Содержание материала

Проведение капитальных ремонтов оборудования энергетических блоков ввиду особой сложности осуществляется по графикам сетевого планирования. Представление комплекса работы в виде сетевого графика, отражающего технологические взаимосвязи между ремонтными операциями отдельных агрегатов блока, улучшает оперативное руководство ремонтом по сравнению с линейным графиком. В условиях сложных взаимосвязанных работ, нередко выполняемых различными организациями, установление последовательности отдельных операций и четкое выполнение их при ремонте блока в целом по сетевому графику способствуют успешному проведению ремонта в намеченные сроки с минимальными затратами рабочей силы и других материальных ресурсов.
Возможность постоянного контроля за ходом выполнения капитального ремонта блока и своевременным вводом оборудования в эксплуатацию но отдельным агрегатам определяет несомненное преимущество сетевых графиков.
При планировании ремонтов отдельных электродвигателей целесообразно применять линейные графики.
Объемы ремонтов. В объем капитального ремонта электродвигателей по типовой номенклатуре входят следующие работы:
а) профилактические испытания и проверка воздушных зазоров до разборки;
б) полная разборка с выводом ротора;
в)        осмотр и чистка всех деталей и узлов;
г)         проверка плотности прессовки активной стали статора;
д)        осмотр сварных швов и деталей крепежа;
е)        проверка крепления обмотки статора в пазовой и лобовых частях;
ж)        осмотр схемных соединений, выводов обмотки статора и коробки выводов;
з)         покраска статора;
и)        проверка крепления активной стали ротора;
к) осмотр беличьей клетки, вентиляторов и бандажных узлов ротора;
л) проверка крепления балансировочных грузов; м) замеры зазоров;
и) замена смазки и ремонт подшипников; о) ревизия системы охлаждения; п) чистка и гидравлические испытания воздухоохладителей;
р) сборка электродвигателей;
с) электрические измерения и испытания после ремонта.
(Во время проведения капитального ремонта может выполняться реконструкция с целью устранения недостатков, выявленных в процессе эксплуатации, а также 8 специальные работы, связанные с ремонтом или заменой отдельных узлов.
Во время текущего ремонта выполняются следующие работы:
а)        чистка и продувка сжатым воздухом;
б)        осмотр подшипников и замена в них смазки;
в)        проверка воздушных зазоров между статором и ротором;
г)         замер зазоров в подшипниках;
д)        внутренний осмотр коробки выводов.
Ремонты электродвигателей в объеме типовой номенклатуры выполняются персоналом электростанций или ремонтных предприятий.
Специальные работы, связанные с ремонтом обмоток роторов и статоров, с частичной или полной заменой их, с ремонтом бандажных узлов роторов и реконструкцией, ведутся ремонтным предприятием.
Подготовка к ремонту. До начала капитального ремонта, не позднее чем через месяц, персоналом электростанции составляется и утверждается следующая техническая документация:
а)        ведомость объемов работ по каждому электродвигателю;
б)        сетевой график ремонта комплекса двигателей на блок и линейные графики на каждый в отдельности. Графики должны быть согласованы с графиками ремонтов приводимых механизмов, выполняемых смежными цехами;
в)        график подготовительных работ с указанием сроков: изготовления приспособлений и оснастки, специнструмента, выполнения противопожарных мероприятий и мероприятий по технике безопасности, заготовки необходимых материалов и обеспечения чертежей отдельных узлов (при выполнении реконструкции);
г)         проект организации специальных работ;
д)        план размещения электродвигателей на ремонтной площадке с учетом допускаемых нагрузок на перекрытия.
При выполнении работ подрядной организацией технологический график ремонта, проект организации работ, спецификация на материалы, инструмент и приспособления составляются этой организацией и согласовываются с руководством электростанции. Остальная документация составляется персоналом электростанции с привлечением ремонтной организации.
До вывода в ремонт электродвигателей должны быть закончены все подготовительные работы:
а)        составлена и утверждена техническая документация на работы по модернизации или реконструкции;
б)        подготовлены необходимые материалы, инструмент и приспособления;
в)        приведены в соответствие с правилами Госгортехнадзора грузоподъемные механизмы и такелажные приспособления;
г)         заготовлены необходимые запчасти;
д)        подготовлены ремонтные площадки и рабочие места;
е)        выполнены противопожарные мероприятия и мероприятия по технике безопасности;
ж)        составлены и утверждены графики опробования электродвигателей и механизмов блока после ремонта на холостом ходу и под нагрузкой, согласованные с графиком пусковых операций блока после капитального ремонта;
з)         укомплектованы и проинструктированы ремонтные бригады.
По квалификации и численному составу бригады электрослесарей определяются на основании графиков и объемов работ на ремонт каждого электродвигателя (или группы электродвигателей). Бригадирами назначаются наиболее квалифицированные рабочие.
Руководитель ремонта — мастер должен ознакомить бригаду с объемом и сроками выполняемых работ, конструктивными особенностями электродвигателя.
До начала ремонта мастер и бригадир просматривают отчетную документацию о всех ремонтах, выполненных ранее на этом электродвигателе. При этом следует обратить особое внимание на результаты предыдущего ремонта, на время последней замены подшипников качения или перезаливки вкладышей подшипников скольжения и замены смазки; установить количество часов работы подшипников; ознакомиться с величинами воздушных зазоров и зазоров в подшипниках, а также результатами испытаний и замечаниями о работе электродвигателя.
До вывода электродвигателя в ремонт во время его работы под нагрузкой проверяется температура воздуха 10 на входе и выходе из воздухоохладителя, температура подшипников и активных частей статора; обращается внимание на вибрационное состояние и при необходимости замеряется вибрация; проверяется отсутствие посторонних шумов.
Прежде чем приступить, к ремонту непосредственно перед началом работ, допускающий (лицо оперативного персонала) выполняет все мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих, и оформляет в наряде допуск бригады.
На ремонтных площадках выполняется разводка кислорода, ацетилена, сжатого сухого воздуха давлением 4—6 кгс/см2 и технической воды давлением 4 кгс/см2, а также постоянная электрическая проводка для сварочных работ и переносных электроламп напряжением 12 В.
Ремонтная площадка должна иметь необходимое общее и местное электрическое освещение.
Для ручного электромеханического инструмента (электродрелей, электроножниц) устанавливается электрический щиток. Наиболее удобен специальный передвижной электропитательный пункт, имеющий трансформаторы напряжением 380/220 и 220/12 В и преобразователь частоты на 200 Гц напряжением 36 В для высокочастотного электроинструмента. Такой пункт, смонтированный на тележке, может быть установлен и подключен к питающей электросети в любом необходимом месте.
Ремонтные площадки оборудуются около группы однотипных или близко расположенных электродвигателей, например у двигателей мельниц, мельничных вентиляторов и вентиляторов горячего дутья. Каждая такая площадка должна иметь передвижной верстак, на котором установлены слесарные тиски и заточный станок. Рядом с верстаком устанавливают шкафы для хранения инструмента, материалов, мелких деталей и приспособлений.
Огнеопасные материалы (лаки, эмали, бензин и др.) хранятся в специально отведенном помещении.
Ремонтные площадки должны оснащаться противопожарными средствами. Огневые работы выполняются по специальным нарядам, выдаваемым персоналом пожарного надзора электростанций.
Своевременное и качественное выполнение подготовительных работ способствует успешному проведению ремонтов электродвигателей.