Асинхронные трехфазные короткозамкнутые двигатели 2A3M-1600/6000, 2A3M-2500/6000 и 2A3M-5000/6000 (рис. 1) с замкнутым циклом вентиляции, имеющие по четыре встроенных воздухоохладителя, предназначены для установки в помещениях с нормальной средой, не содержащей агрессивных и взрывоопасных газов при температуре не ниже 5° С и наибольшей относительной влажностью воздуха 95%.
Они выполнены па стояковых подшипниках, смонтированных вместе со статором и воздухоохладителями на общей фундаментной плите.
Режим работы двигателей продолжительный.
Электродвигатель 2АЗМ-5000/6000
Рис. 1. Электродвигатель 2АЗМ-5000/6000.
I — нижний вкладыш подшипника; 2 — вал; 3 — верхний вкладыш подшипника; 4 — крышка подшипника; 5 — воздухонаправляющий наружный щит; 6 — кожух; 7 — диффузор; 8 — воздухонаправляющий внутренний щит; 9 — вентилятор; 10—сердечник ротора; 11 — корпус статора; 12 сердечник статора; 13 — изоляторы вводного устройства; 14 — лабиринтные уплотнения; 15 — воздухоохладитель; 16 — вводное устройство; 17 — монтажная плита.

Статор.

Корпус статора сварной неразъемный закрытого исполнения с встроенными воздухоохладителями, имеющий для подъема два приваренных рыма. С торцов корпуса устанавливаются разъемные из четырех секторов щиты, закрывающие лобовые части обмотки, и стальные кожухи с разъемом по вертикальной плоскости. Сердечник статора собран из листов (2АЗМ-1600 и 2АЗМ-2500) или сегментов (2АЗМ-5000) электротехнической стали. Пазы открытые и специально углублены для образования надпазовых вентиляционных каналов.
Обмотка статора катушечная двухслойная с укорочением шага по пазам, равным 1 /з полюсного деления,
имеет шесть выводов, из которых по три конца на одной из боковых сторон соединены в «нуль», а остальные являются выводами фаз.
Изоляция обмотки статора выполнена из стеклослюдинитовой ленты с пропиткой в компаунде на термореактивных связующих. По нагревостойкости относится к классу В.
Каждую катушку обмотки статора при изготовлении изолируют стеклослюдинитовой лентой, пропитанной эпоксидным компаундом горячего отверждения. После витковой изоляции на катушку накладывают вполнахлеста много слоев сухой стеклослюдинитовой ленты толщиной 0,13 мм, представляющей собой слюдинитовый материал па стеклотканевой основе. Сверху стеклослюдинитовую ленту покрывают слоем стеклолепты толщиной 0,1 мм вполнахлеста. Изолированные катушки в холодном состоянии укладывают в открытые пазы сердечника статора и заклинивают. После этого сердечник статора с уложенной обмоткой в специально вакуумно-пропиточной установке с обогреваемыми котлами просушивают под вакуумом и пропитывают под давлением компаундом, состоящим из эпоксидной смолы и отвердителя, а затем гидростатическим путем опрессовывают и запекают при температуре около 90° С. По окончании пропитки и опрессовки в котле сердечник с обмоткой подвергают нормализации в печи примерно при 130° С. Готовый обмотанный сердечник устанавливают и закрепляют в корпусе статора. Стеклослюдинитовая изоляция катушек на термореактивных связующих обеспечивает лучшее заполнение паза медью, имеет более высокую электрическую прочность, в 1,5 раза лучшую теплопроводность и примерно в 1,5 раза меньшую стоимость. чем микалентная изоляция. Но обмотка, выполненная из катушек, имеющих термореактивную изоляцию типа «монолит», не ремонтопригодна или ограниченно ремонтопригодна. По этой причине завод-изготовитель резервные катушки не поставляет.

Ротор.

