СМАЛЬ А. Ф., экономист, ПО Брестэнерго

С переходом на полный хозрасчет и самофинансирование результаты работы объединения во многом зависят от того, как сработают низовые звенья, т. е. структурные единицы и их производственные подразделения. Это тот уровень, где по существу решаются основные проблемы повышения эффективности производства и качества энергоснабжения. И именно здесь должны четко срабатывать экономические методы управления. Поэтому внедрение внутрипроизводственного хозрасчета сейчас вызывает большой интерес и в объединении, и в низовых звеньях.
Показатели и принципы организации внутрипроизводственного хозрасчета в электрических сетях должны определяться задачами, стоящими перед коллективом  в определенное время, и тесно увязываться с внутрисистемным хозрасчетом.
Как отработана система внутреннего хозрасчета в нашем объединении и в чем сущность основных его принципов?
Электрические сети входят в состав объединения на правах структурных единиц. С 1 апреля 1989 г. им переданы функции сбыта электроэнергии, открыты расчетные (текущие) счета в отделениях банков, осуществлена частичная децентрализация бухгалтерского учета. И мы считаем, что только в этих условиях можно внедрять и развивать внутренний хозрасчет.
Всем сетевым структурным единицам планируется расчетная долевая прибыль, которая является основным фондообразующим показателем. Следовательно, размер дополнительных отчислений в фонды материального поощрения (ФМП), социального развития (ФСР) и развития производства, науки и техники (ФРПНиТ) зависит от величины сверхплановой прибыли, а она в свою очередь определяется уровнем затрат и объема реализации.
Именно здесь и срабатывает противозатратный механизм, когда каждый низовой коллектив заинтересован обеспечить надежность энергоснабжения потребителей с наименьшими затратами. Есть и недостатки в этой системе. В настоящее время в сумме затрат учитываются только затраты на эксплуатацию, а хотелось бы учитывать и затраты на все виды ремонтов.
В прибыль сетевых структурных единиц включается и прочая прибыль от услуг на сторону, и штрафы, взысканные с потребителей (выявленные ее работниками), и отклонение платы за трудовые ресурсы. Все это создает заинтересованность работать лучше, эффективнее, увеличивать прибыль объединения, которая является самым надежным источником для создания дополнительных фондов экономического стимулирования.
Внутрипроизводственный хозрасчет является как бы продолжением внутрисистемного хозрасчета. С передачей функции сбыта электрическим сетям всем районам электросетей (РЭС) в настоящее время предлагаются такие показатели, как объем реализации электроэнергии, расход электроэнергии на передачу по сетям, затраты на эксплуатацию.
Следовательно, основные экономические показатели, от которых зависит прибыль объединения, стали сквозными. Объем реализации планируется исходя из структуры потребления и среднеотпускных тарифов по группам потребителей. Затраты на эксплуатацию рассчитываются по заранее разработанной методике с применением специально утвержденных норм и нормативов (на расход вспомогательных материалов и малоценного инвентаря, наладку оборудования и др.
При необходимости хозрасчетным подразделениям назначается госзаказ по объему платных услуг населению. С учетом технического состояния оборудования и сетей утверждается номенклатура ремонтов, ежемесячно рассчитывается коэффициент качества и надежности работы оборудования и сетей.
Особого внимания заслуживает система материального стимулирования низовых хозрасчетных подразделений. Ведь сегодня даже маленький коллектив хочет и должен знать, что и как в условиях хозрасчета он может заработать и что должен получить каждый из его членов за свой труд. И это в условиях перестройки вполне закономерно.
Система стимулирования низовых коллективов в нашем объединении отработана следующим образом. Каждому РЭС, службе и другим хозрасчетным подразделениям сообщается нормативный фонд заработной платы (ФЗП) и плановый ФМП.
В пределах закрепленного нормативного ФЗП хозрасчетное подразделение должно самостоятельно определять численность, устанавливать доплаты и размер премии рабочим, внедрять передовые формы организации труда.
Плановый ФМП закрепляется за подразделениями по четырем статьям: текущее премирование, единовременное премирование, материальная помощь и премирование за экономию конкретных видов материальных ресурсов. Выплаты по другим статьям сметы ФМП осуществляются за счет централизованной части фонда материального поощрения структурной единицы.
Всем хозрасчетным подразделениям утверждены нормативы образования ФМП, где фондообразующими показателями определены объем реализации и общая сумма затрат. Кроме того, утвержден норматив дополнительных отчислений в ФМП за выявление хищений электроэнергии и скрытую мощность (от поступивших сумм). Все это показатели, от которых зависит выполнение плана прибыли структурной единицы и объединения в целом.
В то же время ФМП хозрасчетных подразделений может снижаться: за перерасход затрат и невыполнение объема реализации по вине подразделения (при снижении бытового потребления); за аварии по вине персонала и несчастный случай с летальным исходом.
За 9 мес 1989 г. объединение имело хорошие показатели. Лучшие показатели — у предприятий электрических сетей (ПЭС), где наиболее четко отработан внутрипроизводственный хозрасчет.
Как же сработала система материальной заинтересованности коллективов?
За прирост коэффициента эффективности использования установленной мощности за 9 мес объединением начислен дополнительный ФМП в сумме 322 тыс. руб., в том числе 125 тыс. руб. заработали по своим показателям три ПЭС. Этих фондов оказалось достаточно, чтобы начислить дополнительный ФМП всем низовым хозрасчетным подразделениям. Отдельные из них смогли увеличить плановый ФМП вдвое, другие лишь сохранили его на уровне плана — все рассчитано по их результатам работы.
Больше заработали те коллективы, где перевыполнен объем реализации и снижены затраты, которые выявляют факты хищений и безучетного потребления электроэнергии, факты превышения договорной мощности и скрытой присоединенной мощности.
По истечение года низовые хозрасчетные подразделения (РЭС и службы) получили средства ФМП на выплату вознаграждения за годовые итоги работы. Эти средства были оставлены в централизованной части ФМП структурной единицы и распределены между хозрасчетными подразделениями с учетом достигнутого коэффициента качества и надежности работы оборудования и сетей.

