Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Повреждения электродвигателей АЭС

Повреждения электродвигателей АЭС

Надежность и долговечность электродвигателей высокого напряжения определяются факторами, которые можно условно разделить на три группы. К первой относятся факторы, не зависящие от эксплуатационного и ремонтного персонала — конструктивные особенности и качество изготовления, которые полностью обусловлены процессами разработки и производства электродвигателей. Ко второй — факторы, связанные с режимом эксплуатации: предельные режимы при изменении напряжения сети, недопустимые колебания температуры входящего воздуха, нарушения допустимых температур подшипников, обмоток и сердечников, большое число пусков, недопустимые вибрации. К третьей — факторы, целиком зависящие от организации ремонта и качества его проведения.
К числу повреждений, связанных с конструктивными особенностями электродвигателей, относятся: ослабление крепления обмотки статора в пазу (выпадение пазовых клиньев) и бандажей лобовых частей; ослабление крепления стержней обмотки ротора; загрязнение обмотки статора маслом из встроенных подшипников у двигателей с горизонтальным и вертикальным валами.
В результате ослабления крепления обмотки происходит истирание изоляции на выходе из паза о сердечник и о бандажные кольца. Истирание изоляции приводит к ее пробою при предремонтных испытаниях или, что еще хуже, в процессе эксплуатации.
Это повреждение на двигателях устраняют с помощью микаленты или стеклослюдинитовой ленты и установкой гильзы на выходе из паза.
Ремонтируемый участок обмотки покрывают лаком кистью и подвергают сушке. Более подробно способы устранения повреждений обмотки описаны в § 11.
При первом капитальном ремонте производят полную переклиновку, а на электродвигателях А-113-4М, АС-5000/6000 и других заменяют более 50% клиньев. Под вновь устанавливаемые и оставшиеся клинья добавляют подкладки из стеклотекстолита.
В процессе эксплуатации у электродвигателей А-113-4М может появиться повышенный нагрев подшипников (при нормальном заполнении его смазкой) вследствие проворачивания наружной обоймы подшипника в капсуле, так как даже при полностью затянутых болтах крышка не прижимает обойму. Этот дефект устраняется проточкой крышки на токарном станке или установкой прокладки между крышкой подшипника и наружной обоймой, что обеспечивает ее зажатие.
На АЭС наблюдались также случаи перегрева подшипников выше допустимого на электродвигателях 2АЗМ-500/6000 из-за плохой центровки с агрегатом. При выполнении центровки в соответствии с требованиями завода-изготовителя перегрев подшипника устанавливается в пределах допустимого уровня.
У электродвигателей А-112-4, А-ПЗ-4М, А-114-2 может появляться повышенная вибрация, причина которой заключается в нарушении крепления сердечника статора в корпусе. Это повреждение можно устранить приваркой сердечника к корпусу электросваркой.
У электродвигателей АЗ-500/6000 и АЗ-800/6000 могут наблюдаться повышенная вибрация и шумовой эффект вследствие слабой посадки бандажного кольца ротора на заводе-изготовителе. Для устранения этого дефекта заменяется бандажное кольцо или устанавливается прокладка из фольги нержавеющей стали для обеспечения необходимого натяга посадки бандажа.
К числу повреждений, происходящих по вине эксплуатационного персонала, относятся такие, которые возникают при неправильных его действиях.
Напором конденсатного насоса первой ступени КН-1 может быть раскручен конденсатный насос второй ступени КН-2. Поскольку маслонасос КН-2 не будет включен, то вращение ротора электродвигателя будет происходить в сухих подшипниках, которые могут подплавиться, и тогда сердечник ротора будет задевать за сердечник статора. Это приведет к истиранию зубцов пакетов сердечника статора и лабиринтных уплотнений подшипников. Истирание зубцов сердечника статора может вызвать их местный перегрев из-за нарушения изоляции между листами.

Повреждения могут происходить также из-за нечеткой организации ремонта и недостаточно высокого его качества, что может приводить к отказам. На электродвигателе 2АЗМ-1600/6000 (привод КН-2) при ремонте не был прочно закреплен стул подшипника и он сместился. В результате произошло задевание сердечника ротора за сердечник статора, это вызвало местный перегрев с теми же последствиями, как и в приведенном выше примере для электродвигателя насоса КН-2. Для предотвращения таких неисправностей необходимо надежное крепление корпусов электродвигателей и их выносных подшипников к фундаментным плитам.
Технически грамотная эксплуатация и своевременный ремонт электродвигателей во многом определяют их надежность и долговечность, так как предотвращают износ и препятствуют появлению причин, приводящих к отказам или неисправностям.

 
« Планирование и организация ремонта электродвигателей   Повреждения электродвигателей на электростанциях »
электрические сети