Содержание материала

Безруких Π. П. и Покровский С. Н.
Проверка и испытание вентильных систем возбуждения синхронных машин. Москва, «Энергия», 1975.

В книге рассматриваются современное состояние и перспективы развития вентильных систем возбуждения. Анализируются нормальные и аварийные режимы работы вентильных систем возбуждения и методы их комплексной проверки в сочетании с синхронной машиной. Приводятся основные неисправности оборудования и систем возбуждения в целом, методы их обнаружения и устранения.
Книга рассчитана на инженеров и техников, занимающихся эксплуатацией и монтажом вентильных систем возбуждения синхронных машин, а также на персонал служб релейной защиты и автоматики станций и энергосистем.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Увеличение единичной мощности основного оборудования и повышение уровня автоматизации управления технологическими и производственными процессами в энергетике являются возможным средством выполнения требований по интенсификации производства и повышению производительности общественного труда в отрасли. Директивы XXIV съезда рассматривают курс на автоматизацию как одну из основных целей.
Разработка и внедрение в массовую эксплуатацию новых элементов и оборудования, расширение масштабов автоматизации и усложнение систем управления выдвигают качественно новые требования к эксплуатационному персоналу. В частности, возрастает роль профилактики оборудования, осмотра, проверки, настройки и испытаний различных сложных систем управления.
Все сказанное в полной мере относится к вентильным системам возбуждения, испытаниям и настройке которых посвящена настоящая книга.
Авторы глубоко признательны Э. С. Мусаэляну за ряд ценных советов и практических замечаний, высказанных им при рецензировании рукописи. Авторы благодарят канд. техн. наук Д. В. Никитина за большую работу, проведенную при редактировании книги.

Авторы

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время для возбуждения турбо- и гидрогенераторов и синхронных компенсаторов применяются вентильные системы возбуждения, т. е. такие системы, в которых постоянный ток возбуждения получают путем преобразования переменного с помощью управляемых и неуправляемых вентилей. В качестве управляемых вентилей первоначально применялись ртутные вентили различной конструкции. Такие системы получили название «ионных». За последнее время происходит внедрение кремниевых управляемых вентилей (тиристоров). Системы с такими вентилями называются тиристорными. Тиристорные преобразователи обладают рядом существенных преимуществ перед ртутными: более высокий к. п. д. и более высокая надежность, меньшая занимаемая площадь, простота обслуживания, малая масса оборудования и т. п. Поэтому принято решение о постепенной замене существующих ионных систем на тиристорные. С точки зрения режимов работы преобразователя совместно с синхронной машиной и методов его испытания между указанными системами возбуждения нет принципиальной разницы. В качестве неуправляемых вентилей с самого начала в вентильных системах использовались кремниевые неуправляемые вентили, и совершенствование этих систем происходило по пути улучшения характеристик вентилей, сокращения их числа в выпрямительной установке. Многие вопросы, касающиеся схем систем возбуждения, проверки отдельных узлов и аппаратов, анализа режимов работы систем возбуждения в нормальных и аварийных условиях, недостаточно освещены в литературе и являются предметом изложения данной книги. Поскольку в эксплуатации находится достаточно большое количество ионных возбудителей, освещаются некоторые вопросы их проверки и испытаний в условиях эксплуатации. Авторы считают целесообразным внедрение в практику работы  наладочных и эксплуатирующих организаций методов моделирования вентильных систем возбуждения на аналоговых вычислительных машинах (ABM). С этой целью в книге приводятся краткие сведения по указанному вопросу.
Использование методов моделирования позволяет проводить тренировку и обучение персонала, что улучшает качество наладочных работ и сокращает время натурных испытаний, а в ряде случаев является наиболее удобным способом анализа сложных явлений.
Книга не преследует цели пунктуальной регламентации работ в духе инструкции по наладке. Основное внимание в ней уделено рассмотрению режимных вопросов вентильных систем возбуждения, причем вентильный преобразователь рассматривается в неразрывной связи с синхронной машиной и сетью. В гл. 2, 3 дается достаточно подробное описание основных типов схем и основных элементов вентильных возбудителей. Это позволяет создать у начинающих инженеров и студентов полное представление о вентильных системах возбуждения, находящихся в эксплуатации. Вместе с тем при таком изложении книги создается база для рассмотрения режимных вопросов.
При написании книги авторы использовали наряду с собственным опытом пусконаладочных работ и исследований опыт проектных, исследовательских и наладочных организаций (ВНИИЭМ, ОРГРЭС, МНУ ЭЦМ и т. д.).