Стартовая >> Архив >> Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий

Типы электродвигателей, машин и механизмов для открытых горных работ - Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий

Оглавление
Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий
Условия эксплуатации электрооборудования
Конструктивные особенности исполнения рудничного электрооборудования
Маркировка и допустимая область применения
Классификация электродвигателей
Типы электродвигателей, машин и механизмов для открытых горных работ
Выбор мощности, требования ПТЭ и ПБ при эксплуатации, род тока и величина напряжения для питания электродвигателей
Электрическая аппаратура управления и защиты напряжением до 1000В
Аппараты ручного управления до 1000В
Кнопочные посты управления
Универсальные переключатели и командоконтроллеры
Автоматические выключатели
Аппараты дистанционного и местного управления контакторные
Магнитные пускатели поверхности
Шахтные магнитные пускатели
Аппараты на напряжение 1140 В
Бесконтактная аппаратура
Аппараты защиты
Требования ТБ при эксплуатации электроаппаратуры до 1000В
Электрооборудование добычных, транспортных и вспомогательных установок
Электрооборудование конвейерного транспорта
Электрооборудование угледобывающих комплексов
Электрооборудование проходческих комбайнов, бурильных и погрузочных машин
Требования ТБ при эксплуатации электрооборудования угледобывающих комплексов
Электрооборудование подъемных установок
Электрооборудование вентиляторных установок
Электрооборудование водоотливных установок
Электрооборудование компрессорных установок
Требования ТБ при эксплуатации электрооборудования стационарных установок
Электрооборудование электровозной откатки
Контактная сеть и устройства защиты от поражения током электрооборудования электровозной откатки
Требования ТБ при эксплуатации электрооборудования электровозов
Электрические схемы дистанционного и автоматизированного управления
Схемы управления погрузочными машинами, проходческими комбайнами
Схемы управления угледобывающими комплексами
Схемы управления экскаваторами
Схемы управления конвейерами
Схемы управления электровозами
Схемы управления маневровыми лебедками, погрузочными пунктами, вентиляторами, насосами
Схемы управления стационарными установками
Требования ТБ при управлении машинами и механизмами
Эксплуатация электрооборудования машин и механизмов
Выбор и проверка основных средств защиты электрооборудования
Планово-предупредительные ремонты электрооборудования
Защитные средства от поражения электрическим током в электроустановках до 1000В
Электроснабжение горных предприятий
Категории электроприемииков и обеспечение надежности электроснабжения
Типовые схемы электроснабжения горных предприятий
Силовые трансформаторы и их выбор
Конструктивное выполнение электрических сетей
Методы расчета электрических сетей
Токи короткого замыкания и их расчет
Элементы электрической аппаратуры напряжением 6 кВ и выше
Силовые выключатели
Релейная защита электроустановок 6 кВ и выше
Комплектные распределительные устройства ГПП
Защитные заземления на подстанциях и контроль изоляции
Автоматизация, телемеханизация и диспетчеризация
Документация на подстанциях
Системы глубокого ввода для подстанций
Требования ТБ при эксплуатации электроустановок 6 кВ и выше
Электроснабжение приемников на открытых горных работах
КРУ и приключательные пункты на открытых горных работах
ТП на открытых горных работах
Электрические сети и их расчет
Виды защит ЛЭП и электроустановок
Защитные заземления
Требования ТБ при эксплуатации и ремонте
Схемы передачи электроэнергии  в подземных горных выработках
Центральные и участковые подземные подстанции
Распределительные подземные пункты
Комплектные распределительные устройства  в подземных горных выработках
Силовые трансформаторы и передвижные участковые подземные подстанции
Шахтные кабельные сети
Защитные заземления и контроль изоляции  в подземных выработках
Требования ПТЭ, ПБ и ЕПБ при эксплуатации подземных электроустановок
Технико-экономические показатели электропотребления на горных предприятиях
Удельные нормы электропотребления
Электровооруженность труда
Реактивная мощность
Определение стоимости электрической энергии
Освещение горных предприятий
Конструкции и типы светильников
Устройство электрического освещения
Связь, сигнализация и диспетчеризация
Аппаратура сигнализации
Системы и аппаратура оперативно-диспетчерского управления
Перспективы развития электрификации и создания новых видов электрооборудования
Внедрение регулируемого электропривода и бесконтактной аппаратуры
Список литературы