Сердечник ротора собран из листов электротехнической стали, запрессованных посредством шпилек и нажимных колец. Сердечник насажен на вал с натягом. На вал насажены также вентиляторы, обеспечивающие необходимую циркуляцию охлаждающего воздуха. Вал электродвигателей 2A3M-I600 и 2АЗМ-2500 имеет два рабочих конца, один из которых закрыт кожу
хом. V электродвигателя 2АЗМ-5000 вал имеет один рабочий конец.
Стержни короткозамкиутой обмотки ротора выполнены из профильной меди и впаяны в пазы короткозамыкающих колец.

Подшипники электродвигателей стояковые с горизонтальным разъемом. Нижние полувкладыши залиты баббитом Б-83, верхние — Б-16. Посадка вкладыша в корпус шаровая, что способствует самоустановке вкладыша при работе электродвигателя. Смазка подшипников принудительная под давлением 30-50 кПа. Расход масла на два подшипника составляет 0,27-10~3 м3/с для электродвигателей 2АЗМ-1600 и 2АЗМ-2500 и 0,6-10-3 м3/с для электродвигателей 2АЗМ-5000. Кратковременная работа подшипников электродвигателя при прекращении принудительной циркуляции масла (до 10 мин) обеспечивается двумя смазочными кольцами, свободно висящими на валу ротора.
Для того чтобы исключить появление подшипниковых токов, оба подшипника электродвигателей 2АЗМ-1600 и 2АЗМ-2500 выполнены изолированными, а у электродвигателя 2АЗМ-5000 подшипник изолирован лишь со стороны нерабочего конца вала.
Фундаментная плита сварная, общая для установки крепления статора, подшипников и воздухоохладителей, имеет в нижней полке четыре отверстия для фундаментных шпилек, а в верхней — два заземляющих болта, располагаемых по диагонали.
Воздухоохладитель состоит из охлаждающих трубок, концы которых завальцованы в трубные панели, закрываемые съемными штампованными крышками, снабженными фланцами водопровода. Увеличение поверхности трубок достигается путем их оребрения или навивки и припайки к трубам проволочных спиралей. Крышка крепится к трубной доске через уплотняющую резиновую прокладку. Внутри трубок циркулирует вода, между ними — охлаждаемый воздух. Давление охлаждающей воды в воздухоохладителе не должно превышать 3/10"' Па (3 кгс/см2). Воздухоохладитель уплотняется в корпусе статора резиновыми шайбами.
Схема вентиляции электродвигателя — симметричная вытяжная (рис. 2). Холодный воздух, прошедший через воздухоохладители, засасывается в радиальные каналы
сердечника статора. В этих каналах воздух разветвляется: часть идет о аксиальные каналы статора, а затем, омывая лобовые части его обмотки, попадает в вентилятор; другая часть проходит по надпазовым каналам статора и каналам ротора. Нагретый воздух вентиляторами подается к воздухоохладителям.
Схема вентиляции электродвигателей 2АЗМ-1600, 2АЗМ-2500 и 2АЗМ-5000
Рис. 2. Схема вентиляции электродвигателей 2АЗМ-1600, 2АЗМ-2500 и 2АЗМ-5000 (с замкнутой схемой вентиляции). 1 — воздухоохладитель; 2 — фильтр.
В отверстиях соединения внутренней полости двигателя с атмосферой установлены фильтры для очистки воздуха, поступающего в двигатель для компенсации его утечки через возможные неплотности из зон повышенного давления. Для контроля за тепловым состоянием электродвигателя при работе используются термометры сопротивления ТСП-309 ГОСТ 6651-78 (для контроля температуры подшипников) и ТСМ-609, ГОСТ 6651-78 (для контроля температуры воздуха), подключаемые к логометру.
Температура вкладышей электродвигателей не должна превышать 80°С.
Тепловое состояние двигателя характеризуется разностью температур горячего воздуха, выходящего из активных частей двигателя, и холодного, выходящего из воздухоохладителя.