Итоги совершенствования хозяйственного механизма в Алма-Атаэнерго
СОЛОМАХИН Н. И., инж., ЛЮБОМИРСКИЙ А. Н., канд. эконом, наук, Алма-Атаэнерго — Алма-Атинский филиал ВИПКэнерго

Принятый курс на усиление демократических начал в деятельности трудовых коллективов, расширение хозяйственной самостоятельности и ответственности предприятий за производственное и социальное развитие открывают новые возможности для социалистической предприимчивости, полного использования человеческого фактора в повышении эффективности производства.
Что же проделано в этом плане в объединении Алма-Атаэнерго? Прежде всего резко сокращено число планируемых показателей, разработаны и внедрены стабильные экономические нормативы, начал внедряться внутрипроизводственный хозрасчет.
Важным этапом совершенствования хозяйственного механизма в объединении Алма-Атаэнерго явился перевод коллективов на новые тарифные ставки и должностные оклады.
Перевод всех предприятий энергосистемы на новые условия оплаты труда позволил высвободить около 10% обслуживающего персонала. Коэффициент эффективности использования установленной мощности вырос на 5,9, прибыль — на 17,5%. При этом отказы по вине персонала сократились на 14%.
Следует отметить, что положение о премировании рабочих, а также большинство должностных окладов управленческого аппарата определены исходя из возможностей предприятий по среднему и минимальному уровню. Советы трудовых коллективов имеют возможность при росте эффективности производства повышать соответственно и уровень оплаты труда.
К этому ведет второй этап совершенствования хозяйственного механизма. Уже осязаемо работают стабильные нормативы фонда заработной платы, доведенные до подразделений, стимулы экономии трудовых и материальных ресурсов.
Финансовое состояние предприятий в момент перехода на полный хозрасчет было неустойчивым. В летне-осенний период имеющаяся просроченная кредиторская задолженность по ссудам банка при лимите кредита 5 млн. руб. достигала 9—11 млн. руб., выплата пении банку составляла 300 тыс. руб., сверхплановые запасы товарно-материальных ценностей — почти 4 млн. руб. и сверхнормативная абонентская задолженность — 3—4 млн. руб.
Из-за таких показателей процент премии постоянно снижался (за пять-шесть лет с 42 до 30%), выплата  13-й (мизерной) зарплаты решалась волевым путем и являлась результатом не экономической деятельности, а хождений по вышестоящим инстанциям, главенствовал затратный метод, наблюдалась излишняя централизация функций. Люди были заинтересованы не в производстве товара, а в наращивании основных фондов, потому что производительность труда измерялась отношением мегаватта и километра к численности.
В 1987 г. было разработано новое положение о внутрисистемном хозрасчете, в котором фондообразующие показатели, характеризующие хозяйственную деятельность, были установлены не только на уровне энергосистемы, но и каждого предприятия, определены экономические санкции за сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей, непроизводительные расходы. Для того, чтобы это положение «работало», был образован резервный фонд объединения.
Однако действие хозрасчета ограничивалось выбором единственного фондообразующего показателя — коэффициента эффективности использования установленной мощности, который не стимулировал работу всех предприятий, действовал в узком направлении и не отражал всего многообразия хозяйственной деятельности предприятий и объединения в целом.
Было принято решение о переходе на вторую модель хозрасчета, основанную на нормативном распределении дохода, с внедрением внутрисистемных расчетных тарифов за производство и передачу энергии, что в конечном итоге определяет хозрасчетный доход каждого предприятия.
Для обеспечения надежности энергоснабжения в условиях дефицита мощности на электростанциях установлен двухставочный тариф: за рабочую мощность (руб/МВт), который включает в себя плановые постоянные затраты, плату за основные фонды, трудовые ресурсы и банковский кредит; за отпущенную электрическую (кВт-ч) и тепловую (Гкал) энергию, который включает в себя стоимость топлива, фонды экономического стимулирования, отчисления в бюджет и страховой фонд по нормативам.
Для электро- и теплосетевых предприятий установлен тариф на энергию, отпускаемую потребителям, за исключением суммы эксплуатационных затрат и всех платежей в бюджет и страховой фонд, деленный на отпуск энергии в сеть.
Принцип определения внутренних тарифов на производственную продукцию заключается в следующем: плановое значение тарифов должно обеспечить каждому предприятию плановую прибыль при условии выполнения плановых заданий по производству товарной продукции.
Наряду с экономическими разработаны и внедрены организационные меры, направленные на расширение самостоятельности предприятий и поднятие их хозяйственной инициативы. В частности, перевод предприятий на самостоятельные балансы с одновременной децентрализацией всех функциональных отделов объединения, передача реализации товарной продукции сетевым предприятиям, в связи с чем резко уменьшилась сверхплановая абонентская задолженность. Если в 1988 г. она составила 1715 тыс. руб., то в 1989 г. снизилась до 64 тыс. руб., разработаны и внедрены экономические нормативы деятельности предприятий, РЭС и цехов.
После пересмотра функций энергоуправления и других мероприятий аппарат отделов и служб объединения сокращен с 372 до 238 чел., т. е. на одну треть, и этот процесс продолжается вместе с дальнейшей передачей отдельных функций предприятиям.