§ 2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ ДЛЯ ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ РАБОТ
На открытых горных работах в связи с разнообразием технологических процессов широко применяются электродвигатели постоянного и переменного тока.
В настоящее время выпускаются двигатели постоянного тока единой серии П, которая включает 26 габаритов (габарит определяется наружным диаметром якоря и обозначается условным номером) и делится но мощности на три группы: 1) от 0,3 до 200 кВт; 2) от 200 до 1400 кВт; 3) свыше 1400 кВт.

Единая серия П включает двигатели общего и специализированного назначения. Двигатели, изготавливаемые для применения на экскаваторах, отличаются повышенной механической прочностью и нестандартным напряжением якорной цепи обмотки возбуждения. Они выпускаются с независимым возбуждением, рассчитанным на длительное включение (ПВ = 100%). В отличие от двигателей основного исполнения катушки обмоток независимого возбуждения соединяют последовательно в одну группу с двумя выводными концами. В обозначении двигателей ставится буква Э (экскаваторный).

двигателя единой серии П
Рис. 2. Общий вид двигателя единой серии П

Двигатели I группы имеют по две длины сердечника якоря в каждом габарите, а у II и III групп количество длин сердечников доходит до девяти. Условное обозначение двигателей расшифровывается следующим образом, например: первой группы — ПЭ82 — двигатель единой серии П, экскаваторный, 8 габарита, с сердечником второй длины; второй группы — ПЭ-151-5К — 15 габарита, с сердечником первой длины, пять щеток на каждом бракете, компенсированная; третьей группы — ПЭ-22-125-6К — 22 габарита, с длиной сердечника 125 см. Обозначения могут быть и следующими: МПЭ — электрическая машина (М); ДПЭ — электродвигатель (Д); ДПВ — вертикального исполнения (В). Общий вид двигателей горизонтального и вертикального исполнений показан на рис. 2. Для охлаждения на двигатели устанавливают вентиляторы типа «наездник» или подключают к централизованной вентиляционной сети экскаватора.
Станины двигателей изготавливают из стали сварными, неразъемными или разъемными. Сердечники главных и вспомогательных полюсов набирают из электротехнической стали и скрепляют заклепочными штифтами. Обмотки главных полюсов бескаркасные, двухшайбовые.
Таблица 2