*Этот коэффициент (является, по нашему мнению), важнейшим показателем, отражающим выполнение главной задачи — обеспечение надежности энергоснабжения. Рассчитывается он по методике, принятой в ПЭС, но хотелось бы иметь отраслевую методику, разработанную соответствующими подразделениями Минэнерго СССР. И тогда коэффициент качества надежности работы оборудования и сетей мог бы стать для ПЭС, наряду с прибылью, вторым фондообразующим показателем.
Проблемой, на наш взгляд, остается начисление дополнительного ФМП объединения, а следовательно, и ФМП всех низовых звеньев в течение года, когда отсутствует сверхплановая прибыль.
Так, за первое полугодие прошлого года план прибыли объединением был выполнен, перечислено в страховой фонд министерства 459 тыс. руб., но из-за отсутствия сверхплановой прибыли (по независящим факторам ее недополучено 1,3 млн. руб.), т. е. из-за отсутствия источника, дополнительный ФМП в сумме 252 тыс. руб. не начислен. И только по результатам работы за 9 мес было разрешено произвести отчисления за счет страхового фонда Минэнерго СССР. Казалось все хорошо, вопрос решен. Но решен он в октябре 1989 г., когда уже три квартала объединение проработало в условиях полного хозрасчета.
А ведь внутрипроизводственный хозрасчет требует другого. Коллектив низового звена (РЭС, службы) должен видеть результат своего труда каждый месяц или хотя бы за квартал. Он должен быть уверен, что все заработанное, сэкономленное останется в его коллективе и будет направлено на вознаграждение его труда. Только в этих условиях внутренний хозрасчет будет действенным, и любой коллектив будет стремиться работать лучше.

Вывод
Для того, чтобы в условиях полного хозрасчета низовые подразделения электрических сетей работали эффективнее, а внутрипроизводственный хозрасчет стал более действенным, необходимо:
дополнительные фонды экономического стимулирования начислять и учитывать ежеквартально. При отсутствии сверхплановой прибыли (если она недополучена по независящим факторам) ежеквартально выделять средства из страхового фонда министерства;
разработать отраслевую методику определения коэффициента качества и надежности работы оборудования и сетей.