Стартовая >> Архив >> О подготовке к переходу отрасли на рыночные отношения

О подготовке к переходу отрасли на рыночные отношения

В Минэнерго СССР 25 июня 1990 г. состоялось совещание, на котором был рассмотрен, в частности, вопрос о развитии энергетики в условиях рыночной экономики. Перед собравшимися с докладом выступил министр энергетики и электрификации СССР Ю. К. Семенов.

Перестройка в стране переживает острый и трудный период. Сложное экономическое положение усугубляется перебоями в работе отдельных отраслей, межнациональными конфликтами, социальной напряженностью, снижением эффективности общественного производства.
Шагом исторического, революционного значения должно стать введение рыночной экономики. Важно осмыслить, с чем столкнется энергетика при переходе к рынку.
В отрасли, несмотря на все возрастающую долю морально и физически изношенного оборудования, систематически снижаются вводы новых энергетических мощностей.
По существу приостановилось развитие атомной энергетики и гидроэнергетики. Вся тяжесть обеспечения народного хозяйства электроэнергией легла на тепловые электростанции, что отрицательно сказывается на экологической обстановке. Электрические станции и сети работают с чрезмерной нагрузкой.
Положение усугубляется и тем, что производственная деятельность отраслей и сфер народного хозяйства страны не имеет отчетливой энергосберегающей направленности и, скорее наоборот, сопровождается увеличением удельных расходов энергии.
В большинстве энергосистем образовался устойчивый, возрастающий дефицит электроэнергии и тепла. Проводятся принудительные ограничения потребителей.
Обострились и социальные проблемы в отрасли. Отмечается снижение трудовой, договорной и финансовой дисциплины.
В этих условиях, чтобы с минимальными потерями перевести отрасль на рыночную экономику, переход должен быть хорошо подготовлен и вестись поэтапно.
Входящие в электроэнергетический комплекс системы энергоснабжения охватывают большое число предприятий, технологически связанных между собой и оперативно управляемых из единого диспетчерского центра, что позволяет более полно использовать мощности Единой энергетической системы СССР за счет межрегионального маневра. Необходимо поэтому сохранить центральный орган, обеспечивающий управление предприятиями, но управлять следует преимущественно экономическими методами.
Ключевой проблемой, решение которой определит основные направления в совершенствовании управления отраслью, является вопрос о собственности. Следует исходить из того, что все имущество, обеспечивающее работу ЕЭС СССР, находящееся на балансе объединений, предприятий, трестов и других организаций, относится к общесоюзной собственности.
В качестве государственного органа, уполномоченного управлять общесоюзной собственностью, должно выступать Минэнерго СССР, которое делегирует часть своих функций Минэнерго Украины, Минэнерго Казахстана, территориальным энергетическим объединениям. Не исключается возможность передачи в республиканскую или коммунальную собственность отдельных видов имущества (тепловые сети, городские и сельские электросети, объекты соцкультбыта и т. д.), которое служит исключительно для решения задач местного значения и не затрагивает интересов ЕЭС СССР.
Все имущество, подведомственное Минэнерго СССР, передается в соответствии с Законами о собственности, о предприятиях в СССР в полное хозяйственное ведение основным производственным звеньям отрасли — энергетическим объединениям и трестам, которые распоряжаются этим имуществом самостоятельно в пределах прав, представляемым им названными Законами. В частности, имущество структурных подразделений энергообъединений может передаваться в аренду, однако без права его выкупа.
В соответствии с Законами СССР о собственности, о земле начата работа по уточнению площадей, занятых под объекты министерства, чтобы затем согласовать с местными органами управления размер платы за землю.
В условиях принятого Верховным Советом СССР Закона СССР «О налогообложении прибыли» благополучие объединений, предприятий, отрасли в целом, ее техническое перевооружение и дальнейшее развитие будут определяться тем, насколько обоснованно сформированы цены и тарифы на продукцию отрасли (электрическую и тепловую энергию и др.).
Важная роль в этой работе отводится энергообъединениям. Их задача заключается в том, чтобы совместно с органами Советской власти определить платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды, сопоставив их с затратами на развитие энергосистем, чтобы все это можно было учесть в поправках к прейскуранту. Очень важно, чтобы республиканские и местные Советы поняли, что, увеличивая названные платежи в местный бюджет, они тем самым предопределяют необходимость повышения тарифов для потребителей своего региона.