Обмотки добавочных полюсов выполнены  в виде катушки из медного неизолированного провода прямоугольного сечения с изоляцией витков друг от друга. Компенсационные обмотки выполняют в виде однослойных катушек или в виде изолированных стержней, вложенных в пазы главных полюсов. Траверсы, несущие литые из чугуна, оцинкованные бракеты для щеткодержателей выполняют из листовой стали в виде кольца или литыми из серого чугуна. Сердечники якоря собирают на сварном корпусе из цельных листов электротехнической стали. Обмотки якоря выполняют секциями, намотанными медным проводом прямоугольного сечения с изоляцией из микаленты и микафолия. Секции закладывают в открытые пазы сердечников якоря. Обмотку крепят в пазовой части гетинаксовыми клиньями, а в лобовых частях — стальными проволочными бандажами. Коллектор состоит из отдельных трапециевидной формы пластин твердотянутой электролитической или кадмиевой меди, разделенных миканитовыми прокладками. Выводы выполняют медным неизолированным проводом прямоугольного сечения, присоединяют к зажимам, установленным на общей панели, и закрывают их крышкой. Обозначения выводов по ГОСТ 183—74 приведены в табл. 2.
Электродвигатели постоянного тока, применяемые в качестве главных приводов экскаваторов, должны удовлетворять специальным требованиям, определяемым характером работы механизма. Например, механизм подъема ковша работает в условиях резко переменной нагрузки, которая может быть настолько велика, что возникает опасность разрушения механической передачи. Поэтому механическая характеристика электропривода подъема и напора ковша должна обладать определенной мягкостью. Электропривод механизма поворота работает в режимах пуска, торможения и реверса. Маховые массы механизма значительно превышают маховые массы двигателя, поэтому электропривод должен обеспечить плавность протекания переходных процессов в минимум времени с ограниченным ускорением, исключающим резкие удары в передачах
характеристики двигателей главных механизмов экскаваторов
Рис. 3. Механические характеристики двигателей главных механизмов экскаваторов:
а — двигателя подъема ПЭ Ι34-4Κ (ЭШ-10/60); 6 — двигателя подъема ПЭ 153-11К (Э1Л-15/90А); в — двигателя тяги ПЭ 153-11К (ЭШ-15/90А); I — режим с полным потопом двигателя; 2 — режим с ослабленным потоком двигателя
.
Основным общим требованием, предъявляемым ко всем электроприводам главных механизмов экскаваторов, является снижение частоты вращения до нуля при предельном увеличении нагрузки. Поэтому механические характеристики главных электроприводов имеют экскаваторную форму, которая обеспечивает максимальную частоту вращения двигателя при рабочих нагрузках и ограничение момента до допустимой величины при стопорении рабочего механизма. Примеры некоторых характеристик даны на рис. 3.
Для привода вспомогательных механизмов экскаваторов и главного привода других машин и механизмов открытых горных разработок широко применяются асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым и фазным роторами. Двигатели с короткозамкнутым ротором просты по конструкции, надежны в работе, имеют сравнительно малые габариты и массу, обладают большим пусковым моментом и относительно большой перегрузочной способностью. Недостаток заключается в невозможности автоматического регулирования частоты вращения при изменениях нагрузки на рабочих органах машин. Двигатели с фазным ротором позволяют производить плавный пуск и остановку, а также регулировать частоту вращения.
Распространение получили двигатели единой серии А2 и А02, АК, МТ и МТК и их различные модификации. Но более совершенными явились разработанные в последние годы электродвигатели серии 4А с высотой оси вращения 56—355 мм и мощностью 0,12— 400 кВт.
Двигатели серии 4А по сравнению с двигателями А2 и А02 имеют в среднем на 18% меньшие массу и габариты, что достигнуто применением электротехнической стали е меньшими удельными потерями и большей магнитной проницаемостью; меньшие высоты оси вращения; большие пусковые моменты; меньший уровень воздушного шума и вибраций; их мощности увязаны с установочными размерами, принятыми странами — членами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) для новых унифицированных серий.
Кроме основного исполнения, трехфазные двигатели на частоту 50 Гц, предназначенные для общего применения в приводах, не предъявляющих специальных требований в отношении пусковых характеристик и скольжения, могут выпускаться с повышенными пусковым моментом или скольжением, многоскоростные, специализированные по конструкции или по условиям окружающей среды. По степени защиты предусмотрено два исполнения: ΙΡ44 (закрытое) и ΙΡ23. (защищенное).
Условное обозначение типа двигателя расшифровывается следующим образом, например, 4АН200МВ2: 4 — номер серии; А —  асинхронный; Н — исполнение ΙΡ23 (для ΙΡ44 обозначение не дается); если имеется вторая буква А, она обозначает алюминиевые станину и щиты (X — алюминиевая станина и чугунные щиты); 200 — высота оси вращения, мм; М (S, L) — установочные размеры по длине корпуса согласно решениям Международной электротехнической комиссии (МЭК); В (А)—Длина сердечника (указывается в том случае, когда на одном установочном размере предусмотрены две мощности); последняя цифра 2 (4, 6, 8) — число полюсов.
Шкала мощностей и частоты вращения двигателей серии 4А. приведены в табл. 3, а номинальные значения кратности пускового и максимального моментов — в табл. 4.
Таблица 3


Электро
двига
тель

Мощность (кВт) при синхронной частоте вращения, об/мин

Электро
двигатель

Мощность (кВт) при синхронной частоте вращения, об/мин

3000

1600

1 000

750.

