Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Неисправности электрических машин и их проявление

Неисправности электрических машин и их проявление

Витковое короткое замыкание вследствие пробоя изоляции между смежными витками обмотки статора или ротора приводит к повышенному перегреву электрической машины даже при нагрузке, не превышающей номинальную.
Короткое замыкание между фазами обмотки статора вследствие пробоя межфазной изоляции или пробоя изоляции двух фаз на корпус приводит к сильным вибрациям машины переменного тока, которые прекращаются при отключении машины от сети. Кроме того, наблюдается асимметрия токов в фазах и быстрый нагрев отдельных участков обмотки.
При коротком замыкании обмотки фазного ротора (или при пробое изоляции между контактными кольцами и валом) асинхронный двигатель пускается в ход при разомкнутой обмотке ротора. Под нагрузкой пуск двигателя происходит медленно, а ротор сильно нагревается даже при небольшой нагрузке. » Обрыв проводников обмотки статора двигателей переменного тока вызывает асимметрию токов и быстрый нагрев одной из фаз при работающей машине. При обрыве фазы (крайний случай обрыва проводников) двигатель не пускается при подаче напряжения, наблюдается сильный шум и быстрый нагрев двигателя. При обрыве фазы работающего двигателя наблюдается резкая асимметрия токов статора, сильный шум и быстрый нагрев сверх допустимых пределов.   Обрыв стержня короткозамкнутой обмотки ротора асинхронного двигателя приводит к повышенным вибрациям, уменьшению частоты вращения под нагрузкой, периодическим пульсациям тока статора во всех фазах.
Недопустимое снижение сопротивления изоляции обмоток может произойти вследствие ее сильного загрязнения, увлажнения или частичного разрушения в результате износа.
Нарушение электрических контактов, паянных или сварных соединений приводит в асинхронных двигателях к тем же последствиям, что и обрыв витков, стержней обмотки ротора или фазы обмотки в зависимости от места нахождения данного электрического соединения. Нарушение контакта в цепи щеток приводит к повышенному искрению.
Нарушение межлистовой изоляции сердечников магнитопроводов статора машин переменного тока или ротора машин постоянного тока приводит к недопустимому повышению температуры Магнитопровода в целом и его отдельных участков. Это в свою очередь приводит к повышенному нагреву обмоток и может вызвать выгорание части магнитопровода.
Ослабление прессовки листов магнитопровода вызывает шум и повышенную вибрацию электрических машин, исчезающие после отключения машины от сети.
Ослабление крепления полюсов и сердечников статоров приводит к повышенной вибрации, исчезающей после отключения машины от сети.
Выработка коллектора и контактных колец, ослабление нажатия щеток приводит к повышенному искрению и нагреву контактных колец и коллектора. При этом износ щеток ускоряется.
Деформация вала приводит к появлению эксцентриситета ротора, больших сил одностороннего тяжения, в результате чего асинхронный двигатель не развивает номинальную скорость, а его работа сопровождается низкочастотным шумом (на оборотной частоте).
Засорение охлаждающих (вентиляционных) каналов и загрязнение корпуса приводит к повышенному нагреву машины или ее отдельных частей при нагрузках, не превышающих расчетных значений.
Выплавка баббита в подшипниках скольжения или чрезмерный износ подшипников качения приводят к нарушению соосности электрической машины и приводного механизма, к появлению эксцентриситета ротора. Первая причина вызывает повышение вибраций, которые не исчезают после отключения ее от сети, а вторая — такие же проявления, как и при деформации вала.
Нарушение уравновешенности (балансировки) вращающихся частей (муфт, шкивов и роторов) приводит к появлению повышенных вибраций.
Как видно из анализа проявлений возможных неисправностей и их влияния на рабочие свойства электрических машин, одни и те же физические дефекты могут быть вызваны различными причинами. Это часто не позволяет однозначно определить неисправности машины, а ограничиться лишь их возможным перечнем. Истинная причина может быть определена только в процессе дефектации. Если говорить о неисправностях конкретных видов электрических машин, то, как правило, эксплуатационный персонал при работе ориентируется на перечень типовых неисправностей и способ их устранения, который содержится в паспорте каждой электрической машины (или группы однотипных машин). В качестве примера в табл. 11.1 приведен перечень возможных неисправностей асинхронных двигателей с короткозамкнутой обмоткой ротора серии АИР, вероятных причин их появления и способов устранения. Аналогичные перечни содержатся в паспортах, поставляемых заводами-изготовителями вместе с электрическими машинами.
При устранении неисправностей, указанных в табл., двигатель необходимо отсоединить от питающей сети и от привода

Перечень возможных неисправностей асинхронных двигателей


Неисправность, внешнее проявление и дополнительные признаки

Вероятная причина

Способ устранения


Двигатель при пуске не разворачивается, гудит

Отсутствие или недопустимое уменьшение напряжения питающей сети.

Найти и устранить неисправности сети.

Перепутаны начало и конец фазы обмотки статора.

Произвести подключение фаз согласно схеме.

Двигатель перегружен.

Снизить нагрузку.

Неисправен привод ной механизм

Устранить неисправность приводного механизма

Остановка работающего
двигателя
*

Прекращение подачи напряжения.

Найти и устранить разрыв в электрической
цепи.

Неполадки в аппарату
ре распределительного
устройства и питающей

Устранить неполадки
в аппаратуре и питающей сети.

сети.

 

Заклинивание при
водного механизма.

Устранить неисправность приводного механизма.

Сработала защита

Проверить обмотку
статора и устранить
причину

Вал вращается.
но нормальная
частота вращения
не достигается

Во время разгона от
ключилась одна из фаз.

Подключить отсоеди
нившуюся фазу.

Уменьшилось напря
жение в питающей сети.

Поднять напряжение
до номинального
значения.

Двигатель перегружен

Устранить перегрузку

' Повышенный
перегрев двигателя

Двигатель перегружен ПО TOKУ.
W

Снизить нагрузку до
номинальной.

Повышено или понижено напряжение в сети.

Установить напряжение в соответствии
с ГОСТ 183-74*.

Повышена температура окружающей среды.

Установить допустимую температуру.

 

Нарушена нормальная
вентиляция (загрязнены
вентиляционные каналы и корпус двигателя).
Нарушена нормальная
работа приводного механизма

Почистить корпус
и вентиляционные
каналы.
Устранить неполадки
в работе приводного
механизма

Обмотка статора
перегревается,
двигатель сильно
гудит и не
развивает
нормальной
частоты вращения

Межвитковое замыкание в обмотке статора.
Обмотка одной из фаз
пробита на корпус (землю) в двух местах.
Короткое замыкание
между фазами.
Обрыв одной из фа

Заменить статор.

 

То же

 

 

»

 

»

Повышенный
перегрев и стук
подшипников

Неправильная
центровка двигателя
с приводным механизмом или ее нарушение.
Повреждение подшипников

Правильно отцентровать двигатель с приводным механизмом.

Заменить подшипники

 

Повышенная
вибрация работающего двигателя

Недостаточная жест
кость фундамента.
Несоосностьвала дви
гателя с валом привод
ного механизма.
Не сбалансирован
привод или соедини
тельная муфта (шкив)

Увеличить жесткость
фундамента.
Ул уч ш ить соосность
валов.
Отбалансировать привод или муфту (шкив)

Пониженное
сопротивление
изоляции обмоток

Загрязнение или
отсырение обмоток

Разобрать и почистить
двигатель, продуть
и просушить обмотку

 
« Неисправности электрических машин   Неисправности электродвигателей постоянного тока »
электрические сети