Содержание материала

Морские буровые установки (МБУ). Электрооборудование новых МБУ всех типов (стационарные буровые платформы СБП, самоподъемные — СПБУ, полупогружные — ППБУ, буровое судно — БС) унифицировано. За базовый комплект принято электрооборудование самоподъемной буровой установки СПБУ 6500/100, в состав которой входят:
дизель-генераторные установки с синхронными генераторами;
силовые тиристорные преобразователи главных электроприводов;

Рис. 2

комплект электрооборудования якорного комплекса
Рис. 3
электродвигатели главных буровых механизмов (лебедки, роторы, буровых насосов);
электродвигатели цементировочных насосов.
На полупогружной установке ППБУ 6500/200 используются полностью тот же комплект электрооборудования и, кроме того, комплект электрооборудования якорного комплекса (рис. 3).
На стационарной буровой платформе СБП 6500 с двумя буровыми установками применяются полностью базовый комплект электрооборудования и дополнительно к нему вторая группа дизель-генераторной установки, второй комплект силовых тиристорных преобразователей и электродвигателей. Электрооборудование морских буровых установок в большей степени унифицировано с наземными установками.

Электроприводы установок для сверхглубокого бурения.

К установкам сверхглубокого бурения относят буровые с глубиной бурения 6500—15 000 м, грузоподъемностью 400 т и более. Созданы четыре типа таких установок: «Уралмаш-6500 ЭР», «Уралмаш-6500 ДЭР», «Уралмаш-8000 ЭП» и «Уралмаш-15000». Буровые установки «Уралмаш-6500 ЭР» и «Уралмаш-6500 ДЭР» предназначены для эксплуатационного и разведочного бурения на нефть и газ скважин глубиной до 6500 м для электрифицированных и неэлектрифицированных районов страны. Установка «Уралмаш-8000 ЭП» предназначена для разведочного бурения скважин глубиной до 8000 м. Буровая установка «Уралмаш-15000» рассчитана на бурение геологоразведочных скважин глубиной до 15 000 м с целью изучения недр земли. С увеличением глубины трудности бурения возрастают. Поэтому привод главных технологических механизмов тяжелых буровых установок обладает большой мощностью, хорошими статическими и динамическими характеристиками и высокими регулировочными качествами.
-

электропривода постоянного тока для буровых установок БУ-15000
Рис. 4

Указанные требования наиболее эффективно обеспечивает глубокорегулируемый электропривод постоянного тока. Благодаря хорошим регулировочным свойствам и динамическим характеристикам электропривода постоянного тока по системе «генератор — двигатель», разработанного для буровых установок БУ-15000 (рис. 4), получены оптимальные режимы бурения, высокие скорости проходки, повышен срок службы технологического оборудования.
В настоящее время модернизирована установка «Уралмаш-15000» на базе применения тиристорных преобразователей. Все системы электропривода главных механизмов для сверхглубоких буровых установок максимально унифицированы. Привод лебедки безредукторный с понижающей передачей, двухдвигательный обеспечивает глубокое регулирование скорости; реверс осуществляется в цепи возбуждения. Привод позволяет вести работы в режиме постоянной мощности при скорости электродвигателя выше основной, а также в режиме рекуперации или динамического торможения. Электропривод бурового насоса—однодвигательный с односкоростной передачей, с однозонным глубоким регулированием скорости. Электропривод роторного стола — однодвигательный с непосредственным соединением двигателя с валом ротора с однозонным регулированием скорости. Вспомогательные механизмы имеют нерегулируемый электропривод переменного тока с асинхронными двигателями. Для распределения электроэнергии на буровой установке имеется высоковольтное распределительное устройство 6000 В.
Буровые установки, предназначенные для неэлектрифицированных районов, имеют такой же состав оборудования и отличаются наличием дизель-электрических электростанций.
Системы электропривода всех установок сверхглубокого бурения во многом унифицированы с системой электропривода морских буровых установок. Исключение составляет электропривод буровой лебедки; при питании от сети на наземных буровых установках предусматривается торможение в инверторном режиме тиристорного преобразователя.