3000

1500

1000

750

 

Исполнение ΙΡ44

 

Исполнение ΙΡ23

4AI60S

15

15

11

7,5

4AH160S

22

18,5

           

 

4А160М

18,5

18,5

15

11

4АН160М

30

22

 

           

4A180S

22

22

4АН180S

37

30

18,5

15

4ΑΙ80Μ

30

30

18,5

15

4АН180М

45

37

22

18,5

4А200М

37

37

22

18,5

4ΛΗ200Μ

55

45

30

22

4A200L

45

45

30

22

4AH200L

75

55

37

30

4А225М

55

55

37

30

4АН225М

90

75

45

37

4A250S

75

75

45

37

4AH250S

110

90

55

45

4А250М

90

90

55

45

4АН250М

132

10

75

55

4A280S

10

10

75

55

4АН280Й

160

132

90

75

4А280М

132

132

90

75

4АН280М

200

160

110

90

4A315S

160

160

10

90

4AH315S

200

132

10

4А315М

200

200

132

10

4АН315М

250

250

160

132

4A355S

2Б0

250

160

132

4AH355S

315

315

.200

160

4А355М

315

315

200

160

4АН355М

400

400

250

200

Высота оси вращения, мм

Кратность пускового момента при синхронной частоте вращения, об/мин

Высота оси вращения, мм

Кратность максимального момента при синхронной частоте вращения, об/мин

3000

1500

1000

750

3000

1500

1000

750

56—112

2,0

2,0

2,0

1,6

56—112

2,2

2,2

2,2

1,7

13.2

1.6

2,0

2,0

1,8

132

2,2

2,2

2,2

2,2

160

1.2

1,2

1,4

1,2

160—280

2,2

2,0

1,9

1,7

160—280

1,2

1,2

1,2

1,2

315, 355

1,9

1,9

1,9

1,9

315, 355

0,9

0,9

1,0

1,0

 

 

 

 

 

Номинальные значения напряжения 380 и 660 В. Для 4-, 6- и. 8-полюсных двигателей кратность пускового тока в пределах 4—6, максимум 7,5.
Общий вид двигателей некоторых типов показан на рис. 4.
Станина и щиты двигателей с высотами оси вращения 56 и 63 мм выполняются из алюминия; 71—100 мм — из алюминия или чугуна; 112—355 мм — из чугуна. Коробки выводов для двигателей с высотой вращения до 250 мм располагаются сверху, а с 280 мм — сбоку станины. Коробки выводов могут выпускаться с доской зажимов или без нее. Двигатели выполнены на подшипниках качения.
Обмотка статора двигателей с высотами оси вращения 56— 250 мм выполняется всыпной из круглого провода; при больших высотах оси вращения — из прямоугольного провода с жесткими секциями. В зависимости от мощности двигателя обмотка статора покрывается изоляцией классов Е, В или F.
Короткозамкнутая клетка ротора выполняется литой из алюминия. Двигатели исполнения ΙΡ44 имеют аксиальную систему вентиляции, исполнения ΙΡ23 — двустороннюю радиальную систему вентиляции, осуществляемую при помощи лопаток на короткозамкнутых кольцах ротора.
ид асинхронных электродвигателей серии 4Л
Рис. 4. Общий вид асинхронных электродвигателей серии 4Л: а — 4А180М4; 6 — 4Л180М4, фланцевый; в — 4АН225М4

{mospagebreak title=Типы электродвигателей, машин и механизмов для подземных
 горных работ}

Комбайновые электродвигатели.

