Качество ремонта и надежность подшипникового узла отремонтированного электродвигателя зависят от правильности выполнения посадки подшипников качения.
Соединения шариковых и роликовых подшипников с валами и корпусами электродвигателей выполняются по ГОСТ 3325—55*. Типы посадок и их обозначения приведены ниже:
Для тонкостенных корпусов       Рт
Глухая подшипниковая   Гп, Пп
Тугая подшипниковая      Тп, Tin
Напряженная подшипниковая  Нп, Н1п
Плотная подшипниковая            Пп, П1п
Скользящая подшипниковая     Сп. С1п, СЗп
Движения подшипниковая         Дп, Д1п
Ходовая подшипниковая            Хп
В обозначениях посадок буква п означает посадки, относящиеся к подшипникам качения. Обозначения посадок для подшипников указываются только в сборочных чертежах.
В зависимости от характера требуемого соединения поля допуска валов выбирают по системе отверстия, а поля допусков отверстий корпусов — по системе вала б соответствии с СТ СЭВ 144—75.
Параметр шероховатости посадочных поверхностей валов и отверстий корпусов при осуществлении посадок должен соответствовать данным табл. 1.
Таблица 1. Параметр шероховатости посадочных поверхностей по ГОСТ 2789—73*


Посадочная поверхность

Класс точности шариковых и роликовых подшипников

Параметр шероховатости, мкм, не более, при номинальном диаметре

80 мм

Более 80 до 500 мм

Вал

0
6 и 5 4

1,25 0,63 0,32

2,5 1,25
0,63

Отверстие корпуса

0
6,5 и 4

1,25 0,63

2,5 1,25

Торец заплечиков вала корпуса

0
6,5 и 4

2,5 1,25

2,5 2,5

Контролируемые поверхности валов и корпусов
Рис. 1. Контролируемые поверхности валов и корпусов: а — схема размеров, контролируемых на валу; б — схема контролируемых размеров стакана корпуса

Допускаемые отклонения от правильной геометрической формы посадочных поверхностей валов и корпусов (рис. 1) не должны превышать значений, указанных в табл. 15. При вычислении отклонений по табл. 2 и 3 полученные значения округляют до целых значений микрометра.
Таблица 2. Допускаемые отклонения валов и корпусов
Допускаемое отклонение при классе точности


Посадочное место валов и отверстий
корпусов электродвигателей

по овальности

по конусности (разность диаметров в крайних сечениях) посадочной поверхности

 

0 и 6

4 и 5

0 и 6

4 и 5

Подшипники качения

1/2 допуска на диаметр в любом сечении посадочной поверхности

1/4 допуска на диаметр посадочной поверхности в любом сечении

1/2 допуска на диаметр посадочной поверхности

1/4 допуска на диаметр посадочной . поверхности

Таблица 3. Допускаемые отклонения от правильной геометрической формы посадочных поверхностей валов под посадки шариковых и роликовых подшипников на закрепительных или закрепительно-стяжных (буксовых) втулках

Класс обработки

Допускаемое отклонение

по овальности

по конусности

ВЗ, ВЗа, В4, 8, 9, 10, 11

1/4 допуска на диаметр в любом сечении посадочной поверхности

1/4 допуска на диаметр посадочной поверхности

Таблица 3. Допустимое биение заплечиков валов

Номинальные диаметры валов, мм

Биение, мкм, не более, при классе точности шариковых и роликовых подшипников

0

6

5

4

До 50

20

10

7

4

От 50 до 120

25

12

 

6

От 120 до 250

30

15

10

8

От 250 до 315

35

17

12

           

От 315 до 400

40

20

13

Таблица 4. Допустимое биение заплечиков отверстий корпусов

Номинальный диаметр отверстий в корпусах, мм

Биение, мкм

не более, при и роликовых

 классе точности шариковых подшипников

0

6

5

1*

До 80

40

20

13

8

От 80 до 120

45

22

15

9

От 120 до 150

50

25

18

10

От 150 до 180

60

30

20

12

От 189 до 250

70

35

23

14

От 250 до 315

80

40

27

16

От 315 до 400

90

45

30

 

От 400 до 500

100

50

33

Разность диаметров посадочных поверхностей в крайних сечениях на рис. 1 не должна превышать значений, указанных в табл. 3 и 4.
Режимы работы шариковых и роликовых подшипников характеризуются расчетной долговечностью, указанной ниже, ч:
Легкий           Более 10 000
Нормальный           Более 5000 до 10 000
Тяжелый      Более 2500 до 5000
Посадки на вал и в корпус в зависимости от вида нагружения должны соответствовать:
для радиальных шариковых и роликовых подшипников — значениям, указанным в табл. 5;
для радиально-упорных шариковых и роликовых подшипников, применяемых на электродвигателях: Г, Т, Н, П — на вал и в корпус, Р7 — в корпус;
для упорных шариковых и роликовых подшипников всех типов — П.

Таблица 5. Посадки на вал и в корпус


Ввд нагружения колец

Посадка

внутреннего кольца на вал

наружного кольца в корпус

Местное

nt, П, Сг, С. Д, X

пг П. Си С, С3, Д

Циркуляционное

Г\, Т1Р IV пь г, т,
н, п

Г^, Tt, Н„ Г, Р„ Т,

Ко.лебателы ое

nlt п

пх, п

Таблица 6. Посадка шариковых и роликовых подшипников на валы

Нагружение внутреннего кольца

Режим работы

Диаметр вала, мм

Посадка

Радиальный подшипник

Радиально-упорный подшипник

шари-ковый

роли-ковый

шариковый

роли-ковый

Циркуляционное

Нормальный или тяжелый

До 100 Выше 100

До 40 До 100 До 250

До 100 Выпе 100

До 100 Выше 180 До 250

Н., Н, П TL Т
гг г

Выбор посадок в зависимости от режима работы, диаметра и типа подшипника, применяемого на электродвигатель, производится по табл. 6. Посадка шариковых и роликовых подшипников в корпус электродвигателя — С.