Некоторые признаки и причины перегревания электрических машин и их частей, рекомендации
по устранению перегревов
№ п/п | Перегретые части, диагностические признаки, сопутствующие перегреву | Возможная причина перегрева | Рекомендации по устранению перегрева |
1. Электрические машины всех видов: | |||
1.1 | Равномерно перегрета вся машина. Других признаков ненормальной работы нет | машина перегружена; | при отсутствии искрения щеток, усилить вентиляцию машины; |
1.2 | Перегрев | недостаточна подача масла (у машин с кольцевой смазкой - из-за защемления смазочных колец, слишком медленного вращения смазочных колец, | проверить состояние смазочных колец, деформированные кольца выпрямить или заменить новыми, стальные кольца заменить латунными, загустевшее масло заменить новым, проверить уровень масла по маслоуказателю; |
1.2 | Перегрев | масло загрязнено пылью, попавшей в масляные камеры подшипников, ржавчиной от маслопроводов и т. п.; | очистить и промыть всю масляную систему (маслопроводы, фильтр и т.п.), очистить масляные камеры подшипников и покрасить их маслостойкой эмалевой краской, сменить масло, уплотнить подшипники; |
1.2 | Перегрев | чрезмерно велико радиальное давление на подшипник из-за слишком сильного натяжения ремня или одностороннего магнитного при тяжения между ротором и статором; | отрегулировать радиальное давление на подшипник, одностороннее магнитное притяжение устранить регулировкой зазора между ротором и статором (иногда для этого необходима перезаливка вкладышей подшипников); |
1.3 | Перегрев | подшипник и/или смазка загрязнены пылью или какими-1 и другими мелкими частицами; | удалить из подшипника старую смазку, промыть его и заложить новую; |
Перегревы коллектора, контактных колец и щеточного аппарата *: | |||
1.4 | Коллектор и щетки сильно нагреваются, щетки сильно вибрируют и шумят, коллектор почернел на всей окружности или на большей ее части, поверхность коллектора испещрена бороздками (волнообразна). Примечание: см. ниже | коллектор негладкий или бьет, под действием центробежных сил коллектор деформирован; | проверить биение коллектора, при необходимости обточить; |
1.5 | Арматура и медные проводники отдельных щеток сильно нагреваются, щетки искрят, края щеток раскаляются и обгорают. Примечание: теоретически щепки должны работать так, чтобы каждая из них была нагружена по току одинаково. Средняя плотность тока подвижного контакта, на которую рассчитаны щетки, практически не зависит от типа электрической машины и не должна превышать 10 А/см2 . Тем не менее, во многих литературных источниках подчеркивается, что настройке щеточного аппарата в эксплуатации уделяется недостаточное внимание. Вместе с тем, настройка щеточного аппарата является трудоемкой операцией, связанной с многократным измерением тока через каждую щетку. Применение термографии позволяет облегчить и ускорил, эту операцию путем быстрого выявления наиболее нагруженных и ненагруженных щеток последующей их настройкой (выравниванием температуры), что значительно сократит затраты. Окончательную подстройку и проверку можно выполнить -тради- ционными методами | плохие контакты в щеточном аппарате и цепях токоподводов щеток (плохой контакт в токосборных кольцах, ослаблены стяжные болты, загрязнены или окислены контактные поверхности в местах соединения бракетов щеткодержателей и токосборных колец, между щеткодержателями и бракетами, между щетками и щеткодержателями) вследствие чего имеет место неравномерное распределение тока между отдельными щетками; | проверить, вычистить и привести в надлежащее состояние все контакты токопроводящей и токосборной систем: между бракетами щеткодержателей и токосборными кольцами, между токоподводящими проводниками и токосборными кольцами, между щеткодержателями и стержнями щеткодержателей, между щетками и щеткодержателями. Места плохого контакта обычно легко обнаруживаются при наружном осмотре по цветам побежалости. Пришлифовать щетки к контактным кольцам или коллектору стеклянной шкуркой (применять для шлифовки наждачную бумагу нельзя); |
2. Машины постоянного тока: | |||
Перегревы обмотки якоря | |||
2.1 | Вся обмотка якоря нагревается равномерно, наблюдается склонность к искрению, генератор отдает, а ЭД потребляет ток больше номинального, частота вращения двигателя меньше номинальной, несмотря на номинальное напряжение в сети (последнее не относится к двигателям со смешанным возбуждением, у которых с увеличением нагрузки частота вращения может повышаться) | • машина перегружена | при отсутствии искрения щеток, усилить вентиляцию машины; |