Для привода угледобывающих комбайнов применяют трехфазные асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором серий ЭДК, ЭДКО, ЭДКОР, ЭКВ, технические данные которых приведены· в табл. 5. Обозначение типоразмеров двигателей расшифровывается следующим образом: Э — электрический, Д — двигатель, К — комбайновый, О — обдуваемый, воздушное охлаждение, В — водяное охлаждение, Р — двигатель относится к новому ряду (разработке). Цифра, стоящая после букв, обозначает высоту двигателя в дециметрах, а цифры и буквы после тире могут обозначать: основное применение по типу комбайна (Т — комбайн «Темп») или заводскую модернизацию (М — модернизированный); буква У обозначает умеренный климат, а цифра 5 — категорию размещения по ГОСТ 15543—70.
Все двигатели (кроме 1ЭДК05РУ5 и ЭДК04Р-МК67У5) становятся взрывобезопасными только в сопряжении с забойными механизмами, имея исполнение РВ—ЗВ. Номинальный режим работы двигателей — продолжительный SI. Допускается эксплуатация двигателей в кратковременном режиме S2 с длительностью периода неизменной нагрузки 60 мин (часовой режим) с увеличением нагрузки до значений, указанных в табл. 5. Двигатели изготовляют на синхронную частоту вращения 1500 об/мин.
Двигатели выполняют пяти размеров по высоте — 310, 350, 400, 450 и 500 мм в стальном, литом или сварном корпусе прямоугольной формы, с одним или двумя выходными концами вала. Сердечники статоров состоят из цельных, лакированных с обеих сторон штампованных листов электротехнической стали. В открытые прямоугольные пазы статора укладывают двухслойную, петлевую, с жесткими секциями обмотку, покрытую изоляцией класса Н (у ЭКВ4УУ5 изоляция класса F — типа «монолит»). Ротор короткозамкнутый с обмоткой, выполненной в виде двойных (пусковых и рабочих) стержней и короткозамыкающих колец с вентиляционными крыльями, получаемых методом заливки алюминия в пазы сердечника.
Двигатели серии ЭДК имеют воздушное естественное охлаждение и внутреннюю аксиальную замкнутую систему циркуляции воздуха. Двигатели серий ЭДКО и ЭДКОР имеют воздушное обдуваемое охлаждение с одновременным перемещением воздуха внутри двигателя вентиляционными крыльями ротора. Двигатели серии ЭКВ имеют водяное охлаждение, которое осуществляется за счет движения воды из системы орошения комбайна через штуцеры и теплообменники двигателя. Расход воды колеблется в пределах 0,8—1,2 м3/ч при давлении на входе, не превышающем 200 000 Па. На некоторых двигателях серии ЭКВ, например ЭКВ4УУ5, для охлаждения верхней части корпуса имеется дополнительный съемный теплообменник.
 
Электродвигатель серии ЭДКО
Рис. 5, Электродвигатель серии ЭДКО
Все двигатели, кроме ЭДКО4Р-МК67У5, должны иметь датчики температурной защиты ДТР-ЗМ, а двигатели ЭДК4 имеют встроенные в корпус, в зависимости от типа комбайна, один или два реверсивных выключателя ВРД-20.
Рассмотрим устройство электродвигателя серии ЭДКО (рис. 5), который состоит из стального корпуса 2 и съемной крышки 14. Внутри корпуса находятся сердечник статора 11 со статорной обмоткой 7, сердечник ротора 8 с роторной обмоткой 9  вал ротора 12 с сидящей на конце его шестерней 3. Двигатель имеет два вентилятора, один из которых 6 осуществляет внутренний обдув, а второй 5 засасывает воздух из окружающей среды через решетки 15 и, прогоняя его вдоль корпуса между ребрами статора и крышкой, выталкивает через решетки 10. На лобовых частях устанавливают центрирующие кольца 4. Подвод электрической энергии к выводам обмотки статора производится проводами от штепсельной муфты по кабельному каналу 1 к коробке выводов 13.

Конвейерные двигатели.

Для привода шахтных конвейеров выпускают электродвигатели серии ЭДКОФ (Э — электрический, Д — двигатель, К — конвейерный, О — обдуваемый, Ф — фланцевый). Цифры после букв: первая — условное обозначение габарита; вторая — условное обозначение длины пакета статора; третья — число полюсов.
Двигатели ЭДКОФ конструктивно выполнены в цилиндрической оребренной сварной или литой станине с фланцем с одной стороны, представляющей в совокупности с двумя подшипниковыми щитами взрывобезопасную оболочку двигателя. Форма исполнения М401.
 


Таблица 5

Сердечники и обмотки статора и ротора выполнены аналогично комбайновым электродвигателям. Коробка выводов обмотки статора располагается па специальном патрубке станины и состоит на корпуса,   набора проходных силовых зажимов и кабельных вводов. Коробка имеет один ввод для контрольного кабеля и, в зависимости от габарита, один или два ввода для силового кабеля. Второй ввод необходим для транзитного питания нескольких двигателей. Коробка вводов снабжена двумя табличками: в первой указаны схема пересоединения обмотки статора и маркировка контрольных зажимов; во второй указаны тип двигателя, его мощность и заводской номер.
Непосредственно для привода скребковых конвейеров применяются также двигатели серии ВАОТ (В — взрывонепроницаемый, А — асинхронный, О — обдуваемый, Т — транспортерный). Корпус стальной, оребренный прямоугольной формы с наружным обдувом от собственного вентилятора. Исполнение по способу монтажа —  фланцевое, с фланцем на станине для горизонтальной установки. В двигатель встраивается тепловая защита. Остальные элементы конструкции аналогичны двигателям серии ЭДКОФ.
Технические данные двигателей серий ЭДКОФ и ВАОТ приведены в табл. 6.

