Содержание материала

 Участок для укладки стержней должен быть отгорожен от смежных производственных помещений для защиты от металлической пыли, грязи и т. п. Запрещается проведение слесарных работ в районе укладки. Стержни переносят на деревянных угольниках, предохраняющих пазовую часть стержней от деформаций и изломов изоляции. Обмотчики должны быть одеты в чистую спецовку, в карманах не должно быть никаких предметов. Перед сменой мастер должен проверить чистоту рабочего места.
Для предотвращения повреждений и попадания предметов в обмотку статора лобовые части обмотки в нижней зоне должны быть покрыты специальными резиновыми ковриками, а нижняя часть расточки статора  —  электрокартоном. Запрещается располагать инструмент непосредственно на стали или обмотке. Подготавливают прокладки на дно паза, между стержнями (верхними и нижними) и под клин. Ширина прокладок должна быть 23,5 мм, а длина определяется по размерам листа текстолита или стеклотекстолита.
Подготавливают два-три стержня нижнего слоя и прикрепляют к ним дистанционные распорки в местах выхода из паза. В качестве первых не следует брать выводные стержни. С обоих концов каждого стержня отмечают мелом границу торца активной стали. Стержни начинают укладывать в пазы нижней части расточки статора. На дно паза по мере укладки стержней прокладывают изоляционные прокладки.
Для ввода стержней и предотвращения их повреждения о зубцы активной стали в нижнюю часть расточки укладывают строганую деревянную доску. Перед укладкой стержни помещают в сушильный шкаф размером  1000 Х 1000 Х 3000 мм и нагревают до температуры 90 —  95°С, затем пазовые части стержней натирают парафином. Нагретый стержень на угольнике заводят в расточку статора. Стержень располагают строго над пазом, а его пазовую часть в осевом направлении устанавливают по отметкам: меловые отметки на стержне должны совпадать с торцами активной стали. Стержень заводят в паз на глубину 10 — 15 мм, вторично проверяют правильность его осевого положения и осаживают заподлицо с активной сталью ударами молотка через резиновую прокладку. Пазовую часть стержня осаживают равномерно по всей длине до дна паза ударами молот относительно сердечника статора. Для предотвращения повреждения стержня между осадочной доской и стержнем прокладывают полосу электрокартона шириной 23 мм. Устанавливают два домкрата (рис. 23) по длине статора, осаживают и фиксируют стержень в нижнем положении. При осаживании стержня обращают внимание на отсутствие задиров защитной ленты о края активной стали.
Домкраты для укладки обмотки статора
Рис. 23. Домкраты для укладки обмотки статора.
а  —  для пазовой части; б  —  для лобовой части; 1  —  головка; 2  —  болт (правая резьба); 3  —  ганка; 4  — втулка; 5  — рукоятка; 6  —  болт (левая резьба).
Расположение лобовых частей обмотки статора
Рис. 24. Расположение лобовых частей обмотки статора при укладке.
а  —  сторона водоподвода; б  —  сторона выводов; 1  —  нижний виток нижнего стержня; 2  —  верхний виток нижнего стержня; 3  —  верхний виток верхнего стержня; 4  —  нижний виток верхнего стержня.

Лобовые части стержня выправляют вилками (см. рис. 22). Головки стержня устанавливают радиально против соответствующих пазов или зубцов (рис. 24). Конец контрольного угольника, уложенного в десятый паз (если паз с уложенным стержнем условно принять за первый), со стороны водоподвода должен быть расположен посередине между головками верхнего и нижнего витков, а со стороны выводов  —  против головки нижнего витка.
Лобовые части стержня осаживают на бандажные кольца, формуя их по всей длине ударами молотка через резиновую подушку. Проверяют плотность прилегания лобовых частей стержней к бандажным кольцам. Для устранения зазоров используют прокладки из электрокартона толщиной, равной величине зазора.
Обратную по направлению укладки сторону лобовых частей стержня подпирают деревянными упорами. Упоры прикрепляют к бандажным кольцам. Распорные домкраты упирают в нажимные пальцы активной стали сердечника статора, а через деревянные накладки  —  в лобовую часть укладываемого стержня и прижимают ее к упорам. Лобовые части прикрепляют к обоим бандажным кольцам.
Для контроля правильности укладки первого нижнего стержня через один шаг укладывают верхний стержень, предварительно уложив в этот паз деревянную планку (фальшстержень) вместо нижнего стержня. Проверяют совпадение головок верхнего и нижнего стержней и вылет лобовых частей. Если нижний стержень лежит в пазу 1, то верхний необходимо уложить в паз 19, т. е. шаг обмотки 1 — 19. Стержни уложены правильно, если со стороны водоподвода головка нижнего витка нижнего стержня совпадает с головкой верхнего витка верхнего стержня, а головка верхнего витка нижнего стержня совпадает с головкой нижнего витка верхнего стержня (см. рис. 24).
