Содержание материала

При проведении профилактических испытаний повышенным напряжением во время ремонта или работы электродвигателя возможны пробои верхнего или нижнего или нескольких стержней одновременно. Замена поврежденного верхнего стержня наиболее проста и состоит из следующих технологических операций:
разизолировки и распайки соединений в головках с обеих сторон статора или, в случае замены выводного стержня, соединения в схеме со стороны привода и в головке (со стороны, противоположной приводу);
разрезания шнуровых бандажей в лобовых частях и удаления дистанционных распорок и остатков бандажей;

расклиновки паза и выемки подклиновых прокладок (до расклиновки следует обратить внимание, в каких
пазах расположены терморезисторы теплового контроля обмотки статора, чтобы избежать их повреждения);
отрыва поврежденного стержня при выемке из паза при помощи рычага;
подъема поврежденного стержня из паза удлиненными клиньями и выемки его из статора;
испытания оставшейся неповрежденной части обмотки;
продувки паза сухим сжатым воздухом и укладки стеклотекстолитовых прокладок для стержня;
подготовки резервного стержня к укладке (испытание повышенным напряжением, разметка и бандажировка распорок на выходе из паза, нагрев, разметка мелом крайних положений стержня относительно активной стали, натирание пазовой части парафином);
укладки стержня в паз при помощи осадочной доски и домкратов;
испытания стержня после укладки в паз повышенным напряжением;
заклиновки стержня в пазу и крепления в лобовых частях;
подгонки, пайки и изолировки соединений. Замена нижнего стержня  —  операция более сложная, так как она требует предварительной выемки и последующей укладки 19 верхних стержней (по шагу обмотки). В остальном технологические операции аналогичны замене одиночного верхнего стержня.
При частичной перемотке обмотки статора, связанной с заменой нескольких стержней, восстановительные работы выполняются по примерам замены одиночных стержней с разницей в объеме трудовых затрат.