Контактные кольца

Контактные кольца применяют в синхронных и асинхронных машинах с фазным ротором и располагают их на валу. К кольцам присоединяют обмотку ротора. У синхронных машин устанавливают два кольца, у асинхронных — обычно три. К контактным кольцам синхронных машин через неподвижные щетки подсоединяют источник питания обмотки индуктора, а асинхронных — пусковой или регулировочный реостат.
Широкое распространение по пучили контактные кольца с посадкой на втулку. Различают кольца с холодной и горячей прессовкой.
Контактные кольца с холодной прессовкой на втулку применяют в асинхронных двигателях мощностью до 100 кВт. Чугунную или стальную втулку обертывают несколькими слоями изоляционного материала, после чего на нее насаживают по прессовой посадке кольца. Кольца с холодной посадкой менее трудоемки в изготовлении и значительно дешевле колец с горячей прессовкой, но менее надежны, так как из-за усыхания изоляции может ослабнуть посадка колец на втулке.
Контактные кольца
Рис. 1. Контактные кольца на втулке (а) и без нее (6)

Более надежны кольца с горячей прессовкой. Их изготовляют с высококачественной слюдяной изоляцией — формовочным миканитом. Втулку обертывают несколькими слоями миканита, который плотно прижимают хомутом к ее поверхности и запекают в печи. Образуется монолитная изоляция 5 (рис. 1, а), надежно приклеенная к поверхности втулки 1. Изолированную втулку обрабатывают резцом на токарном станке, выдерживая точный диаметр для обеспечения прессовой посадки. Кольца 3 насаживают в горячем состоянии. При остывании они плотно охватывают изолированную втулку.
Выводы от обмотки ротора присоединяют к токопроводящим Шпилькам 2. которые ввертывают в резьбовые отверстия колец и изолируют трубочками 4 из миканита или текстолита. Концы шпилек приваривают к кольцам для обеспечения надежного электрического контакта.

В последнее время широкое распространение получили контактные кольца без втулки. В этой конструкции фланец 6 (рис. 1, б) закрепляется па конце вала ротора. К нему с помощью шпилек 8 притягиваются кольца 3, между которыми устанавливают изоляционные пластмассовые втулки 7. Выводы от обмотки ротора присоединяют болтами 9, ввинчиваемыми в резьбовые отверстия, расположенные в приливах с внутренней стороны колец. Кольца без втулки хорошо охлаждаются, так как воздух может проходить между ними. Уменьшается также возможность пробоя между соседними кольцами, так как пыль, которая может служить причиной перекрытия, не накапливается в промежутках между кольцами.
В малых машинах применяют также кольца, опрессованные пластмассой.

 
« Конструкция электродвигателей с термореактивной изоляцией   Контактные кольца и их ремонт »
электрические сети