Таблица 6


Электро
двигатель

Номинальная мощность, кВт

Частота вращения  об/мин

При номинальной нагрузке

Момент номинальный, Н-м

ток (А) при напряжении, В

I к- П. д., %

COS ф

380

660

ЭДКОФ-ЗЗ/4

30

1465

61

35,0

88,5

0,85

200

6,5

2,3

3,2

ЭДКОФ-41/4

37

1475

73,5

42,5

89,0

0,86

250

6,5

2,5

3,0

ЭДКОФ-42/4

45

1475

88,5

51,0

89,5

0,86

300

6,5

2,7

3,2

ЭДКОФ-43/4

55

1475

108

62,5

86,6

0,86

370

6,5

2,6

3,0

ЭДКОФ-51/4

75

1475

138

80,0

91,5

0,90

495

6,5

2,6

3,0

ЭДКОФ-52/4

90

1475

163

94,0

92,5

0,91

594

6,5

2,7

3,2

ЭДКОФ53/4

110

1475

199

115

92,2

0,90

726

6,5

2,6

3,0

ВАОТ 60-4

10

1470

20

11,5

87,5

0,80.

66

6,5

2,3

2,8

ВАОТ 61-4

13

1470

26

15,0

.88,0

0,82

86

6,5

2,3

2,7

ВАОТ 70-4

17

1470

34

20,0

.88,5

0,79

113

6,5

2,8

2,7

ВАОТ 71-4

22

1470

45

26,0

91,0

0,82

146

6,7

2,8

2,8

ВАОТ 80-4

30

1460

61

35,0

86,5

0,84

200

6,5

2,7

2,9

ВАОТ 81-4

40

1460

81

46,0

88,0

0,86

267

6,7

3,0

2,9

ВАОТ 82-4

55

1450

112

64,0

89,0

0,88

370

6,5

2,7

2,9

Электродвигатели единой серии ВАО.

Для привода различных машин и механизмов была спроектирована и внедрена в горной промышленности единая серия взрывобезопасных асинхронных электродвигателей ВАО, шкала мощностей и установочные размеры которых соответствовали требованиям МЭК.

Электродвигатель серии ВАО
Рис. 6. Электродвигатель серии ВАО:
1 — корпус; 2 — сердечник, ротора; 3 — кабельный ввод; 4 — подшипниковый щит; б — вентилятор внешнего обдува; 6 — кожух

Кроме основного исполнения ВАО, были разработаны модификации; ВАОМ — для вентиляторов местного проветривания; ВАМП — для погрузочных машин; ВАОЛ — для маневровых лебедок; ВАОТ — для скребковых конвейеров; ВАОС — с повышенным скольжением, ВАОК — с фазным ротором.
Двигатели рассчитаны на продолжительный режим работы от сети переменного тока частотой 50 Гц при напряжении 380—660 или 6000 В. Номинальная мощность двигателей от 0,27 до 1000 кВт. Общий вид двигателя серии ВАО показан на рис. 6, технические данные четырехполюсных двигателей этой серии 4—9 габаритов приведены в табл. 7.
Двигатели имеют сварную станину с ребрами, между которыми расположены охлаждающие трубки. По трубкам циркулирует воздух, прогоняемый внутренним вентилятором. Для наружного охлаждения на валу установлен второй вентилятор. К станине приваривают патрубок с фланцем для крепления коробки выводов обмотки статора, крепят два заземляющих болта, заводской щиток и знак взрывозащиты. Во внутреннюю часть станины впрессован шихтованный из электротехнической стали пакет статора с обмоткой из мягких или жестких секций, покрытых изоляцией класса В (маломощные двигатели) или классов F и Н.

