Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Эксплуатация электродвигателей с термореактивной изоляцией

Эксплуатация электродвигателей с термореактивной изоляцией

Эксплуатация электродвигателей, как правило, осуществляется в специальных помещениях, оснащенных мостовым краном или кран-балкой соответствующей грузоподъемности (массы электродвигателей приведены в табл.).

Воздух в помещении, в котором установлен электродвигатель, не должен содержать взрыво- и огнеопасных газов и паров, взрывоопасной и токопроводящей пыли, а также примесей, вредно действующих на изоляцию и другие материалы, из которых изготовлен электродвигатель. Запыленность воздуха не должна превышать 0,002 г/м3. Температура воздуха в помещении не должна быть ниже 5*С. Электродвигатели в основном изготовляют в климатическом исполнении У (от -40 до +40 С) или Т (от -10 до +45"С) категории помещений 3 (помещения с естественной вентиляцией без искусственно регулируемой температуры) или 4 (помещения с искусственно регулируемыми климатическими условиями) по ГОСТ 15150-69* или ГОСТ 15543-70**. Относительная влажность окружающей среды для двигателей исполнения УЗ и У4 не более 80% при температуре 20°С, а для двигателей исполнения Т - не более 95% при температуре 35°С. 20
Электродвигатели с термореактивной изоляцией, применяемые в герметичных помещениях АЭС, изготовляют в климатическом исполнении У категории размещения 5 по ГОСТ 15150-69*. В режиме нормальной эксплуатации параметры окружающей среды могут быть: температура воздуха до +60 С, давление абсолютное 0,0992 МПа, относительная влажность до 90% при температуре +60°С. В аварийном режиме АЭС допускается работа двигателя при следующих условиях: температура окружающей среды - до +70 С, давление абсолютное - до 0,12 МПа в течение 5 ч или до 0,25 МПа в течение 0,5 ч, влажность - парогазовая смесь; при этом допускается интенсивное орошение наружных поверхностей раствором, содержащим 12 г/кг борной кислоты, до 250 мг/кг гидразин-гидрата и 3 г/кг едкого калия (при температуре раствора от 5 до 70'С).

Профилактические испытания электродвигателей

Профилактические испытания и измерения на электродвигателях производятся в соответствии с ГОСТ 11828-86 и "Нормами испытания электрооборудования".
Измерение сопротивления изоляции мегаомметром напряжением 2500 В производится при выведении электродвигателей в капитальный или текущий ремонт.
Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции обмоток электродвигателей мощностью до 5000 кВт приведены в табл. 3.
Таблица 3. Наименьшее сопротивление изоляции Кед, МОм


Температура обмотки, °С

Номинальное напряжение обмотки, кВ

3-3,15

6-6,3

10-10,5

10

30

60

100

20

20

40

70

30

13

30

50

40

10

20

35

50

7

15

26

60

5

10

17

75

3

6

10

Для электродвигателей мощностью 5000 кВт и более наименьшее допустимое значение сопротивления изоляции, измеренное через 60 с Я60при температуре 75°С, определяется по формуле, МОм

где 1/ном - номинальное линейное напряжение, кВ; 5Н0М - номинальная мощность, кВ - А.
Контроль температуры различных узлов электродвигателя в процессе эксплуатации
К вертикальным электродвигателям, устанавливаемым на насосных станциях с ручным и автоматическим управлением, предъявляют повышенные требования по тепловому контролю за работой подшипников. Измерение температуры сегментов подпятников и направляющих подшипников осуществляют термометрическими сигнализаторами типа ТСМ-100 и термометрами сопротивления типа ТСМ-Х1 с сопротивлением 53 Ом при 0"С с градуировкой Гр24. На выпускавшихся в 1970-1980 гг. электродвигателях установлены термометры сопротивления типа ТСМ-6097 и термометры сигнализирующие типа ТКП-160 Сг по ТУ 25.02.ЭД1.1870-76. В электродвигателях 14-го и 15-го габаритов контроль температуры осуществляется, как правило, двумя термометрическими сигнализаторами, а в двигателях 15-17-го габаритов - четырьмя или шестью термосигнализаторами. В более крупных электродвигателях температура контролируется не только термосигнализаторами, но и термометрами сопротивления. Начиная с 1981 г. заводы-изготовители устанавливают на электродвигателях термопреобразователи типа ТСМ-0879 по ТУ 25-02.792288-80 и ТСП-0979 по ТУ 25-02.792.288- 80 (взамен ТСП-309 по ТУ 25-02.221.547-79).
У электродвигателей серии ВАН 173 (АВ 16- и 17-го габаритов) применялись термосигнализаторы типа ТСМ-100 с глубиной погружения 250 мм с капилляром 6 мм, которые были заменены термометрами сопротивления типа ТКП-160Сг. Схемы размещения терморезисторов и термосигнализаторов в электродвигателях серии ВАН 173 и ВДС-325/69 приведены на рис. 1. Показывающие приборы термосигнализаторов или термометров сопротивления устанавливают на двигателе или на специальных панелях (щитках) по местным условиям эксплуатации. Применение приборов термоконтроля капиллярами имеет ряд особенностей, требующих внимания при эксплуатации: капилляры термосигнализаторов, заложенные в сегменты изолированных подпятников и направляющих подшипников, покрывают слоем лако- или стеклоткани вполнахлеста для обеспечения изоляции от подшипниковых токов.
Схема размещения средств термоконтроля электродвигателя вертикального исполнения
Рис. 1. Схема размещения средств термоконтроля электродвигателя вертикального исполнения:
1 — панель термосигнализаторов; 2 — панель выводов; 3, 4 — термометр сопротивления; 5 - втулка; 6 - термосигнализатор ТСН-100; 7 - лента ПХВ 0,2x20

При креплении капилляров принимают меры от передавливания их, обеспечивая минимальный радиус перегиба 50 мм. В целях предотвращения повреждения капилляров термосигнализаторов и нарушения пайки термометра сопротивления при выходе из сегментов их закрепляют с помощью стальной проволоки диаметром 2-3 мм, которую одним концом, загнутым в виде петли, крепят гайкой термодатчика, а к другому бандажируют лентой капилляр термосигнализатора или вывод термометра сопротивления. Применение терморезисторов упрощает эксплуатацию средств термоконтроля.
У некоторых типов электродвигателей контроль температуры подпятников и направляющих подшипников осуществляют термометрами сопротивления типа ТСМ-6097 и термометрами сигнализирующими ТКП-160Сг по ТУ 25.02.ЭД1.1870- 76.
Температура нагретого воздуха контролируется двумя термометрами ТКП-160Сг и четырьмя термопреобразователями сопротивления ТСМ-6114.
Контроль температуры нагрева обмотки и активной стали у электродвигателей 15-го габарита и выше осуществляют плоскими терморезисторами, уложенными в пазы. Выводы от терморезисторов подключают к панели зажимов, устанавливаемой на корпусе статора. Вывод выполняют кабелем с экранированной оболочкой, надежно заземленной на случай пробоя изоляции обмотки в пазу, в котором уложены термометры сопротивления.

 
« Эксплуатация электродвигателей в сельском хозяйстве   Эксплуатация электроприводов »
электрические сети