В этой связи Минэнерго СССР считает, что должны быть расширены права республик и местных Советов в регулировании отношений между энергоснабжающими организациями и потребителями.
В новых условиях хозяйствования большое значение будет иметь механизм формирования тарифов на межсистемные перетоки электроэнергии. Минэнерго СССР считает правильным схему взаиморасчетов за межсистемные перетоки электроэнергии строить через ОДУ или ЦДУ ЕЭС СССР. Целесообразно на этом же уровне централизовать взаиморасчеты с АЭС и с крупными ГЭС.
С 1991 г. необходимо ввести в практику взаиморасчеты за перетоки электрической энергии и мощности по фактической их себестоимости с рентабельностью 15—20 %. Необходимо также ввести систему оплаты затрат на транзит электроэнергии и мощности.
Серьезную работу предстоит провести министерству совместно с центральными экономическими органами управления по уточнению использования в электроэнергетике Закона СССР «О налогообложении прибыли».
Следует пересмотреть порядок текущего премирования персонала, установления новых окладов и ставок, соответствующих приоритету отрасли, с их ежегодной корректировкой по мере роста средней заработной платы в ведущих отраслях народного хозяйства.
В условиях налогообложения прибыли по-новому должны строиться взаимоотношения с поставщиками топлива. Прежде всего, следует наладить четкую претензионную работу по качеству и количеству поставляемого топлива.
Чтобы повысить экономическую заинтересованность электростанций в накоплении топлива, предлагается сохранить его льготное кредитование. Стимулировать сжигание низкокалорийного топлива можно введением налоговой льготы на прибыль в размере стоимости сэкономленного при этом дефицитного топлива. Для усиления заинтересованности электростанций в строительстве мазутных емкостей предлагается ввести сезонные цены на мазут: 21 руб. за тонну летом и 44 руб.— зимой.
Необходимость развития энергосистем требует вступления Минэнерго СССР в договорные отношения с региональными органами управления.
Перевод на рыночные отношения, отмена централизованного лимитирования электропотребления обусловливает и изменение взаимоотношений энергообъединений с потребителями. Основным инструментом, регулирующим эти взаимоотношения, должен стать договор на пользование энергией.
Предлагается внести изменения в инвестиционную политику министерства: предоставить право заказчику самостоятельно выбирать проектную организацию (с приоритетом отраслевых); изменить и расширить состав техникоэкономических обоснований (расчетов) с определением в них общей потребности по видам материалов и оборудования и др.
Строительство и финансирование энергетических объектов должно осуществляться раздельно или совместно:
министерством — по крупным ГЭС и ТЭС, системообразующим линиям электропередачи и подстанциям напряжением 500 кВ и выше, отдельным природоохранным и социально-культурным объектам союзного значения (30— 40 % общего объема капитальных вложений в промышленное строительство);

