Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Проверка и испытание вентильных систем возбуждения синхронных машин

Пробное возбуждение ртутного вентиля - Проверка и испытание вентильных систем возбуждения синхронных машин

Оглавление
Проверка и испытание вентильных систем возбуждения синхронных машин
Состояние и перспективы развития
Методы анализа систем возбуждения
Схемы силовых цепей
Схемы систем управления
Схемы систем управления с тиристорными преобразователями
Автоматические регуляторы возбуждения
Цепи зажигания, возбуждения и смещения ртутных вентилей
Цепи управления, защиты и сигнализации вентильных возбудителей
Собственные нужды вентильных возбудителей
Системы охлаждения полупроводниковых вентилей
Вакуумная система ртутных вентилей
Диаграммы режимов работы выпрямителей
Диаграммы нормальных режимов работы выпрямителя
Диаграммы ненормальных режимов работы выпрямителя
Диаграммы глубоких режимов работы выпрямителя
Проверка силового оборудования
Проверка ртутных вентилей
Пробное возбуждение ртутного вентиля
Кремниевые вентили
Формовка ртутных вентилей
Проверка систем охлаждения
Проверка вакуумной система
Предварительная проверка систем управления
Комплексная проверка систем управления
Предварительная проверка АРВ
Комплексные испытания систем возбуждения
Установка угла регулирования форсировочной группы вентилей
Определение статизма системы независимого возбуждения
Испытание системы самовозбуждения с последовательными трансформаторами
Испытания вентильных систем возбуждения на аналоговых вычислительных машинах
Список литературы