Таблица 7

Сердечник ротора шихтованный, из листов электротехнической стали. Обмотка ротора выполнена из алюминия в виде короткозамкнутой клетки. Вместе с короткозамыкающими кольцами отливаются вентиляционные лопатки и заливаются специальные стальные или чугунные кольца, в которые при балансировке ввинчиваются болты, крепящие балансировочные грузы.
Подшипниковые щиты, отлитые из чугуна, для повышения прочности и улучшения охлаждения выполнены с радиальными ребрами на наружной поверхности и кольцевыми ребрами на внутренней поверхности.
Коробки выводов могут иметь один или два силовых ввода, три или шесть проходных силовых шпилек и три шпильки для цепей управления и тепловой защиты электродвигателей от перегрузок. Расположение коробок выводов может быть верхнее или боковое. В коробки допустим ввод бронированного кабеля с сухой разделкой или гибкого резинового кабеля.
Двигатель серии ВАОК (рис. 7) имеет стальной корпус 5, закрытый кожухами 4 та 11. Контактная система 3 с кольцами вынесена в отдельную взрывонепроницаемую оболочку /, отделенную от внутренней части корпуса. Сердечники статора 7 и ротора 9 набраны из листов электротехнической стали с пазами, в которые уложена обмотка с лобовыми частями 6 и 10, выступающими за пределы сердечников. Со стороны привода на двигателе расположены вентилятор внешнего обдува 12 и направляющий вентиляционный кожух. Перемешивание воздуха внутри камеры контактных колец производится вентилятором 2. Контактные кольца медные, а щетки — меднографитные.
Электродвигатель ВАОК
Рис. 7. Электродвигатель ВАОК
 
В нижней части корпуса укреплены два заземляющих болта 8 с набором шайб и гаек. Двигатель имеет две коробки выводов: одну 13 для присоединения кабелей к контактным кольцам, другую 14 — для присоединения к обмотке статора.
Общие потери двигателей ВАОК на 15—20% превышают потери двигателей основной серии ВАО, а поэтому при одинаковых типоразмерах их мощность на одну ступень ниже, чем у двигателей ВАО.
Двигатели единой серии ВАО выпускают во всех основных формах исполнения.
В настоящее время для замены двигателей серии ВАО разработана новая серия ВР асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором, предназначенная для продолжительного режима работы во взрывоопасных средах.
Диапазон мощностей и установочные размеры двигателей соответствуют рекомендациям МЭК и СЭВ. Это обеспечивает взаимозаменяемость двигателей различных фирм, облегчает использование в одних и тех же механизмах двигателей как Общего назначения, так и взрывозащищенного исполнения.
На базе серии ВР создаются модификации специального назначения: ВРТ — для привода скребковых конвейеров (30 кВт); ВРП — для привода породопогрузочных машин (15—55 кВт); ВРМ — для привода вентиляторов местного проветривания (2,2— 110 кВт); ВРЛ — для привода маневровых лебедок (3—13 кВт); ВРК — с контактными кольцами (с фазным ротором) с пределами мощности 37—90 кВт.
Взрывозащита двигателей достигается в результате: высокой механической прочности корпуса и подшипниковых щитов; специального крепления узлов и деталей с соблюдением параметров взрывозащиты; уплотнения питающих кабелей резиновыми кольцами; предупреждения самоотвинчивания всех болтов и гаек, крепящих детали со взрывозащитными поверхностями; применения специальных зажимов для заземления внутри и снаружи вводного устройства и корпуса; локализации пламени внутреннего взрыва за счет, специального соединения частей оболочки. Технические данные четырехполюсных двигателей серии ВР приведены в табл. 7.
Кроме перечисленных, в подземных выработках шахт применяются также двигатели серии МА36 с короткозамкнутым и фазным ротором мощностью от 22 до 400 кВт, рассчитанные на напряжение 380—660 В. Двигатели выпускают пяти габаритов на частоту вращения 750—3000 об/мин.



 
« Электрооборудование и автоматизация сельскохозяйственных агрегатов   Электропотребление по отраслям промышленности и экономики России »
электрические сети