Со стороны выводов головка нижнего витка нижнего стержня должна совпадать с головкой нижнего витка верхнего стержня, а головка верхнего витка нижнего стержня и верхнего витка верхнего стержня разнесены относительно друг друга на величину пазового деления статора.
После проверки удаляют верхний стержень и деревянную планку. После остывания стержня снимают домкраты, поверх стержня в пазовой части укладывают временную прокладку из электрокартона и закрепляют стержень в пазу временными деревянными встречными клиньями. Клинья осаживают ударами киянки.
Второй нижний стержень прогревают и укладывают аналогично первому в соседний паз. Осадив стержень на бандажные кольца и отформовав лобовую часть, проверяют вылет лобовой части, расположение головок и зазор между соседними стержнями. Стержень прикрепляют к бандажным кольцам. Уточняют положение и толщину дистанционных распорок. Дистанционные распорки должны быть установлены плотно, без зазоров. Проверяют плотность прилегания лобовых частей стержня к бандажным кольцам и при необходимости укладывают прокладки необходимой толщины.
Головки стержней должны быть установлены радиально против соответствующих пазов или зубцов согласно эскизу, снятому при разборке обмотки (см. рис. 24).
Устанавливают шнуровые бандажи согласно рис. 16. При вязке бандажей необходимо обеспечить максимальную утяжку шнура. После вязки бандажи пропитывают разведенным лаком БТ-99. Для обеспечения более стабильных механических характеристик льняной шнур целесообразно размочить в воде, намотать на барабан и просушить в таком положении. Шнур наматывают на барабан с усилием 20 — 25 кгс (196 — 245 Н). Натяжение шнура создают роликами и пружинами.
Последующие нижние стержни укладывают аналогично первым двум. Укладку стержней в пазы в верхней части сердечника статора выполняют без кантовки статора. Для укладки стержней в верхней части расточки статора можно использовать специальный домкрат, закрепляемый в соседнем пазу. Домкрат устанавливают так, чтобы ось прессовочного болта совпадала с радиальной осью паза, в который укладывается стержень. Периодически после укладки 5 — 6 стержней устанавливают верхний стержень для контроля совпадения головок.
Расстояния между последними 7 — 8 стержнями нижнего ряда по дуге бандажных колец необходимо тщательно контролировать и регулировать изменением толщины дистанционных распорок, чтобы обеспечить необходимое расстояние для укладки последнего (замкового) стержня.
После укладки проводят электрические испытания стержней, остывших до температуры окружающего воздуха. Одновременное испытание нескольких стержней сокращает время испытаний. Для предотвращения пробоев и перекрытий по воздуху в районе головок между испытываемыми и заземленными головками необходимо проложить листы из миканита.
После укладки замкового стержня на выходе из паза (см. рис. 16) между стержнями устанавливают клинья. Клин должен быть установлен плотно, без зазоров, но и без приложения больших усилий при установке. Приложение чрезмерных усилий может привести к излому изоляции стержня на выходе из паза или образованию скрытого дефекта в изоляции. Этот дефект, не выявленный при пооперационных испытаниях, может привести к пробою при сдаточных испытаниях или в период эксплуатации.
После установки на клинья и колодки, прикрепленные к стержням шнуровыми бандажами, двумя слоями стеклоленты 0,2X25 мм накладывают бандаж с последующим переходом на соседний клин под нижней (узкой) плоскостью стержня.
Затем устанавливают межслоевые  прокладки из полос электрокартона толщиной 1 — 3 мм, пропитанного лаком БТ-99 и стянутого в пакет одним слоем стеклоленты вполнахлеста. На концах прокладок электрокартон набирают ступенями. Стыки концов смежных слоев должны быть сдвинуты не менее чем на 50 мм. Толщина набора и расстояние от торца активной стали до прокладок определяются данными замеров при разборке обмотки. Межслоевые прокладки бандажами прикрепляют к нижним стержням и бандажным кольцам. Необходимо иметь в виду, что плотность набора прокладок и жесткость крепления во многом определяют состояние верхних стержней обмотки статора в период эксплуатации.
Межслоевые прокладки укладывают на внутренней поверхности лобовых частей стержней нижнего слоя. Прокладки устанавливают по мере укладки стержней в одной вертикальной плоскости для образования непрерывного изоляционного кольца. Концы прокладок каждого слоя соединяют впритык.
По мере укладки верхних стержней из пазов убирают временные клинья и прокладки, пазы продувают сжатым воздухом и укладывают в них постоянную прокладку из текстолита или стеклотекстолита. Прокладки устанавливают в пазы по мере укладки стержней верхнего слоя. На головки нижних стержней по мере укладки стержней верхнего ряда надевают хомуты.
Укладку верхних стержней выполняют аналогично укладке нижних.
Особое внимание обращают на совпадение головок верхних и нижних стержней. В процессе укладки выполняют электрические испытания стержней. Внешним осмотром проверяют отсутствие повреждений изоляции лобовых частей стержней.