Изменение акцентов в хозяйственной деятельности, расширение самостоятельности предприятий и подразделений, стимулирование инициативы коллективов, совершенствование структуры управления позволили за сравнительно короткий период добиться стабилизации экономического положения, улучшения финансового состояния и технико-экономических показателей.
В настоящее время объединение не имеет просроченной кредиторской задолженности по ссудам банка. Общая сумма кредитов в этом году на 1 млн. руб. меньше установленного лимита. Оборачиваемость оборотных средств сократилась почти на 2 дня и составляет 26,7 дня. Непроизводительные расходы составляют за год всего 17 тыс. руб. Приведены к нормативу запасы товарно-материальных ценностей, отсутствует сверхнормативная абонентская задолженность.
При сопоставлении 1 полугодия 1989 г. с этим же периодом 1988 г. отмечается увеличение сверхпланового дохода да счет роста объема реализации (106,4%), улучшение технико-экономических показателей: на 7,3 г/(кВт-ч) или на 2,4% снизились удельные расходы топлива, на 1,4% — расход электроэнергии на собственные нужды, на 13,5 % вырос коэффициент обслуживания за счет уменьшения численности привлеченного персонала на 9% и промышленно-производственного персонала на 0,4% при вводе новых мощностей.
Следует также отметить, что предприятия за счет оказания сторонних услуг получили доход 620 тыс. руб., причем почти половину из них заработало арендное предприятие РЭС. В сравнении с прошлым годом объединение получило прибыль на 1 млн. руб. больше, увеличена средняя заработная плата на 14,2% против прошлого года (1988 г. — 224 руб., 1989 г. — 258 руб.).
Появились дополнительные возможности ассигнования социальной сферы — на строительство жилого дома внесено дополнительно 0,5 млн. руб., на развитие подсобных хозяйств — 0,4 млн. руб., производятся дополнительные выплаты женщинам в послеродовом отпуске, оказывается помощь пенсионерам предприятий с небольшими размерами пенсий и др.
Вместе с тем в процессе работы обозначились и решаются следующие задачи.
При отклонении средней цены условного топлива от принятой в расчетном тарифе в каждом конкретном случае анализируется структура топлива, и хозрасчетная комиссия корректирует доход предприятий.
Погрешности в планировании из- за отсутствия достоверной базы вызывали значительные отклонения от планового внутрисистемного тарифа. Это в свою очередь приводило на одних предприятиях к получению большого сверхпланового дохода, а на других — к невыполнению этого показателя, поэтому было решено 30% дохода оставлять предприятию, а остальную часть направлять в страховой фонд объединения.
При потере дохода из-за невыполнения задания вследствие команды ЦДС, изменившей график загрузки, претензии предприятия удовлетворяются из страхового фонда объединения.
Сложившаяся система хозрасчета вызвала интерес в коллективах предприятий. На некоторых предприятиях эти принципы задействованы на уровне РЭС. Однако не на всех предприятиях хозрасчетные отношения действуют на уровне цехов, РЭС, участков и бригад. Этому препятствуют главным образом боязнь руководителей предприятий расстаться с властью распределителей фондов экономического стимулирования, они не хотят передать это право низовым структурным звеньям, где может и должно реально осуществляться самоуправление.
Внедрение хозрасчета, основанного на нормативном распределении дохода, улучшило финансово-экономические показатели энергообъединения. Однако дальнейшее развитие хозрасчета сковывается нормативным распределением дохода. Более радикальным решением явился бы переход предприятий на арендные отношения, позволяющие в большей мере использовать инициативу низовых звеньев по достижению наилучших конечных результатов работы на принципах самоуправления.
Внедрение двухставочного тарифа пока Не сыграло ожидаемую положительную роль -г электростанции экономически не заинтересованы в наращивании производства энергии.
При значительном совершенствовании хозрасчетной модели принципы премирования остались прежними.
При работе объединения на второй модели хозрасчета, когда значительно возросли объем по оказанию услуг населению, выпуску товаров народного потребления, когда привлекаются дополнительно заработанные средства на ускорение научно-технического прогресса, а также на ввод объектов соцкультбыта, премирование руководящих работников объединений и предприятий до сих пор производится с ограничениями предельных размеров премирования — текущего до 0,75 должностного оклада в расчете на месяц и специальных систем премирования — 2,6 месячного оклада в год.
Предлагается отменить п. 7,2. приказа Минэнерго СССР № 660, так как по нему объединения несут двойной ущерб. При снижении уровня потребления электроэнергии объединение теряет 6 тыс. руб. за 1 млн. кВт .4 и, кроме того, возмещает ОДУ за снижение перетока 5 тыс. руб. за каждый миллион киловатт-часов. Правда, этот ущерб, согласно опять же приказу Минэнерго СССР от 23.08.88 № 390, может покрываться за счет страхового фонда Минэнерго СССР. Но к чему тратить лишнее время?
При наличии в энергосистеме строек, имеющих отраслевое назначение, должны предусматриваться специальные средства из страхового фонда Минэнерго СССР для организации эксплуатации до ввода первого агрегата.