2.2 | При номинальной нагрузке машины частота вращения меньше номинальной, вся обмотка якоря нагревается равномерно | • ухудшены условия вентиляции машины | • довести частоту вращения машины до номинальной: у генераторов - увеличив частоту вращения первичного двигателя или изменив подбор шкивов при ременной передаче, у двигателей - увеличив регулировочное сопротивление в параллельной обмотке, т.е. ослабив поле |
2.3 | Обмотка якоря сильно нагревается даже у ненагруженной машины и щетки одного полюса искрят сильнее щеток других полюсов | • плохая центровка якоря, при которой зазор между якорем и отдельными полюсами неодинаков. Это может иметь место вследствие выработки подшипниковых вкладышей или неравномерного оседания фундамента у крупных машин (когда подшипниковые стояки установлены не на общей фундаментной плите со станиной машины), а также из-за плохой центровки якоря при монтаже машины. Неравномерность зазора между якорем и полюсами приводит к тому, что магнитное поле становится неоднородным и в отдельных ветвях обмотки якоря индуктируются различные э.д.с., вследствие чего возникают внутренние уравнительные токи. При значительной неравномерности зазоров уравнительные токи (особенно в машинах с небольшим числом уравнительных соединений) служат причиной сильного нагрева якоря и искрения щеток | • перезалить вкладыши подшипников или заменить их новыми. Отрегулировать зазоры между якорем и полюсами не нарушая центровку якоря с сопряженной машиной |
2.4 | Сильные местные нагревы обмотки якоря, искрение щеток, генератор плохо возбуждается, ЭД плохо идет в ход или работает с ненормальной частотой вращения | некоторые соседние пластины коллектора замкнуты заусенцами, не удаленными после обточки коллектора; | осторожно удалить все заусенцы острым шабером, отшлифовать коллектор стеклянной шкуркой, в случае надобности - обточить; |
2.5 | Катушки полюсов обмотки якоря нагреваются равномерно. Щетки одного полюса искрят сильнее других полюсов. Генератор выдает номинальное напряжение только при повышенной частоте вращения, ЭД при номинальном напряжении и номинальном сопротивлении регулировочного реостата вращается слишком быстро | • неправильное чередование главных полюсов вследствие неправильного соединения одной или нескольких катушек, что искажает магнитное поле и вызывает появление в якоре уравнительных токов | • найти неправильное соединение и устранить неправильное чередование полюсов |
2.6 | То же, что и в предыдущем пункте, но катушки полюсов нагреваются неравномерно | • межвитковое замыкание в одной или нескольких катушках главных полюсов искажает магнитное поле | • найти и устранить межвитковое замыкание |
2.7 | При возбуждении генератора от постороннего источника якорь тотчас же после включения возбуждения сильно нагревается, причем отдельные катушки нагреваются неравномерно. Генератор плохо возбуждается. ЭД плохо идет в разгон, в некоторых случаях, якорь с трудом разворачивается или разворачивается с толчками | межвитковое замыкание в одной или нескольких якорных катушках; | найти и устранить межвитковое замыкание; |
Перегревы обмотки возбуждения: | |||
2.8 | Все катушки полюсов равномерно нагреваются выше нормы, ЭД при номинальном напряжении сети вращается слишком медленно | • слишком велик ток возбуждения, добавочное сопротивление в цепи возбуждения параллельной обмотки мало или отсутствует | • отрегулировать добавочное сопротивление так, чтобы при номинальной нагрузке и номинальном напряжении сети, частота вращения ЭД соответствовала номинальной |
2.9 | Все катушки полюсов равномерно нагреваются выше нормы, генератор при номинальной частоте вращения дает слишком высокое напряжение | • слишком велик ток возбуждения, регулятор возбуждения неисправен или не соответствует машине | • проверить исправность регулятора возбуждения, если неисправностей в нем не обнаружено, заменить регулятор другим, с большим сопротивлением |
2.10 | Некоторые катушки сильно нагреваются, часть катушек остается холодной. Щетки искрят. Якорь нагревается | междувитковое замыкание в одной или нескольких катушках полюсов; | найти неисправную катушку, отремонтировать ее или заменить новой; |
3. Асинхронные машины: | |||
Перегревы активной стали статора 4: | |||
3.1 | Активная сталь статора равномерно перегрета, хотя нагрузка машины не превышает номинальной | • напряжение сети выше номинального | • снизить напряжение сети до номинального, если это невозможно, то усилить вентиляцию двигателя |
