Стартовая >> Архив >> Подстанции >> Кварценаполненные взрывобезопасные шахтные трансформаторы и подстанции

Конструирование, изготовление и испытание - Кварценаполненные взрывобезопасные шахтные трансформаторы и подстанции

Оглавление
Кварценаполненные взрывобезопасные шахтные трансформаторы и подстанции
Режимы работы и требования
Основные направления развития
Сухие трансформаторы с кварцевым заполнением
Кварцевый песок как наполнитель
Разгрузочная способность кварцевого песка, толщина взрывозащитного слоя
Расстояния утечки в кварцевом заполнении, особенности конструктивного исполнения кожуха
Технология приготовления кварцевого песка
Конструирование, изготовление и испытание
Кожух трансформатора
Ходовая часть трансформатора, вводы
Изоляторы и контактные зажимы
Электрическая схема подстанции
Распределительное устройство низкого напряжения
Распределительное устройство высокого напряжения
Выбор параметров взрывозащиты, изоляционных промежутков
Кварценаполиенный трансформатор
Напряжение короткого замыкания трансформаторов
Энергетические характеристики питаемых электродвигателей
Нагрузочная способность шахтных трансформаторов
Обоснование применения трансформаторов с малыми значениями Uк
Эксплуатация
Установка и монтаж
Включение в работу и эксплуатация
Экономическая эффективность
Направления развития и совершенствования конструкций

ГЛАВА ПЯТАЯ КОНСТРУИРОВАНИЕ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ КВАРЦЕНАПОЛНЕННЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ И ПОДСТАНЦИИ

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Конструкция шахтного трансформатора определяется в основном условиями взрывозащиты и охлаждения активной части. Для обеспечения взрывобезопасности активная часть трансформатора должна быть помещена во взрывобезопасную оболочку. Это ухудшает условия ее охлаждения. Чтобы избежать чрезмерного расхода активных материалов и роста габаритов трансформатора в этом случае необходимо применять или дорогостоящую теплостойкую изоляцию (типа кремнийорганической) или обеспечить более эффективное охлаждение трансформатора. Последнее можно осуществить, например, путем увеличения охлаждающей поверхности оболочки и эффективного отвода к ней тепла от обмоток и магнитопровода. Такой системой охлаждения является система теплоотводящих пластин с хорошей теплопроводностью, помещенных между катушками с одной стороны и в пазах гофр волнистой боковой поверхности оболочки с другой. Такая система охлаждения требует вертикального расположения гофр и соответственно горизонтального расположения стержней магнитопровода. Взрывобезопасная оболочка должна быть механически прочной, способной выдержать избыточное давление до 10 ат в течение 1 мин. Вполне естественно, что волнистая боковая поверхность не может выдержать указанных испытаний при конструктивно приемлемой толщине стенок оболочки. Чтобы снизить величину испытательного давления, активную часть, помещенную в оболочку, засыпают кварцевым песком, который гасит давление, образующееся при взрыве или коротком замыкании.
Так как песок исключает конвективный теплообмен внутри оболочки, то охлаждение магнитопровода осуществляется также посредством теплоотводящих пластин, зашихтованных в ярма магнитопровода и контактирующих с торцевой стенкой оболочки.
В связи с изложенным возникают следующие требования к такой конструкции.

  1. Отвод тепла от выемной части через слой песка должен осуществляться при помощи теплопроводящих экранов с высокой теплопроводностью.
  2. Для обеспечения охлаждения обеих обмоток последние должны быть выполнены из дисковых чередующихся катушек.
  3. Оси обмоток трансформатора, а следовательно, и стержни магнитопровода должны быть расположены горизонтально.
  4. Охлаждение магнитопровода должно осуществляться также при помощи теплоотводящих экранов, зашихтованных одной стороной в ярма магнитопровода, а Свободной поверхностью прилегающих к стенкам кожуха.

ВЫЕМНАЯ ЧАСТЬ

Магнитопровод. Магнитопровод стержневого типа показан на рис. 5-1. Активная часть магнитопровода выполняется из холоднокатаной электротехнической стали марки Э330А ГОСТ 802-58 толщиной 0,35 мм. Минимальные потери в холоднокатаной стали имеют место при совпадении направлений магнитного потока с направлением прокатки. Это учитывается при раскрое стали.
Магнитопровод
Рис. 5-1. Магнитопровод.

