Содержание материала

 

Предложения по тарифам на электроэнергию, вырабатываемую в часы ночного провала суточного графика нагрузки, основываются на следующих принципах: тарифы должны отражать затраты на производство электроэнергии в ночной период, т. е. быть безубыточными; тарифы должны стимулировать потребителей к заполнению ночного провала.
Возможны две разновидности тарифа на ночную электроэнергию.
Первая разновидность применяется в тех случаях, когда электроэнергия, расходуемая ночью, учитывается по всем токоприемникам потребителя, включая токоприемники, работающие в полупиковой и пиковой зонах.
Вторую разновидность можно применять для токоприемников, работающих только в ночной период, т. е. использующих только электроэнергию ночного провала графика нагрузки.
Первая разновидность ночного тарифа практически имеется в действующем прейскуранте в форме платы за 1 кВт-ч двухставочного тарифа. Эта плата, как известно, распространяется и на другие зоны графика. Учитывая необходимость усилить стимулирующую роль платы за электроэнергию в ночной период, можно пойти на установление специально пониженного тарифа в ночной зоне графика, приравняв его к средней топливной слагаемой себестоимости производства электроэнергии в ОЭС. Такой тариф будет безубыточным, если сравнивать его с затратами на производство электроэнергии в ночной период. Однако, если этот тариф вводить взамен действующей платы за 1 кВт-ч двухставочного тарифа, то это повлечет потерю реализации и соответственно прибыли в энергосистемах. Чтобы избежать этих потерь, необходимо одновременно с введением пониженного тарифа на ночной период повысить для этих потребителей плату за 1 кВт из расчета 1,8 руб/кВт в год на каждые 0,1 коп/(кВт-ч) уменьшения по сравнению с платой за 1 кВт-ч двухставочного тарифа.
Изложенный порядок оценки пониженного тарифа на электроэнергию, отпускаемую в ночной период, сделан при допущении, что для промышленных потребителей увеличение ночной нагрузки не требует усиления электрических сетей.
Специальные тарифы на ночную электроэнергию предназначаются для стимулирования загрузки крупных межрайонных электростанций, поэтому они должны быть установлены для ОЭС, а не для отдельных энергосистем, как принято в действующем прейскуранте.
Допустим, что топливные слагаемые производства электроэнергии трех объединенных энергосистем характеризуются следующими показателями, коп/(кВт-ч):
ОЭС        1                                                                  0,717
ОЭС        2                                                                  0,753
ОЭС        3                                                                  0,953
Топливные слагаемые исчислены в расчете на 1 кВт-ч, отпущенный с шин электростанции. Потери электроэнергии в сетях при доставке ее до промышленных потребителей могут быть ориентировочно оценены в 7 %. С учетом этих потерь расчетный (числитель) и рекомендуемый (знаменатель) тарифы на ночную электроэнергию на основе средних показателей могут быть оценены следующим образом, коп/(кВт-ч):
ОЭС        1                                                       0,771/0,8
ОЭС                                 2                                                                0,81/0,8
ОЭС                                 3                                                         1,024/1
Относительный уровень рекомендуемых ночных тарифов в сопоставлении с усредненными ставками за 1 кВт-ч двухставочного тарифа характеризуется следующими показателями:

Для непромышленных и коммунально-бытовых потребителей (включая население) подход к формированию ночного тарифа должен быть несколько иной. Во-первых, надо учитывать, что эти потребители присоединены, как правило, к электрическим сетям более низкого напряжения, чем промышленные. Во-вторых, их нс следует районировать даже по ОЭС, так как в прейскуранте для каждой из этих групп потребителей тарифы одинаковы практически по всем энергосистемам.
В-третьих, для массы мелких потребителей тарифные ставки не должны иметь дробных значений.
Учитывая изложенное, для непромышленных потребителей и населения целесообразно установить единую для всех ОЭС ставку ночного тарифа 1 коп/(кВт-ч).          

Для производственных нужд сельского хозяйства установлен тариф 1 коп/(кВт-ч). Целесообразность применения электроэнергии для тепловых нужд в сельском хозяйстве при этом тарифе не исключается, хотя он и не будет в числе факторов, стимулирующих именно ночное потребление электроэнергии в сельскохозяйственном производстве. В то
же время сельскохозяйственные предприятия относятся к одной из основных категорий потребителей, которые могут заполнить ночной провал путем установки у них электрокотлов с аккумулированием теплоты. При тарифе 1 коп/(кВт-ч) на электроэнергию, отпускаемую в ночное время, электрокотельные такого типа в сельском хозяйстве будут использоваться только в том случае, если их сооружением будут заниматься энергосистемы. Чтобы создание электрокотельных с аккумулированием теплоты взяли на себя сельскохозяйственные потребители, надо пересмотреть для них тарифы в целом.
При использовании тарифа на ночную электроэнергию в размере 1 коп/кВт-ч в бытовом секторе затраты населения на электроэнергию для горячего водоснабжения незначительно отличаются по сравнению с твердым топливом. Однако электроводонагрев обеспечивает населению большие удобства: отсутствие трудозатрат по обслуживанию водонагревателей и доставке топлива, повышенный комфорт в жилых помещениях и отсутствие выбросов продуктов сгорания в атмосферу непосредственной в жилой зоне. Эти преимущества определяют привлекательность для населения электроводонагрева.
Вторая разновидность ночного тарифа может быть рассчитана на базе затрат, связанных с заполнением ночного провала графика нагрузки. Такой тариф должен быть не меньше топливной слагаемой производства электроэнергии на вновь вводимых электростанциях, которые не могут снижать мощность в период ночного провала суточного графика нагрузки ОЭС.
Допустим, такой тариф равен 0,5 коп/(кВт-ч). Его применение объективно оправдано при выполнении следующих условий: должен быть организован контроль за временем включения и отключения электроустановок с тарифом 0,5 коп/(кВт-ч); общее количество электроустановок с тарифом 0,5 коп/(кВт-ч) не должно превышать по суммарной мощности избытка базисных электростанций в ночном провале.
Важным условием является также балансовая надежность электростанций, вырабатывающих дополнительную ночную энергию, так как если эта энергия покупается от блок-станций по цене, превышающей рассматриваемый тариф, то энергосистема будет нести неоправданные убытки. В этом случае введение второй разновидности ночного тарифа возможно лишь при организации расчетов с блок-станциями по дифференцированным тарифам с пониженной ночной ставкой.
При распространении второй разновидности тарифа на сельскохозяйственных потребителей должны быть учтены расходы на усиление сетей в размере примерно 0,3 коп/(кВт-ч), т. е. тариф будет равен 0,8 коп/(кВт-ч).
Для непромышленных потребителей и населения и при второй разновидности тарифа целесообразно его установить 1 коп/(кВт-ч).
Ночной тариф нельзя рассматривать как единственный фактор, стимулирующий заполнение ночного провала суточного графика нагрузки. Необходим комплекс мероприятий.