Содержание материала

После выверки фундаментных плит в местах установки стояков подшипников устанавливают металлические прокладки, а для изолированных подшипников также и изоляционные прокладки. Количество прокладок определяет завод-изготовитель электрической машины и указывает в установочных чертежах. Прокладки должны выступать не менее чем на 5 мм за опорную поверхность стояков. Подшипниковые стояки устанавливают таким образом, чтобы контрольные шпильки совпадали с отверстиями под них в плитах, потом их крепят болтами для изолированных подшипников с изолированными втулками и шайбами. После крепления стояков к фундаментной плите следует проверить установку фундаментных плит по оси вала. Для этого на полости разъема стояков 5 (рис. 15) устанавливают металлические пластины 4 шириной около 200 мм с нанесенными на них по оси подшипника рисками 2. По отвесам 3, опущенным с визирной струны 1, имитирующей осевую линию вала, закрепленной на оседержателе 7, устанавливают стояки так, чтобы Острия отвесов были в створе с осевыми линиями 6 подшипников. Для того чтобы положение подшипниковых стояков было одновременно зафиксировано как в продольном, так и в поперечном направлении вала, опускают по два отвеса на осевые линии.
Сопротивление изоляции изолированных стояков после затяжки крепежных болтов, измеренное мегаомметром на напряжение 1000 В, должно быть не менее 1 мОм.

Рис. 16. Строповка нижней половины статора:
1 - крюк крана; 2 —строп; 3 — полустанина нижняя; А — брус распорный; 5 — шпилька
Строповка нижней половины статора
Проверка положения фундаментных плит по осям валов
Рис. 15. Проверка положения фундаментных плит по осям валов после установки подшипниковых стояков

После проверки подшипников на предусмотренные чертежом места устанавливают разгрузочные домкраты и приступают к установке и выверке нижней половины статора, которую стропят так, как это показано на рис. 16. При выверке нижней половины статора добиваются равенства всех размеров, показанных на рис. 17. Регулировку по высоте производят установкой прокладок под лапы станины. Потом с помощью специальной траверсы устанавливают ротор (якорь), производят его центровку с приводным механизмом и приступают к установке верхней половины статора, которую устанавливают по заводским контрольным шпилькам. В пазы статора укладывают недостающую обмотку, соединяют ее, паяют, изолируют, бандажируют и измеряют изоляцию обмотки. Затем устанавливают снятые полосы и измеряют сопротивление изоляции их обмоток.
Выверка нижней половины статора по главной оси
Рис. 17. Выверка нижней половины статора по главной оси
Если статор не разъемный, то один стояк устанавливают после ввода ротора в статор. Ввод ротора в статор является сложной монтажной операцией. Из-за относительно малого воздушного зазора между статором и ротором при неосторожном или неправильном выполнении этой операции можно повредить сердечники и обмотки статора и ротора.
Способ ввода ротора выбирают в зависимости от конструкции машины, наличия подъемно-транспортных средств и приспособлений. Статор может иметь расточку, нижняя отметка которой расположена ниже плоскости фундаментной плиты. В этом случае статор приподнимают на необходимую высоту и устанавливают на шпалы.
Перед вводом ротора в статор нижнюю часть расточки статора выстилают электрокартоном, иногда поверх его укладывают изогнутый по форме расточки статора
стальной лист. Затем стропят ротор за бочку, предварительно обернув ее резиновым ковриком или подложив доски, вывешивают его так, чтобы он принял горизонтальное положение, и при помощи крана вводят его в расточку статора. Во время ввода положение ротора относительно статора должно быть отрегулировано так, чтобы зазоры между сталью ротора и статора были визуально равномерными.
Схема ввода ротора в статор с удлинителем вала
Рис. 18. Схема ввода ротора в статор с удлинителем вала:
а— начало ввода; 6 — перестроповка ротора; в — окончание ввода; 1 — лисп металлический; 2 — подшипник; 3 — трос; 4 — резиновый коврик или деревянный мат; 5 — ротор; 6 —статор; 7 —удлинитель вала; 8 —электрокартон; 9 — двутавровая балка или вымостка из шпал; 10 — фундамент; 11 — места
строповки тали

 

Ротор подвигают до тех пор, пока конец вала не выйдет за пределы статора. Потом его опускают на брусья, балки и производят перестроповку. Застропив ротор за вал, его укладывают в подшипники. Если длина вала ротора недостаточна для того, чтобы конец вала вышел за пределы расточки статора, вал наращивают, удлинителем. Способ ввода ротора в статор с удлинителем показан на рис. 18.
Если ротор введен в приподнятый статор, то его опускают на расточку статора. Стропят статор и вместе с ротором приподнимают, вынимают шпалы из-под лап.
Проверка осевого разбега вала
Рис. 19. Проверка осевого разбега вала:
1 — вал; 2 — шейка вала; 3 — торцы вкладышей; а, б — зазоры

Весь груз медленно опускают и вал ротора укладывают в подшипники. Пользуясь отжимными винтами в лапках станины; статор приподнимают и под лапы станины устанавливают регулировочные прокладки.
Если грузоподъемность крана не позволяет одновременно поднимать статор и ротор, то поочередно стропят за одну сторону и удаляют шпалы.
Тяжелые роторы большой длины вводят в расточку статора, с помощью специальных тележек, поставляемых заводами вместе с машиной.
После установки статора и ротора проверяют осевой разбег вала, т. е. зазоры между заточками шеек вала и торцами вкладышей подшипников (рис. 19). Они задаются заводами-изготовителями. При отсутствии данных завода следует руководствоваться следующим: разбег вала при диаметре его шеек до 200 мм должен находиться в пределах 2—4 мм, а при диаметре шеек выше 200 мм — около 2 % диаметра шейки вала.
Регулировку осевых зазоров производят перемещением подшипниковых стояков.