Шихтовка сердечника осуществляется по схеме, приведенной на рис. 5-2. Как видно из этой схемы, крайние стержни имеют косые стыки сочленения с ярмами. Выполнение магнитопроводов с косыми стыками обусловлено, так же как и раскрой пластин, анизотропией стали. При косых стыках (скос выполнен под углом в 45°) средняя линия магнитной индукции имеет минимальное            отклонение от направления прокатки листов. Перекрытие пластин на косом стыке при шихтовке составляет 20 мм.
Па среднем стержне скос пластин не применяется с целью упрощения технологии изготовления магнитопроводов, а также потому, что эффект косого стыка на среднем стержне меньше, чем на крайних [Л. 20, 14].
Схема шихтовки
Рис. 5-2. Схема шихтовки.
1 — первое положение; 2 — второе положение.

Для притупления острых углов пластин с косыми срезами длина их сокращена на 5 мм с каждой стороны, что видно на рис. 5-2. Сечение ярм имеет прямоугольную форму, стержней — многоступенчатую с числом ступеней от 4 до 7.
Особенностью магнитопроводов кварценаполненных трансформаторов является также то, что они имеют диаметры стержней примерно в 1,5 раза меньше, чем у сухих трансформаторов такой же мощности. Уменьшение диаметра стержня, а следовательно, и массы стали, расположенной внутри обмоток и выделяющей тепло, позволяет снизить те потери, путь которых к стенкам бака имеет большее тепловое сопротивление, чем для потерь, выделяемых в обмотках.
Для улучшения теплоотдачи магнитопроводов кварценаполненных трансформаторов в ярма зашихтованы медные листы толщиной 1 мм, контактирующие с кожухом.
Необходимо отметить особо важную роль отжига пластин магнитопроводов кварценаполненных трансформаторов. Сравнительно малые размеры (ширина) пластин магнитопроводов приводят к тому, что наклеп на пластинах, получаемый при механической обработке, выше чем у других трансформаторов. Если принято считать, что отжиг снижает потери в среднем на 10—12%, то для магнитопроводов кварценаполиенных трансформаторов снижение потерь достигает 20—22%.
Технология резки, штамповки пластин, испытания магнитопроводов аналогичны таковым при производстве масляных трансформаторов [Л. 4 и 15].

Обмотки.

Как уже отмечалось, обмотки кварценаполненного трансформатора чередующегося исполнения. Выполняются они в виде отдельных двойных дисковых катушек (рис. 5-3). По внешнему виду катушки ВН и НН мало различаются, так как сечения проводов близки; это достигается за счет того, что секции обмотки ВН соединяются последовательно, а обмотки НН — параллельно.
Двойные дисковые катушки низковольтной обмоток
Рис. 5-3. Двойные дисковые катушки низковольтной обмоток НН и ВН.

Несущей основой двойной дисковой катушки является изоляционная шайба с внутренним диаметром, меньшим диаметра внутреннего витка на 2 мм и с вырезом под внутренний переход. Толщина шайбы 1—1,5 мм.
Применение чередующихся обмоток позволяет одновременно с вопросами теплоотвода решить вопрос механической прочности обмоток шахтного трансформатора, режим работы которого отличается неравномерной, толчкообразной нагрузкой (частые пуски, заклинивание электродвигателей и т. п.).
Рассмотренный в гл. 6 выбор напряжения короткого замыкания для шахтных трансформаторов на основании условий их работы определяет пределы оптимального значения величины Uк=2,5ч-3,5%. Наибольшую опасность при коротком замыкании для обмоток трансформатора представляют механические силы, возникающие между обмотками и их частями. Эти силы могут привести к разрушению обмоток. Силы эти пропорциональны квадрату мгновенного максимального значения тока короткого замыкания [Л. 30]

где с — коэффициент пропорциональности; kM — коэффициент, учитывающий апериодическую составляющую тока короткого замыкания; токн — номинальный ток соответствующей обмотки.

Рис. 5-4. Схема размещения катушек обмотки ВН на стержнях магнитопровода.
1 — регулировочные отпайки; 2 —переходы; 3 — катушки.
У трансформаторов с концентрическими обмотками при напряжении короткого замыкания Uк—3% осевые силы, действующие на обмотки, в 3—4 раза больше, чем при Uк= 5,5% и в 6—7 раз больше, чем у трансформаторов с чередующимися дисковыми обмотками.
Применение чередующихся обмоток, набранных из дисковых катушек в трансформаторах для подстанций типа ТКШВПС, позволили уменьшить напряжение короткого замыкания до 2,5—3,5%. Осевые механические силы, возникающие в чередующихся обмотках при коротких замыканиях, действуют на магнитно-уравновешенные группы и направлены встречно для различных  групп. Все эти силы вдоль оси обмотки взаимно компенсируются, кроме усилий двух крайних катушек, действующих на верхнее и нижнее ярма. Радиальные силы, сжимающие или растягивающие обмотку в радиальном направлении, при соблюдении одинаковых размеров обмоток ВН и НН очень малы.
Динамические испытания трансформаторов для подстанций типов ТКШВП-180/6 и ТКШВП-320/6 мощностью 180 и 320 кВА показали, что чередующиеся обмотки надежно выдерживают механические усилия, возникающие при действии на них тока короткого  замыкания, согласно требованиям ГОСТ 3484-55 равного 25-кратному номинальному току.


