Степень защиты характеризует защищенность узлов, находящихся внутри электродвигателя, от попадания посторонних тел и воды, а также защиту персонала от соприкосновения с токоведущими или вращающимися частями. Обозначение степени защиты состоит из буквенной и цифровой части: IP — International Protection; первая цифра определяет степень защиты персонала от соприкосновения с токоведущими или вращающимися частями и от попадания посторонних предметов в двигатель; вторая цифра обозначает степень защиты двигателя от попадания воды внутрь корпуса. Для электродвигателей, установленных на электростанциях, предусмотрены, в основном, следующие степени защиты: IP23 и IP44. Первая цифра степени защиты IP23 обозначает, что электродвигатель защищен от попадания в него твердых посторонних тел диаметром более 12 мм, прикосновение любой части тела человека с токоведущими или вращающимися деталями внутри машины невозможно.
Таблица 2


Тип электродвигателя

Мощность. кВт

Напряжение, В

вращения, об/мин

Габарит

А-13-42-10

_

6000

 

13

А02-21-49-16У1

3200

6000

. 370

21

ДА-1612-6

6000

16

АР-500

500

6000

.2975

_

2АЗЛ-1000/6000У4

1000

6000

2975

4АЗМ-5000/6000У4

5000

6000

ДАЗО-15-69-8/10

800/400

6000

743/595

15

ДАЗО-1910-12

1700

6000

496

19

ДАЗО 2-17-79-6У1

6000

17

ДАЗО 4-560-8У1

1000

6000

750

           

ДВДА 215/49-10-12

6000

ВА-12-41-4

500

6000

1480

12

BA0800L-4

2000

6000

           

ВА02-450-2

400

6000

3000

СДК2-16-29-14КУ4

6000

16

СДМЗ-20-49-60

2000

6000

100

20

СДСЗ-2000И00

2000

6000

100

 

Вторая цифра обозначает защиту от дождя, падающего на электродвигатель под углом не более 60° к вертикали (защищенное исполнение электродвигателя) .
Первая цифра степени защиты IP44 обозначает защиту токоведущих или вращающихся частей внутри электродвигателя от соприкосновения с проволокой, инструментом и другими предметами внутри электродвигателя. Вторая цифра — защиту от водяных брызг любого направления (закрытое исполнение электродвигателя).
В зависимости от климатических условий электродвигатели выпускаются для районов с умеренным климатом — в исполнении, обозначаемом буквой У; для районов с сухим и влажным тропическим климатом — в исполнении, обозначаемом буквой Т.
В зависимости от места установки электродвигателей предусмотрены следующие категории размещения: 1— на открытом воздухе; 2— в помещениях, где имеется сравнительно свободный доступ наружного воздуха и колебания температуры и влажности воздуха несущественно отличаются от колебаний на открытом воздухе; 3— в закрытых помещениях с естественной циркуляцией без искусственно регулируемых климатических условий, где колебания температуры и влажности воздуха, содержание песка и пыли значительно меньше, чем на открытом воздухе; 4— в помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями; 5— в помещениях с повышенной влажностью.

