Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Конструктивные особенности электродвигателя АТД-8000

Конструктивные особенности электродвигателя АТД-8000

Электродвигатель типа АТД-8000 (АВ-8000/6000) с непосредственным охлаждением водой обмотки ротора и активной стали статора. Корпус статора сварной, неразъемный, имеет ряд окон, обеспечивающих доступ к гидравлическим соединениям системы охлаждения статора и фундаментным болтам. В собранном двигателе эти окна закрыты заглушками.
Сердечник статора состоит из 26 пакетов, между которыми установлены 25 рядов охлаждающих элементов. Пакеты собраны из отдельных сегментов электротехнической стали толщиной 0,5 мм. Активная сталь сердечника статора в запрессованном состоянии удерживается нажимными кольцами из немагнитного чугуна.
Для температурного контроля активной стали и обмотки статора в пазы уложены термосопротивления. Сердечник ротора 19 набран из трех пакетов листовой электротехнической стали толщиной 0,5 мм (рис. 1) и удерживается в собранном виде нажимными кольцами 18, которые в свою очередь закреплены шпонкой 17.
Обмотка ротора выполнена из полых латунных стержней 22 трапецеидального сечения с круглыми концами, впаянными в отверстия полых короткозамыкающих колец. Полости короткозамыкающих колец соединены с центральным отверстием вала посредством радиально расположенных трубок 10, один конец которых закреплен в кольце 2 гайкой 9, а второй может перемещаться в уплотняющем гнезде вала для снятия напряжений при температурных деформациях.
Стержни обмотки ротора с обеих сторон сердечника поджаты к боковым стенкам паза встречными клиньями 5 и 23. Клинья от аксиального перемещения фиксируются кольцами 7.
На короткозамыкающие кольца 2 насажены бандажные кольца 1. Для снижения потерь от потоков рассеяния бандажные кольца выполняются из немагнитной стали.
Узел подвода воды к обмотке ротора
Рис. 1. Узел подвода воды к обмотке ротора.
1 — бандажное кольцо; 2 — короткозамыкающее кольцо; 3. 4 — втулки; 5 — клин роторный; 6 — прокладка; 7 — кольцо; 8 — уплотняющее кольцо; 9 — гайка; 10 — трубка; 11 — шайба; 12 — вкладыш; 13 — болт М12Х40; 14 — груз балансировочный; 15 — центрирующее кольцо; 16 — вал; 17 — шпонка; 18 — нажимное кольцо; 19 — сердечник ротора; 20 — роторный лист; 21 — предохранительное кольцо; 22 — стержень; 23 — клин роторный.
Короткозамыкающие кольца установлены на центрирующие кольца 15, расположенные на валу ротора с обеих сторон сердечника. На вал ротора насажены два вентилятора. Торцы статора закрыты двумя внутренними и наружными щитами. Эти щиты образуют зону, в которую поступает охлажденный воздух на вход вентиляторов (рис. 2). На наружном щите крепится уплотнение вала, на внутреннем — уплотнение вентилятора.
Для предотвращения подшипниковых токов подшипник со стороны, противоположной приводу, электрически изолирован от фундаментной плиты и маслопроводов.
Система охлаждения электродвигателя комбинированная: обмотка ротора охлаждается водой непосредственно, сердечник и пазовая часть обмотки статора имеют косвенное водяное охлаждение; лобовые части обмотки статора охлаждаются воздухом (рис. 2, 3).
Циркуляция воздуха обеспечивается собственными вентиляторами двигателя. Для охлаждения воздуха используется водяной воздухоохладитель типа ВПТ 108-1000, установленный в камере под фундаментом двигателя. Охлаждающие элементы сердечника и пазовой части обмотки статора представляют собой силуминовые сегменты с залитыми в них трубками, по которым циркулирует вода.
Двигатель имеет пятьдесят параллельных ветвей, в каждой из которых последовательно соединено по шесть силуминовых сегментов. Охлаждающая вода подается через нагнетательный коллектор в сегменты и затем сливается в коллектор слива. Патрубки подачи и слива расположены в нижней части корпуса статора.

Система охлаждения ротора и система вентиляции электродвигателя типа АТД-8000
Рис. 2. Система охлаждения ротора и система вентиляции электродвигателя типа АТД-8000.
1 — вал ротора; 2 — короткозамыкающие кольца; 3 — охлаждающие элементы; 4 — пакеты сердечника статора; 5 — стержни полые; 6— гидравлические соединения; 7 — камера холодной воды; 8 — воздухоохладитель.
Для охлаждения обмотки ротора полости короткозамыкающих колец соединены по воде со стержнями и с центральным отверстием вала.
В центральном отверстии вала ротора проходит труба 3, которая с помощью специального уплотнения разделяет камеры холодной и подогретой воды (рис. 4). Охлаждающая вода подается в эту трубу через неподвижную самоустанавливающуюся втулку 5 с фторопластовым уплотнением 6. Для сбора и замера утечек воды через зазор между вращающейся трубой и уплотняющей втулкой водоподвод имеет камеру. Корпус 2 водоподвода сварной, крепится к фундаментной плите.
Водоподвод ротора электродвигателя типа АТД-8000
Рис. 4. Водоподвод ротора электродвигателя типа АТД-8000.
Система охлаждения статора электродвигателя АТД-8000
Рис. 3. Система охлаждения статора электродвигателя АТД-8000.
1 — нагнетательный коллектор; 2 — сливной коллектор.
1 — вал; 2 — корпус узла водоподачи; 3 — водоприемник; 4 — пластикатовая прокладка; 5 — патрубок водоподачи; 6 — фторопластовая втулка; 7 — резиновый шланг.
Для наблюдения за сливом воды на боковых стенках водоподвода предусмотрены смотровые окна. Водоподвод изолирован от сливного и нагнетательного трубопроводов и фундаментной плиты при помощи изоляционных втулок и прокладок. Для охлаждения статора и ротора используется конденсат. Охлаждение лобовых частей обмотки статора осуществляется центробежными вентиляторами, расположенными на валу ротора.

 
« Конструктивные исполнения электрических машин по способу монтажа   Конструктивные особенности электродвигателя ВА »
электрические сети