энергосистемами — по объектам регионального значения: ТЭЦ, котельные, распределительные электрические сети и подстанции, тепловые сети, прочие объекты. Финансирование этого строительства должно осуществляться за счет средств энергетических объединений, средств долевого участия потребителей электроэнергии, местного бюджета.
При недостатке перечисленных источников должны привлекаться дополнительные средства, полученные за счет временного повышения тарифов на электроэнергию и тепловую энергию для потребителей данного региона. Решение о повышении тарифов должно приниматься Советом народных депутатов области (края, республики). Не исключается в отдельных случаях привлечение капитала путем выпуска акций с последующей выплатой либо доли прибыли, либо установления льготных тарифов на энергию для акционеров.
Строительство объектов жилья и социальной сферы должно осуществляться за счет собственных средств предприятий, за исключением комплексных строек для государственных нужд.
Учитывая, что в тринадцатой пятилетке инвестиционная политика будет в основном базироваться на средствах, имеющихся в распоряжении предприятий и объединений, целесообразно временно свободные средства энергопредприятий хранить в отраслевом банке, который необходимо создать на условиях, согласованных с энергосистемами.
Наличие отраслевого банка позволит рационально разместить свободный капитал энергосистем на акционерных началах в энергомашиностроении для приоритетного комплектования строительства новым оборудованием, а действующих энергопредприятий — запасными частями. Аналогично средства могут вноситься в развитие других отраслей промышленности с целью организации устойчивых прямых связей по материально-техническому снабжению на основе совладельцев собственности.
Разработка и реализация научных достижений должны базироваться на централизованном управлении и финансировании научно-технической деятельности в отрасли. Всего в 1990 г. на развитие новой техники будет использовано 195 млн. руб.
Однако этих средств недостаточно, чтобы вести интенсивную разработку экологически чистого энергооборудования, систем диагностики и контроля безопасности энергообъектов, совершенствовать технологию энергоремонта и др. По расчетам потребность на эти цели составит в 1991 г. около 600 млн. руб. Источником создания таких фондов должны стать средства, образуемые в энергообъединениях и добровольно передаваемые в распоряжение министерства.
Большие средства потребуются для выполнения экологической программы. Министерство считает, что основным источником их формирования должны стать средства из фондов охраны природы, создаваемых местными Советами, от платы за природоиспользование и вредные выбросы в окружающую среду.
При переходе на рыночную экономику большие изменения претерпевает система материально-технического обеспечения.
Сохраняется централизованное материально-техническое обеспечение государственных заказов под план строительно-монтажных работ, финансируемых из государственного союзного бюджета, а также под план производства товаров народного потребления.
Будут предоставляться права предприятиям и стройкам отрасли, имеющим стабильное финансовое положение, заключать прямые договора с промышленными предприятиями на поставку материалов и оборудования, либо прибегать для этого к услугам посреднических снабженческих организаций Минэнерго СССР или органов Госснаба СССР. Важная роль отводится Энерготехкомплекту и Энергоатомстройкомплекту, имеющим необходимую базу для осуществления посреднической деятельности между поставщиками и потребителями министерства.
Не менее важным элементом развития рыночных принципов должна стать и создаваемая в отрасли ассоциация по комплектованию энергетических объектов оборудованием, использующая бартерные сделки в организации и развитии производства. За ассоциацией предполагается сохранить функции распределения готовой продукции, а также передать ей функции получения и распределения запасных частей, поставляемых заводами — поставщиками продукции машиностроения.
Важной сферой деятельности должно стать развитие функций материально-технического снабжения в объединениях. В рамках ТЭО Центра на базе предприятия Мосэнергоремонт создана складская база производственно-технической комплектации с товарооборотом в 1990 г. в б млн. руб., в 1991 г. его объем увеличится до 15 млн. руб. В ТЭО Волгаэнерго действует база Волгаэнергоснабкомплект с запасами товарно-материальных ценностей на 690 тыс. руб. Подобные базы созданы также в Башкирэнерго и Пермэнерго.
Топливоснабжение электростанций в условиях рынка предполагается пока сохранить централизованным, по лимитам, а в дальнейшем перейти на прямые договорные связи между потребителями и лоставщиками топлива.
В условиях рынка чрезвычайно важна социальная защищенность работников отрасли. Резкое увеличение собственных средств предприятий (амортизационных отчислений, фондов социально-культурного и развития производства) создало реальные предпосылки для проведения активной социальной политики.
За последние 15 лет среднемесячная заработная плата производственного персонала в электроэнергетике возросла более чем на 50 %. В 1989 г. по сравнению с 1988 г. она увеличилась на 13,5 % и составила 281,8 руб. Несмотря на это, среди отраслей топливно- энергетического комплекса энергетика пока занимает последнее место.
Минэнерго СССР ходатайствует в правительственных органах о введении вознаграждения за выслугу лет; о предоставлении льгот по оплате за электроэнергию; о повышении уровня тарифных ставок и должностных окладов.
Вместе с тем следует полнее использовать местные возможности. Постановлением Совета Министров СССР от 4.05.89 № 372 (приказ Минэнерго СССР от 20.05.89 № 182) руководителям предприятий предоставлено право устанавливать дополнительные трудовые и социально-бытовые льготы трудящимся, такие, как увеличение продолжительности отпусков, оплата проезда, выплата единовременного пособия при уходе на пенсию и др.
На социально-психологический климат в коллективах огромное влияние оказывает степень обеспеченности работников отрасли жильем. Сегодня 455 тыс. чел. стоят в очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий.
Все еще не в полной мере используется такой важный источник пополнения жилья, как строительство его хозяйственным способом. В 1988 г. хозспособом было построено 156 тыс. м2, в 1989 г.— 242 тыс. м2.
На 1990 г. планируется получить хозспособом 357 тыс. м2 жилья, или боле 14 % общей площади, вводимой министерством. Наращивается и строительство жилья подрядным способом: в 1989 г.— построено 2844 тыс. м2; на 1990 г. запланировано построить 3578 тыс. м2.
Поправить дело могут и индивидуальные застройщики. Необходимо оказывать им помощь в получении денежных ссуд и в обеспечении материальными ресурсами.
С переходом к рыночным отношениям должна возрастать компетентность кадров энергетики, особенно в экономических службах. Надо разработать программу обучения и переподготовки специалистов.
В новых условиях хозяйствования Минэнерго СССР освобождается от обязанностей непосредственной организации производства. За ним закрепляются функции органа государственного управления, основные задачи которого должны заключаться в разработке и осуществлении стратегии развития энергетики и электрификации, обеспечении научно- технического прогресса, непосредственной работы по развитию ЕЭС СССР, осуществлении экономической реформы, кадровой политики, нормативно-технического и методологического обеспечения эксплуатации и строительства, координации природоохранной деятельности.
За Минэнерго СССР должны остаться также функции государственного надзора за эксплуатацией энергосистем, госэнергонадзора; функции генерального подрядчика по проектированию, строительству новых, расширению, реконструкции и техническому перевооружению действующих электростанций и сетей, а также генерального поставщика в отношении энергообъектов, строящихся за рубежом. Минэнерго СССР должно выступать генеральным поставщиком энергии на экспорт.
Реализация поставленных задач позволит оздоровить экономику отрасли, поможет освоению трудовыми коллективами новых экономических законов, будет способствовать безболезненному переходу энергетических предприятий на рыночные отношения.

 
« О переводе на хозяйственный расчет предприятий, обслуживающих установки наружного электроосвещения   О принципах образования дохода предприятий электрических сетей »
электрические сети