3.2 | Повышенный местный нагрев активной стали при холостом ходе двигателя и номинальном напряжении сети | между отдельными листами активной стали имеются местные замыкания, вызванные заусенцами, образовавшимися при опиловке, или же из-за задевания ротора о статор во время работы двигателя; | удалить заусенцы, обработать места замыкания острым напильником, разъединить замкнутые листы стали и пролакировать их изоляционным лаком воздушной сушки; |
| |||
Перегревы обмотки статора | |||
3.3 | Обмотка статора равномерно перегрета | напряжение на зажимах двигателя ниже номинального, вследствие чего по ней протекает повышенный ток; | повысить напряжение до номинального или снизить нагрузку; |
3.4 | Сильные местные перегревы обмотки статора, сила тока в отдельных фазах неодинакова, ЭД сильно гудит и развивает пониженный крутящий момент, на холостом ходу сила тока может превышать номинальную | междувитковое замыкание в обмотке статора; | найти место замыкания и устранить; |
Перегревы обмотки ротора | |||
3.5 | Ротор, а иногда и статор перегреваются, ЭД гудит, ток в статоре сильно пульсирует. Нагруженный ЭД плохо идет в разгон и не развивает номинальной частоты вращения, момент вращения меньше номинального | плохой контакт в пайках лобовых частей обмотки ротора или ее нулевой точке (в двигателях с фазным ротором), в соединениях между стержнями обмотки ротора или в соединениях между параллельными группами (в двигателях с фазным ротором); | тщательно проверить все пайки обмотки ротора, подозрительные перепаять. Если наружным осмотром не удается обнаружить место плохой пайки, то произвести проверку паек методом падения напряжения или микроомметром; |
3.6 | ЭД с фазным ротором без нагрузки идет в ход при разомкнутой цепи ротора. При пуске в ход с нагрузкой ЭД медленно разворачивается и ротор сильно нагревается | • короткое замыкание между соседними хомутиками соединений в лобовых частях или в пазовой части обмотки ротора, замыкание на землю обмотки ротора п двух местах | • тщательно проверить, не касаются ли друг друга соседние хомутики соединений в лобовых частях, если касаются, то разогнуть их. Проверить, нет ли соединения между хомутиками оставшимся после пайки оловом, наплывы олова удалить. Измерить сопротивление изоляции обмотки ротора и в случае замыкания на землю обмотки ротора или контактных колец, устранить его. после определения кори незамкнутой части обмотки заменить поврежденные катушки (секции) новыми или перемотать их. Не ограничиваться частичной переизолировкой, т.к. перегрев повреждает в большинстве случаев всю изоляцию коротко- замкнутых обмоток, что грозит в дальнейшем новыми короткими замыканиями |
4. Синхронные машины: | |||
Перегревы активной стали статора | |||
4.1 | Активная сталь равномерно перегрета, хотя нагрузка генератора не превышает номинальной | генератор работает с перевозбужением (напряжение выше номинального). С повышением напряжения увеличиваются потери в стали, что и служит причиной ее перегрева. Одновременно наблюдается также повышенный нагрев обмотки статора и обмотки возбуждения (см. ниже); | снизить напряжение до номинального; |
4.2 | Сильные местные перегревы активной стали на холостом ходу и номинальном напряжении генератора | • см. соответствующий пункт данной таблицы, касающийся асинхронных электродвигателей | • см. соответствующий пункт данной таблицы, касающийся асинхронных электродвигателей |
Перегревы обмотки статора *: | |||
4.3 | Вся обмотка равномерно перегрета | машина перегружена; | снизить нагрузку и/или усилить вентиляцию машины; |
4.4 | Часть обмотки статора перегрета, междуфазные напряжения неодинаковы, генератор сильно гудит | междувитковое замыкание в обмотке статора; | найти место замыкания и устранить; |
|
| Перегревы обмотки возбуждения |
|
4.5 | Обмотка возбуждения нагрета выше нормы, ток возбуждения больше номинального | генератор работает с напряжением выше номинального или частотой вращения ниже номинальной; | снизить ток возбуждения генератора; |
|
| 5. Местные перегревы в турбогенераторах: |
|
5.1 | Перегрев ребер и поперечных стенок корпуса статора, нажимных плит активной стали и шпонок крепления плит | • перегревы вызваны блуждающими токами, вызываемыми потоками рассеяния, выходящими за пределы активной стали статора. Эти токи возникают при работе активной стали при повышенной магнитной индукции (при повышении напряжения статора более 5% сверх номинального). При этом, вследствие насыщения стали, часть основного магнитного потока машины (поток рассеяния) выходит за пределы сердечника статора и замыкается через конструктивные металлические элемента корпуса статора. Потоки рассеяния вызывают появление блуждающих токов, причем токи, текущие вдоль ребер статора, замыкаются, в основном, через торцевые части корпуса статора: поперечные стенки, нажимные плиты, крайние пакеты сердечника статора Блуждающие токи могут достигать больших значений и вызывать сильные перегревы вышеуказанных частей машины. Особенно сильно могут нагреваться шпонки, крепящие нажимные плиты (шпоночное крепление плит встречается в некоторых старых типах турбогенераторов) и сегменты крайних пакетов сердечника статора в местах их соприкосновения с "ласточкиными хвостами" ребер. В некоторых случаях нагрев этих частей может вызвать даже их оплавление и появление искр. Следует отмстить, что причины нагревов вышеуказанных частей могут быть и другими (см. ниже) | радикальным способом устранения и уменьшения перегревов является работа машины на номинальном напряжении (без перевозбуждения); |
