Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Проверка выполнения внутренних соединений обмоток электрических машин

Проверка выполнения внутренних соединений обмоток электрических машин

Электрические машины, поступающие на монтаж, имеют маркированные выводы в соответствии с требованиями   и обмотки с выполненными на предприятии-изготовителе внутренними соединениями. Исключение составляют обмотки машин с разъемным статором, которые в местах разъема машин имеют снятые секции. Секции укладываются в пазы и соединяются на месте монтажа после сборки статора или магнитных систем. Укладку в пазы секций обмоток и соединение их, а также изоляцию соединений производят по инструкции предприятия-изготовителя. Проверку выполнения внутренних соединений обмоток приходится производить в следующих случаях: после капитального ремонта электрических машин, если по каким-либо причинам отсутствует или перепутана маркировка выводов, а также когда нарушен нормальный режим работы машины, выявленный при пуске и испытаниях. Проверка правильно выполненных внутренних соединений обмоток и выводов машин Постоянного тока производится указанными ниже способами.

 

Проверка полярности обмоток электрических машин постоянного тока
Рис. 1. Проверка полярности обмоток электрических машин постоянного тока.
а — полярности обмоток параллельного и последовательного возбуждения; б — компенсационной обмотки и добавочных полюсов; в — якоря и добавочных полюсов; г — чередования основных и добавочных полюсов генератора; д — чередования основных и добавочных полюсов электродвигателя; е — чередование щеток; ШО — параллельная обмотка; СО — последовательная обмотка; КО — компенсационная обмотка; Д/7 —обмотка дополнительных полюсов.

Проверка взаимной полярности параллельной и последовательной обмоток возбуждения производится индуктивным методом, как показано на рис. 1, а. Милливольтметр, подсоединяемый к обмоткам возбуждения, должен иметь предел измерения 1—3 В, аккумулятор или батарея — напряжение 2—3 В. Перед проверкой полярности обмоток проверяют полярность милливольтметра. В случае согласованного включения обмоток при кратковременном замыкании ключа стрелка отклонится в обратную сторону. Включение параллельной и последовательной обмоток возбуждения производится согласно принятой схеме включения (в большинстве случаев магнитные поля складываются). Проверку взаимного включения компенсационной обмотки и обмотки добавочных полюсов производят, как показано на рис. 1, б. Обмотки соединяются последовательно разноименными полюсами, т. е. плюс одной обмотки соединяется с минусом другой. Проверка взаимного включения якоря и добавочных полюсов производится, как показано на рис. 1, в. Соединение обмоток якоря и дополнительных полюсов производят одноименными условными обозначениями выводов, т. е. плюс якоря соединяется с плюсом добавочного полюса или минус якоря с минусом добавочного полюса. Порядок чередования главных и добавочных полюсов проверяют с помощью магнитной стрелки компаса, поочередно подносимой с наружной стороны станины к головкам болтов против полюсов, как показано на рис. 1, г и д. При плохой чувствительности стрелок в обмотку возбуждения подается ток возбуждения, равный 5—6% номинального. В двигателях (рис. 1, д) за главным полюсом одной полярности должен следовать добавочный полюс одноименной полярности, в генераторах (рис. 1, г) — за главным полюсом одной полярности должен следовать добавочный полюс другой полярности.
Согласование полярности щеток и направления вращения производят, как показано на рис. 1, е. К двум точкам коллектора присоединяют вольтметр, при включении возбуждения стрелка вольтметра кратковременно отклонится. Если стрелка отклонится вправо, то в точке а плюс, в точке б минус. Такую же полярность имеют ближайшие щетки, расположенные против направления вращения. Другой метод состоит в том, что к щеткам подключается вольтметр со шкалой 15—30 В, в обмотку возбуждения подается ток возбуждения заданной полярности, после чего дают толчок якорю (рукой, рычагом, краном) в сторону заданного вращения якоря. Отклонение стрелки вольтметра показывает полярность щеток.

 

Проверка полярности фазных обмоток электрических машин переменного тока
Рис. 2. Проверка полярности фазных обмоток электрических машин переменного тока.
а — при раздельном включении обмоток; б — при парном подключении; в — с помощью источника переменного тока; /, //, /// — фазные обмотки.

Проверку полярности обмоток машины переменного тока в случае, когда отсутствует маркировка выводов, производят, как показано на рис. 2. Милливольтметр при определении полярности обмоток, как показано на рис. 2, а, подключают поочередно к каждой фазной обмотке. При отклонении стрелки милливольтметра вправо против плюса батареи и минуса милливольтметра находятся начала фазных обмоток. При определении полярности, как показано на рис. 2, б, в случае соединения обмоток одноименными выводами стрелка милливольтметра при включении не отклонится, в противном случае милливольтметр будет реагировать на включение и отключение батареи.
При проверке полярности по рис. 2, в две соединенные последовательно обмотки подключают через реостат к сети. К третьей обмотке подключают вольтметр или контрольную лампу. При соединении фазных обмоток одноименными выводами контрольная лампа или вольтметр в третьей фазе покажет отсутствие напряжения и наоборот.

Укладку вынутых секций обмоток в пазы производят с обязательным предварительным подогревом секций с соблюдением технологических указаний предприятий-изготовителей. Панку обмоток производят с соблюдением мер для защиты соседних частей обмоток от повреждений. Контактные поверхности перед пайкой или сболчиванием должны быть зачищены и облужены (если не облужены на предприятии-изготовителе). Марки припоев, флюсов приведены в таблице. Места пайки защищают со всех сторон асбестом для предотвращения перегрева и повреждения соседних с пайкой витков обмотки.

 
« Проблемы развития электродвигателей   Проверка и замена подшипников электродвигателей »
электрические сети