Рис. 5-5. Схема размещения катушек обмотки НН на стержнях магнитопровода.

Так как в зависимости от установившегося тока короткого замыкания, определяемого величиной Uк трансформатора, выбирается толщина взрывозащитного слоя кварцевого песка Нэ.в (см. гл. 3), то при малых значениях напряжения короткого замыкания трансформатора взрывозащитный слой, а следовательно, и габариты трансформатора несколько увеличиваются. Но применение стеклопластиков в качестве главной изоляции трансформаторов вместо электрокартона ЭВ, применявшегося в подстанциях типа ТКШВП, дает возможность уменьшить не только Uк, но и габариты трансформаторов.
Схемы размещения катушек ВН и НН на стержне показаны на рис. 5-4 и 5-5. Крайними, лежащими у ярма, являются катушки НН. Секции НН соединяются в основном параллельно; последнее осуществляется на специальных сборных шинах путем припайки к ним концов катушек. Шины расположены в верхней части трансформатора в специальных дистанцирующих колодках.
Расположение изоляторов НН
Рис. 5-6. Расположение изоляторов НН в РУНИ подстанции или выводной коробке НН трансформатора.
Сплошной линией показаны перемычки, соединяющие обмотку НН в треугольник (380 в), пунктирной линией — перемычки, соединяющие обмотку НН в звезду (660 в).
Расположение шин диктуется соображениями расположения проходных изоляторов (зажимов) НН, с тем чтобы в коробке выводов трансформатора или РУНН можно было легко выполнить с помощью перемычек переключения схемы соединения обмоток со звезды на треугольник (рис. 5-6).
Катушки ВН соединяются последовательно, а фазы в звезду. Каждая фаза ВН имеет четыре ответвления в средней части обмотки, выведенные на специальные изоляторы чашеобразного вида (рис. 5-28). Соединяя соответствующим образом ответвления, добавляем (или отнимаем) к номинальному числу витков обмотки ВН еще 4% витков, т. е. изменяем коэффициент трансформации в пределах ±4% номинала. Переключение осуществляется вручную перестановкой перемычки.
Отвод потерь, выделяемых катушками, осуществляется главным образом через пластины, размещенные между дисковыми катушками ВН—НН и ВН—ВН (рис. 5-7). Между пластинами и катушкой находится изоляционный материал, рассчитанный и испытанный соответствующим напряжением. Чем плотнее прижата катушка и пластина к промежуточному изоляционному материалу, тем меньше тепловое сопротивление между катушкой и пластиной. Из этих соображений желательно при раскладке витков катушки ВН выполнить ее таким образом, чтобы в одной дисковой катушке находилось число витков, равное ступени регулировки, в нашем случае 4% общего числа витков. В противном случае в регулировочных секциях требуется выполнить отпайки от внутренних витков катушки, что создает дополнительные трудности.
Зачастую выполнить все катушки ВН с таким числом витков ВН невозможно. В этом случае только регулировочные катушки содержат 4% витков общего числа витков ВН.

Размещение теплоотводящих пластин
Рис. 5-7. Размещение теплоотводящих пластин, изоляции н обмоток на магнитопроводе и в кожухе трансформатора.
1 — кожух; 2 — сборные шины обмотки НН; 3 — обмотки; 4 — разрезанные теплоотводящие пластины; 5 — магнитопровод; 6 — межфазная изоляция; 7 — перемычки между охлаждающими пластинами; 8 — изолирующие шайбы ВН; 9 — изолирующие цилиндры НН; 10 — изолирующие шайбы НН; 11 — катушка НН; 12— катушка ВН; 13 — гофры кожуха: 14 — цельная теплоотводящая пластина.