При удовлетворительном состоянии изоляции межэлектродных промежутков и готовности схемы возбуждения и зажигания производятся необходимые подключения вентиля к вышеназванным устройствам.
При исправном состоянии вентиля он возбуждается сразу после подачи напряжения на схему возбуждения и зажигания. О том, возбудился ли вентиль, можно судить по свечению стеклянных изоляторов анодов возбуждения или по приборам, включенным в соответствующие цепи.
Вентиль может не возбудиться при низком вакууме, низкой изоляции анодов возбуждения относительно корпуса и катода, неисправности зажигателей или цепей зажигания и возбуждения.
Рассмотрим подробнее причины отказа возбуждения вентиля из-за неисправности зажигания и схемы зажигания и возбуждения.
Необходимо предварительно проверить наличие напряжения на анодах возбуждения и наличие тока щелевого зажигателя (токоизмерительными клещами) при подаче напряжения на схему. При нормальной работе ток щелевого зажигателя примерно равен 100—500 А. Колебание стрелки токоизмерительных клещей свидетельствует о нормальной работе зажигателя (разрывах мостика ртути в щели зажигателя).
Наличие напряжения на зажигателе (около 6—8 В) и отсутствие тока или его малое значение свидетельствуют о неисправности зажигателя. Как правило, это нарушение контактов ртути из-за того, что графитовая пыль забивает щель зажигателя. Убедиться в этом можно путем измерения сопротивления цепи катод — зажигатель, которое должно быть около 0,01 Ом. Если это сопротивление значительно больше, следует попытаться прожечь промежуток посторонним напряжением или покачать корпус вентиля из стороны в сторону, после чего снова попытаться его возбудить.
Существует еще один вид повреждения щелевого зажигателя— увеличение сечения щели в керамической трубке из-за ее частичного разрушения. В этом случае сопротивление цепи катод — зажигатель меньше нормы, а ток зажигания больше, однако разрыва мостика ртути не происходит. В этом случае можно попытаться добиться работы зажигателя, наклоняя вентиль в разные стороны на величину не более 10°.
Причиной увеличенного тока зажигателя может быть закорачивание промежутка катода — зажигатель из-за небрежного монтажа и крепления подводящих проводов и шинок к выводам зажигателя и катода.
Если зажигатель работает нормально и есть напряжение на анодах возбуждения, а вентиль все же не возбуждается, то следует отформовать промежуток вспомогательный анод —катод. Для этого на промежуток подается постоянное напряжение около 200—600 В от постороннего источника (плюс на анод). Ток через промежуток ограничивается 5—10 А. Если вентиль возбудился, то в таком положении его оставляют на 3—5 ч.
Некоторые вентили разборного типа имеют комбинированные системы зажигания и возбуждения, т. е. содержат и щелевой зажигатель и несколько игнайтеров. Отдельные типы вентилей содержат только игнайтерные зажигатели. Если вентиль не возбуждается на игнайтере, то следует проверить уровень погружения игнайтера в ртуть катода. Подсоединив выводы мегаомметра на игнайтер и катод и поворачивая регулировочный винт, находят такое положение игнайтера, при котором он касается ртути (мегаомметр показывает нуль). От найденного положения поворачивают регулировочный винт на 3/4 оборота, погружая игнайтер в ртуть.
После установки игнайтера в рабочее положение снова пытаются возбудить вентиль. При этом допустимо легкое встряхивание вентиля. Если вентиль возбудился, то переходят на возбуждение вентиля от другого игнайтера. Во всех случаях, когда вентиль возбудить не удается, запаянный вентиль бракуется, а разборный — направляется на переборку.
После успешного пробного возбуждения вентили ставятся на формовку.
Испытание изоляции. Ртутные преобразователи относятся к установкам с напряжением выше 1000 В и должны эксплуатироваться в соответствии с правилами, принятыми для таких установок. Под напряжением выше 1000 В находятся выводы статора вспомогательного генератора, обмотки главного выпрямительного трансформатора, главные аноды, катоды и корпуса ртутных вентилей, силовые цепи (шины, кабели) и цепи вторичной коммутации, уравнительные реакторы, анодные и катодные быстродействующие выключатели, первичные обмотки трансформатора СН ионного возбудителя, вторичные обмотки трансформатора возбуждения, изолирующих трансформаторов, трансформатора ртутного насоса, гасящий резистор ротора главного генератора, силовые контакты контакторов гашения поля и синхронизации.
Изоляция от сети СН цепей и аппаратуры, находящихся под высоким потенциалом, обеспечивается изолирующими трансформаторами, изолирующими плитами и повышенным уровнем изоляции отдельных элементов: вторичных обмоток сеточного трансформатора и трансформатора возбуждения, катушек подмагничивания ВАБ и катушек контактора самосинхронизации относительно силовых контактов.
Для обеспечения надежной изоляции вентилей от земли охлаждение преобразователя производится только дистиллированной водой. Общие коллекторы соединены с вентилями резиновыми шлангами длиной не менее 0,8 м. Преобразователи изолируются от общей системы охлаждения при помощи резиновых шлангов длиной не менее 4 м.
Форвакуумный насос, установленный на раме преобразователя, изолируется от электродвигателя с помощью изолирующей текстолитовой соединительной муфты.
Выходные контакты кодовых реле вакуумной автоматики системы ЭВ ЦНИИ монтируются на изолирующей панели и связаны с механизмами реле при помощи изолирующих тяг из оргстекла. Цепи вакуумной автоматики вместе с релейной аппаратурой располагаются в специальных шкафах за сетчатым ограждением, питание к которым подается от вторичных обмоток трансформатора ртутного насоса, имеющих высокую изоляцию относительно первичной обмотки.
Контактная система электроконтактных термометров типа ЭКТ, контролирующих температуру на выходе групп ртутных вентилей, должна также иметь повышенную изоляцию относительно корпуса вентиля. Капилляры электроконтактных термометров должны быть изолированы от рамы вентилей.
Испытания изоляции производятся по нормам ГОСТ 2329-70 (табл. 3) и требованиям завода-изготовителя (табл.4).



Примечай ия: 1. Испытательные напряжения между катодом и корпусом вентиля относятся к экситронам с изолированным катодом.

  1. Для встречно параллельных схем преобразователей и преобразователей с последовательным соединением вентилей в каждой фазе катоды и корпусы вентилей, а также дели, связанные с катодами, должны испытываться при напряжении 3Udi0+ +5000 В.
  2.  Udi0 —напряжение х. х. преобразовательного агрегата—среднее значение напряжения, измеренное между положительным и отрицательным его полюсами при номинальном напряжении питания.
  3. иm—максимальное мгновенное значение напряжения между анодом я катодом вентиля.

