Центровка валов включает две основные операции: выверку оси общего вала (выверку линии валов) и устранение боковых и угловых смещений валов соединяемых машин и механизмов.

Выверка линии валов.

Под действием собственной массы ротора ось вала каждой электрической машины принимает несколько изогнутую форму. При соединении таких валов полу
муфтами образуется изгиб их осей, в результате чего торцовые плоскости полумуфт утрачивают параллельность, раскрываются вверху. В этом случае оси валов не будут продолжением одна другой (рис. 1, а). При работе такого агрегата его валы будут вибрировать, оказывая вредное воздействие на подшипники и другие части машин. Кроме того, в подшипниках 2 и 3 будут возникать значительные напряжения от изгибающих моментов, опасные для шеек валов.
Для обеспечения правильного распределения нагрузок между подшипниками валы соединяемых машин устанавливают в такое положение, при котором торцовые плоскости полумуфт в горизонтальной и вертикальной плоскостях будут параллельны, а оси валов — продолжением одна другой (без смещений). Данное условие можно выполнить, несколько приподняв крайние подшипники 1 и 4 по сравнению с подшипниками 2 и 3, как показано на рис. 1, б. При этом общая осевая линия двух валов примет вид плавной кривой (упругая линия вала), а плоскости полумуфт, будут параллельны.

Положение валов
Рис. 1. Положение валов, соединяемых при помощи муфт до выверки (а) и после выверки (б) линии вала

Центровка валов.

Кроме выверки линии валов необходимо выполнить их центровку, т. е. устранить несоосность.
Несоосностью валов называют такое их взаимное расположение, при котором центрируемые оси 1 и 2 имеют боковое (радиальное) или угловое (осевое) смещение относительно друг друга (рис. 3).

Практически, с какой бы тщательностью ни выполнялась центровка, муфты центрируемых валов приходится соединять при некоторой допустимой их несоосности. Допустимые боковые (рис. 3, а) и угловые (рис. 3, б) смещения валов обуславливаются главным образом конструкцией применяемых муфт, имеющих разную компенсационную способность.
Смещение валов
Рис. 3. Смещение валов: а — боковое (радиальное); б — угловое (осевое)
Под компенсационной следует понимать способность отдельных типов муфт компенсировать некоторую неточность выверки соосности валов соединяемых машин.

Центровка валов с применением радиально-осевых скоб.

Наиболее распространена в монтажной практике. Перед началом измерения муфты разъединяют, а валы раздвигают для того, чтобы скобы и полумуфты при вращении валов не соприкасались.
Конструкция радиально-осевых скоб и их крепление на ступицах полумуфт показаны на рис. 4. При помощи хомута наружную скобу 1 закрепляют на ступице полумуфты установленной машины, а внутреннюю скобу 4 на ступице полумуфты машины, соединяемой с установленной.
Центровка валов
Рис. 4. Центровка валов: а — центровочные скобы для центровки по втулкам полумуфт; б — для центровки по ободам полумуфт;
1,3 — скобы; 2 — болты для измерения зазоров;
4 — крепежные болты; 5 — хомут; 6 — риски

Поворачивая одновременно валы электродвигателя и механизма на 90, 180, и 360°, добиваются, чтобы зазоры а и b между центровочными скобами были постоянны. Для соединения хомутов со скобами используют болты 5 с гайками.
Для большей точности измерений при помощи измерительных болтов 2 и 3 устанавливают минимальные зазоры а и Ь. В процессе центровки боковые зазоры а и угловые зазоры b измеряют при помощи щупов, индикаторов или микрометров. В двух последних случаях индикатор или микрометрическую головку устанавливают на место болтов 2 и 3.
Биение полумуфт и соосность валов в зависимости от типа муфты и скорости вращения допускаются в пределах соответственно 0,02 — 0,05 и 0,04 — 0,15.