Содержание материала

БЛОКИ БКЗ КОНТРОЛЯ ЦЕПЕЙ ЗАЗЕМЛЕНИЯ
ПЕРЕДВИЖНЫХ МАШИН ПРИ ПИТАНИИ ИХ НАПРЯЖЕНИЕМ 1140 В
Контроль сопротивления цепей заземления корпусов передвижных машин и механизмов, питающихся напряжением 1140 В, должен осуществляться по отдельным искробезопасным цепям, электрически не связанным с цепями управления. Для осуществления этих функций предназначен блок БКЗ, применяемый в пускателях ПВ-250 и в станциях управления напряжением 1140 В. Блок срабатывает и блокирует аппарат, если сопротивление контролируемой цепи заземления превышает 50 Ом.

Принципиальная электрическая схема блока БКЗ приедена на рис. 21. Состоит она из блока питания БП и блока БКЗ.

Искробезопасный блок питания БП имеет феррорезонансный стабилизатор напряжения, состоящий из трансформатора Тр1 и конденсатора C1. Для снижения бросков напряжения при коммутации цепи питания блока БП в схеме установлены стабилитроны V5, V6. Элементы блока БП залиты эпоксидным компаундом, делающим блок неразборным. Первичное напряжение, подаваемое на блок БП, равно 36 В, вторичное, подаваемое на блок БКЗ,— 18 В,

Сопротивление заземляющей цепи в блоке БКЗ контролируется мостовой схемой, три плеча которой состоят из резисторов R1, R3, R11, R7, а четвертое представляет собой петлю из заземляющей и контрольной жил кабеля, по которому питается электроприемник. Контролируемая цепь подсоединяется к клемме 0 штепсельного разъема бока БКЗ и клемме 2 блока БП. В диагональ измерительного моста включен эмиттер-базовый переход измерительного транзистора V8, коллектор которого соединен через резистор R8 с усилителем на транзисторах V9, V10 и тиристоре V11. В цепи моста и усилителя включены диоды V4, V5 и V7, а в контролируемую цепь — диод V, установленный в коробке выводов двигателя. Поэтому в один полупериод (нерабочий) ток в цепях схемы отсутствует. Во второй полупериод (рабочий), когда указанные диоды открыты, через плечи моста проходит ток.
Если сопротивление контролируемой цепи мало, то напряжение в диагонали моста имеет полярность, отпирающую транзистор V8, а в его коллекторной цепи течет ток, открывающий усилитель на транзисторах V9, V10 и тиристоре V11. Нагрузкой тиристора V11 является обмотка реле К1, зашунтированная конденсатором С4, поэтому реле К1 в рассматриваемом режиме срабатывает. В нерабочий полупериод тиристор V11 запирается, но реле К1 удерживается во включенном положении током разряда конденсатора С4 через его обмотку. Если сопротивление контролируемой цепи больше значения уставки, то напряжение в диагонали моста меняет знак, транзистор V8 и тиристор V11 запираются, а реле К1 отключается, размыкая своим контактом цепь управления аппаратом и включая цепь сигнализации.
В случае замыкания контролируемой цепи или пробоя диода реле K1 должно отключиться и заблокировать аппарат. Для этого в БКЗ введена дополнительная цепь, состоящая из диодов V1, V3, резисторов R2, R6 и конденсаторов Cl, С2. Ток в нерабочий полупериод в рассматриваемом режиме протекает через диоды V1, V2 и резистор R6, заряжает конденсаторы С1-2 полярностью, при которой транзистор V8 заперт. В рабочий полупериод конденсаторы С1, С2 начинают перезаряжаться через диод V3 и резисторы R2, R6. Постоянные времени заряда и перезаряда конденсаторов C1, С2 выбираются такими, чтобы они, зарядившись в нерабочий полупериод, не изменяли знака заряда в рабочий полупериод. В этом случае замыкание контролируемой цепи приводит к запиранию усилителя и отключению реле K1.
Во время включения мощных двигателей в контролируемой цепи наводится ЭДС, которая может изменять полярность напряжения в диагонали моста и вызвать отключение реле в блоке БКЗ при исправной цепи заземления. Во избежание ложных срабатываний блока и сбоев в работе аппарата, в который встроен блок, введен узел на транзисторе V10. Когда транзистор V9 открыт, конденсатор С3 заряжается через диоды V6, V7 и резистор R4. Если транзистор V9 запирается во время переходного процесса в силовой цепи, вызванного пуском двигателя, то конденсатор С3 разряжается через резистор R9 и база- эмиттерный переход транзистора V10, удерживая тиристор V11 и реле во включенном положении на время пуска двигателя.