В качестве примера приведем заводские испытательные нормы для преобразователя типа ЭВПУ-500/2, 5АХ Х6А.
В преобразователе используются запаянные экситроны с периодической откачкой. Номинальное выпрямленное напряжение преобразователя 400 В, максимальное выпрямленное напряжение 1650 В, номинальный выпрямленный ток 1000—2800 А. Преобразователь имеет трехфазную мостовую схему соединений.
Проверка изоляции вентилей проводится при поднятых зажигателях вентиля и отключенном шланге водяного охлаждения корпус вентиля — катод. Все провода вторичной коммутации и силовые токопроводы к аноду и катоду отсоединяются. Измерения сопротивления изоляции должны проводиться при температуре корпуса не выше 25 °С и нормальном вакууме.
Сопротивление изоляции измеряется мегаомметром 1000 В и не должно быть ниже следующих значений, МОм:
Главный анод—корпус......................................................... 10 000
Управляющая сетка—корпус..................................... 10 000
Управляющая сетка—наружная сетка..................... 10 000
Анод возбуждения — корпус.................................................. 10
Анод зажигания корпус........................................................ 10

Элемент выпрямительного агрегата

Испытательное напряжение по нормам завода для ЭВПУ-500, В

Главный анод—корпус

7500

Вторичные обмотки главного трансформатора по отношению к первичным и друг к другу

7500

Силовые токопроводы, провода вторичной коммутации и аппаратура, потенциально связанная с анодами относительно друг друга и относительно заземленной рамы

7500

Аппараты, электрически связанные с катодом, относительно заземленных частей или первичных обмоток разделительных, изолирующих и Т. п. трансформаторов

7500

Требования к изоляции катод — корпус и катод — земля заводом не регламентируются, так как отсоединен шланг катод — корпус.
Причиной пониженных значений сопротивления изоляции вентилей могут являться ухудшение вакуума или конденсация ртути. Такие вентили следует подвергнуть откачке или подформовке.
Кроме указанных норм на сопротивление изоляции завод дает минимально допустимые эксплуатационные значения сопротивлений, МОм, которыми можно руководствоваться при периодических контрольно-профилактических испытаниях:
Главный анод—корпус........................................................ 10
Управляющая сетка—корпус ..... · ... 0,05
Анод возбуждения—корпус................................................ 0,001
Зажигатель—корпус................................................. 0,002
Катод—корпус (при заполненной водой системе охлаждения)        0,0005
Катод—земля (при заполненной водой системе охлаждения)         0,01
Резисторы катод — корпус и емкость сетка — катод отсоединяются.
При первоначальном вводе вентилей в эксплуатацию целесообразно ориентироваться на более жесткие требования к сопротивлению изоляции, которые были приведены ранее.
Проверка сопротивления изоляции силовых токопроводов, цепей вторичной коммутации и аппаратуры, потенциально связанных с анодами и катодами вентилей относительно заземленной рамы преобразователя и между собой (между разными фазами) производится мегаомметром 2500 В. Сопротивление изоляции не нормируется. При этом нагрузка (ротор главного генератора), источники питания (статор вспомогательного генератора) и защитные разрядники должны быть отсоединены. Испытания повышенным напряжением промышленной частоты изоляции элементов выпрямительного агрегата производятся при соблюдении тех же условий, что и измерения сопротивления изоляции (см. выше).
При испытаниях главного анода вентиля дополнительно необходимо управляющую сетку соединить с корпусом вентиля, а корпус вентиля заземлить. Подъем напряжения производится плавно.
Элементы преобразовательной установки по нормам завода-изготовителя и по нормам ГОСТ должны выдерживать значения испытательных напряжений промышленной частоты в течение 1 мин.
При несоответствии заводских норм требованиям из других источников испытания проводятся по заводским нормам.



 
« Проверка и замена подшипников электродвигателей   Проверка поверхности коллектора и установка щеточных траверс »
электрические сети