Применяемые в рассматриваемых электродвигателях степени защиты IP23 и IP44 непосредственно связаны с системой вентиляции и способом охлаждения. Степень защиты IP23 предусматривает охлаждение активных частей электродвигателя поступающим из окружающей среды воздухом.
Электродвигатели выполняются с аксиальной и радиальной системой вентиляции в зависимости от направления потока вентилирующего воздуха, у электродвигателей со степенью защиты IP44 циркулирующий по замкнутому циклу воздух охлаждается в воздухо-воздушном или воздухо-водяном охладителе. Циркуляция воздуха внутри двигателя осуществляется одним или двумя вентиляторами. Для нагнетания воздуха в трубы наружной части воздухо-воздушного охладителя используют отдельный вентилятор с независимым приводным электродвигателем или вентилятор, установленный на вал со стороны, противоположной приводу. Воздухо-воздушный охладитель может быть сосредоточенной конструкции, смонтированный в верхней части электродвигателя (ДАЗО, ДА304) или распределенный по внешней поверхности статора (ДА302).
Условные обозначения способа охлаждения содержат буквенную и цифровую часть и расположены в указанной ниже последовательности: 1С — International Cooling. Хладагент обозначается прописной буквой: А — воздух, W — вода. Если в качестве хладагента использован только воздух, то это буквенное обозначение можно опустить. Устройство цепи для циркуляции хладагента условно обозначает первая цифра. Вторая цифра определяет способ перемещения хладагента. Если электродвигатель имеет две и более цепи охлаждения, то в обозначении указываются цифровые характеристики всех цепей охлаждения, начиная с характеристики цепи с вторичным хладагентом (с более низкой температурой). Для электродвигателей закрытого исполнения обозначение содержит четыре цифры, две из которых определяют характеристики внешней цепи охлаждения и две — внутренней цепи. В электродвигателях с непосредственным охлаждением обмоток характеристику цепи, относящуюся к этому охлаждению, ставят в обозначении в скобки.
В рассматриваемых электродвигателях применены, в основном, следующие способы охлаждения: IC01 — защищенный электродвигатель с самовентиляцией (вентилятор расположен на валу электродвигателя); IC0151— закрытый электродвигатель, имеющий корпус с трубами для прохода воздуха, с наружным и внутренним вентиляторами; ICW37A81 — закрытый электродвигатель с воздушным охлаждением и пристроенным водяным охладителем (циркуляция воды в охладителе осуществляется отдельным насосом или от водопроводной сети); IC0161— закрытый электродвигатель, имеющий охладитель, установленный непосредственно на электродвигателе, с наружным и внутренним вентиляторами.
Условное обозначение конструктивного исполнения и способа монтажа состоит из латинских букв IM и четырех цифр. Буквенная часть IM — начальные буквы слов International Mounting; первая цифра — конструктивное исполнение; вторая и третья цифры — способ монтажа; последняя цифра — исполнение конца вала.
Конструктивное исполнение электродвигателей имеет следующие условные обозначения (1-я цифра): 1—электродвигатель на лапах с подшипниковыми щитами; 2— электродвигатель на лапах с подшипниковыми щитами, с фланцем на подшипниковом щите (или щитах); 3—электродвигатель без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на одном подшипниковом щите; 4— электродвигатель без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на станине; 5— электродвигатель без подшипниковых щитов; 6— электродвигатель на лапах с подшипниковыми щитами и со стояковыми подшипниками; 7— электродвигатель  на лапах со стояковыми подшипниками (без подшипниковых щитов);
8— электродвигатель с вертикальным валом, кроме электродвигателей групп от IM1 до IM4; 9— электродвигатели специального исполнения по способу монтажа.
Условные обозначения способа монтажа электродвигателей (2-я и 3-я цифры) указаны в ГОСТ 2479-79. Условные обозначения исполнений концов вала электродвигателей расшифровываются следующим образом (4-я цифра): О— без конца вала; 1— с одним цилиндрическим концом вала; 2— с двумя цилиндрическими концами вала; 3— с одним коническим концом вала; 4— с двумя коническими концами вала; 5— с одним фланцевым концом вала; 6— с двумя фланцевыми концами вала; 7— с фланцевым концом вала на стороне привода и цилиндрическим концом вала на стороне, противоположной приводу.
Рассмотрим имеющие наибольшее распространение на электродвигателях типы конструктивного исполнения по способу монтажа: IM1001 — электродвигатель на лапах с двумя подшипниковыми щитами, горизонтального исполнения с одним цилиндрическим концом вала; IM7211 :— электродвигатель с двумя стояковыми подшипниками на лапах, с фундаментной плитой и одним цилиндрическим концом вала; IM3011—электродвигатель вертикального исполнения без лап с двумя подшипниковыми щитами, из которых нижний, расположенный на стороне привода, ( снабжен фланцем с одним цилиндрическим концом вала; IM8421 — электродвигатель с вертикальным валом, без маховика, с подпятником, расположенным над ротором, с двумя направляющими подшипниками по обеим сторонам ротора и одним цилиндрическим концом вала.