5.2 | Перегрев щитов, стенок и обшивки корпуса, внутренних щитов и болтов, крепящих щиты к корпусу статора | • магнитный поток вытесняется за пределы сердечника статора. Магнитные силовые линии потока рассеяния, ответвляющегося в конструктивные части турбогенератора, который вызывает вихревые токи, нагревающие его конструктивные часта. Из рисунка видно, что магнитные силовые линии потока рассеяния концентрируются в окрестностях вала ротора, а также во внутренних щитках вблизи вентилятора, поэтому в этих местах могут быть наиболее сильные нагревы. Учитывая это, детали, находящиеся в этих местах (уплотнения и диффузоры), обычно выполняются из немагнитных материалов | для уменьшения нагревов щитов вблизи вала ротора, а также внутренних щитков, рекомендуется увеличить размеры вставок из немагнитных материалов; |
5.3 | Перегрев лобовых частей обмотки статора, нажимных плит сердечника статора, шпонок, крепящих плиты, подшипниковых щитов статора и крайних пакетов сердечника | • перегрев вызван потоками рассеяния лобовых частей обмотки статора. Магнитные силовые линии потока рассеяния лобовых частей обмотки статора замыкаются . Степень нагрева конструктивных элементов возникающими при этом вихревыми токами зависит от конфигурации и параметров магнитного поля вблизи лобовых частей обмотки статора, т.е. в значительной мере от конструкции лобовых частей, а также материала нажимных плит и бандажей обмотки ротора (т.н. капп). Так, очень большому нагреву подвержены эвольвентные лобовые части обмоток турбогенераторов старых типов, выполненные в виде массивных вилок. Их нагрев, подчас приводящий к обугливанию изоляции и нарушению паек лобовых частей, может вызвать повреждение машины. Значительному нагреву подвергаются нажимные плиты, если они выполнены из обычной (магнитной) стали и подшипниковые щиты статора, особенно в местах локализации магнитного потока рассеяния. Шпонки, крепящие нажимные плиты, могут нагреваться от токов, индуктированных потоком рассеяния в замкнутых контурах, состоящих, например из нажимной плиты, шпонки, болтов, крепящих лобовые части и металлической накидки на лобовой части. Нагревают шпонки также и вихревые токи, вызванные теми же потоками рассеяния | устранение или уменьшение перегревов возможно лишь путем сложных конструктивных изменений. Так, в современных турбогенераторах это достигнуто благодаря применению двухслойных статорных обмоток с укороченным шагом и конусным расположением лобовых частей, отставленных бандажей ротора или бандажей, выполненных из немагнитной стали, нажимных плит из немагнитного материала, а также благодаря отказу от применения шпонок для крепления нажимных плит; |
Примечания:
1. Обследование коллектора и контактных колец (если они доступны для осмотра) выполнять непосредственно после остановки машины, медленно проворачивая вал машины вручную. Для машин закрытого исполнения с встроенными подшипниками обследование коллектора, контактных колец и щеточного аппарата возможно только после снятия одного или обоих подшипниковых щитов немедленно после остановки машины. Для машин с выносными подшипниками обследование контактных колец и щеточного аппарата возможно после открытия его крышки или кожуха.
Обследование обмотки якоря или ротора (если она доступна для осмотра) выполнять непосредственно после остановки машины, медленно проворачивая вал машины вручную. Для машин закрытого исполнения с встроенными подшипниками обследование обмотки ротора возможно только после снятия одного или обоих подшипниковых щитов немедленно после остановки машины.
Перегревы обмоток возбуждения машин постоянного тока (при невозможности их прямого обследования) выявляются по тепловым аномалиям поверхности корпуса машины по сравнению с тепловыми картинами аналогичных исправных машин.
Перегревы активной стали и обмотки статора выявляются по тепловым аномалиям поверхности корпуса машины по сравнению с тепловыми картинами аналогичных исправных машин.