовой части, сопровождающееся электрической дугой, сила которой зависит от характера повреждения изоляции, может служить причиной местного оплавления активной стали в пределах одного-двух пакетов. При ремонте поврежденного места вырубают оплавленные листы так, чтобы не оставалось сплавленных между собой листов и следов расплавленной меди. Удаление заусенцев между листами обеспечивается обработкой поверхности вырубленной зоны шлифовальным камнем или острым шабером. После вырубки и снятия заусенцев листы активной стали раздвигают отверткой или ножом и в образующиеся щели заливают лак БТ-99, а на глубину не менее 10—15 мм закладывают пластинки из слюды толщиной 0,05—0,07 мм. Отремонтированный участок стали после установки пластинок покрывают лаком БТ-99.
При ремонте поврежденного участка, находящегося в пазу, принимают меры, предотвращающие вспучивание обмотки, для чего в вырубленную зону укладывают полоски текстолита или гетинакса или заполняют ее специальной замазкой на основе эпоксидной смолы. Перед заполнением вырубленной зоны ее очищают, удаляют образовавшуюся металлическую и наждачную пыль, продувают сжатым сухим воздухом и промывают уайт-спиритом. Заполнение зоны производят металлическим шпателем. Для предотвращения вытекания замазки из ремонтируемого участка предварительно выставляют его в горизонтальное положение. Отверждение замазки должно произойти в течение 24 ч при комнатной температуре.
При ремонте обширных зон повреждения, например если вырублен зубец на длину одного-двух пакетов, применяют заполнители из текстолита или гетинакса, которые тщательно подгоняют по месту для обеспечения плотного прилегания к стали и обмотке. Обеспечение тщательной подгонки дает возможность не выполнять какого-либо специального крепления заполнителя, так как его клинообразная форма препятствует выпаданию из сердечника. Дополнительное крепление заполнителя создают и пазовые клинья, промазанные клеящим лаком или клеем БФ-2, и обогнутые на заполнитель края смежных листов стали. Для оценки эффективности ремонта после его окончания выполняют повторные испытания активной стали с определением потерь и местных перегревов.
При ремонте сердечников роторов установку в вырубленные зоны заполнителей из текстолита или гетинакса выполняют при условии, если окружная скорость на поверхности сердечника не превышает 20 м/с. Подгонку заполнителя по месту производят с особой тщательностью, выполняя по его краям выступы, заходящие в вентиляционные каналы под соседние пазы. Это обеспечивает дополнительное крепление заполнителя обмоткой, расположенной в соседних пазах. При окружной скорости сердечника, превышающей 20 м/с, установка заполнителей из текстолита и гетинакса недопустима, так как выпадание их может повлечь за собой значительные повреждения обмоток и активной стали.
Выплавление большего объема стали (в трех и более пакетах), сопровождающееся повреждением межлистовой изоляции, требует частичной или полной перешихтовки активной стали с переизолировкой листов.

Устранение последствий истирания зубцов активной стали статора активной сталью ротора. Истирание активной стали статора происходит при уменьшении воздушного зазора между ротором и статором, что имеет место, как правило, при износе подшипников. Длительное задевание ротора о статор создает на зубцах заусенцы, повреждение изоляции между листами и местный перегрев активной стали.
Специальный нож для разъединения затертых пластин
Рис. 1. Специальный нож для разъединения затертых пластин
Устранение этих дефектов выполняют специальным ножом (рис. 1) из ножовочного полотна. Нож вводится ударами молотка массой до 0,5 кг между соседними пластинами зубцов активной стали. После снятия всех заусенцев листы активной стали поочередно раздвигают отверткой или ножом и образовавшиеся щели заполняют лаком БТ-99, закладывая на глубину 10—15 мм пластинки из слюды толщиной 0,05—0,07 мм. Поврежденные участки покрывают лаком БТ-99. После высыхания лака выполняют испытание активной стали. Сравнивая результаты испытаний до и после ремонта, делают оценку качеству произведенных работ по изолировке листов.
Материалы для приготовления замазки, применяемой при ремонте активной стали: смола ЭД-15 (ЭД-16), дибутилфталат, графит, полиэтиленполиамин.
Составные части берут в следующих соотношениях по массе:
Смесь № 1:
Смола ЭД-15(ЭД-16)        10-15(25)
Дибутилфталат                  100
Смесь № 2:
Смесь № 1               100
Графит                     10—20
Полиэтиленполиамин                  10—12
Способ приготовления смесей: эпоксидную смолу нагревают до 70 °С и смешивают с дибутилфталатом в соответствующих соотношениях. Полученную смесь помещают в стеклянную банку с плотнозакрывающейся крышкой. Перед непосредственным употреблением на 100 частей
смеси № 1 добавляют 10—20 частей графита (наполнителя), перемешивают деревянной лопаткой, а затем при непрерывном тщательном перемешивании добавляют 10— 12 частей полиэтиленполиамина (отвердителя). После этого замазку нужно быстро расходовать, так как отверждение ее начинается через 20 мин после приготовления.

 
« Реконструкция ротора электродвигателя АТД-4000   Ремонт активной стали статора электродвигателей блочных электростанций »
электрические сети