Так как между двумя пластинами, находящимися на расстоянии 50 или 54 мм, расположены две двойные  дисковые катушки, то большая сторона обмоточных ироводов практически однозначно определена. Таким образом, в расчетах при варьировании сечением провода приходится изменять только его толщину. Катушки выполняются из прямоугольного провода марки ПСД ГОСТ 7019-64 (изоляция из стеклопряжи).
При намотке дисковых катушек оставляются концы соответствующей длины, которые изолируются на выемной части и используются для отводов и переходов (рис. 5-3). Намотанные катушки помещают в вакуум- сушильную печь и сушат при температуре +120° С 2,5—3 ч. После сушки катушки охлаждаются до температуры + 60±5°С, подпрессовываются до номинального размера и погружаются на 15 мин в лак ГФ-95 ГОСТ 8018-56, причем уровень лака должен быть выше верхнего края пропитываемой катушки на 100—150 мм. Вязкость лака 18—20 сек при 20° С по ВЗ равна 4. Пропитанные катушки сушатся 2—3 ч на воздухе, а затем в печи при температуре +130° С в течение 5 ч, после чего охлаждаются до +60° С, и процесс повторяется еще раз. В процессе пропитки и сушки катушки располагаются в стеллажах в вертикальной плоскости для стока лишнего лака.
Готовая двойная дисковая катушка проверяется на правильность числа витков и соответствие размеров.

Теплоотводящие пластины.

Теплоотводящие пластины, расположенные между катушками, имеют вид и схему набора согласно рис. 5-7.
Цельная пластина (разрез в одном месте) располагается на нижнем стержне, верхние — имеют разрезы в двух местах. Разрезы выполнены для того, чтобы в случае касания пластинами стенок кожуха трансформатора не образовывались короткозамкнутые витки одного стержня. Цельная нижняя пластина придает некоторую жесткость схеме пластин, необходимую при опускании выемной части в кожух трансформатора.
Материал пластины — алюминий толщиной Р- мм.
Во избежание скопления емкостного заряда все пластины соединены между собой перемычками и заземлены.

Отводы и переходы.

Отводы шахтных кварценаполненных трансформаторов лежат в непосредственной близости от теплоотводящих пластин и поэтому их необходимо изолировать на полное испытательное напряжение с 1,5-кратным запасом согласно «Правилам изготовления взрывозащищенного и рудничного электрооборудования (ПИВРЭ)».

Отводы изолируются лакотканью толщиной 0,15— 0,25 мм, разрезанной на полосы шириной 20 мм вполуперекрышку. Отводы и переходы ВН изолируются десятью слоями, отводы и переходы НН—тремя слоями с последующей бандажировкой.
Расположение отводов
Рис. 5-8. Расположение отводов.
1— катушки; 2 — изоляционные шайбы; 3 — теплоотводящие пластины; 4 — отводы; 5 — твердая изоляция; 6 — кожух.

Кроме того, согласно ПИВРЭ, между отводами и стенками кожуха устанавливается твердая изоляция из обработанного гидрофобной жидкостью асбоцемента для предотвращения прожога стенки кожуха в случае короткого замыкания на отводах (рис. 5-8).
Изолировка отводов и переходов очень трудоемка, причем механизировать ее не представляется возможным, так как отводы и переходы расположены близко к выемной части.

Изоляция выемной части.

Кварценаполненный песок практически позволяет применить любой класс изоляции по нагревостойкости.
В первоначальном варианте кварценаполненные трансформаторы были запроектированы на изоляции класса А. В качестве главной изоляции применялись бакелитовые цилиндры, трубки ГОСТ 8726-58, а также электрокартон марки ЭВ ГОСТ 2824-60.
В связи с тем что большое количество кварценаполненных трансформаторов, выполненных на электрокартоне, находится в эксплуатации и возникает необходимость их ремонта, остановимся на описании конструкции и технологии изготовления выемных частей с такой изоляцией.
На рис. 5-9 показан процесс сборки трансформатора с изоляцией из электрокартона.
Изоляция пластин магнитопроводов осуществляется лаком № 302ТУМХП 1355-46 дважды. Шпильки, стягивающие магнитопровод, изолированы бакелитовыми трубками. Консоли, прессующие магнитопровод, изолируются от пластин магнитопровода листами электрокартона толщиной 2 мм. В качестве межфазной перегородки применен лист гетинакса. Магнитопровод стоит в кожухе на деревянных брусках.
Сборка выемной части с изоляцией
Рис. 5-9. Сборка выемной части с изоляцией электрокартоном.
Изоляция обмоток ВН и НН от магнитопровода осуществляется бакелитовым цилиндром, который помещается на стержне. Зазор между диаметром стержня и внутренним диаметром цилиндра 5 мм (на обе стороны). Цилиндры, кроме главной функции как изоляции, являются также направляющими для обмоток, изоляционных шайб и теплоотводящих пластин во время сборки выемной части.
Изоляция между катушками и алюминиевыми пластинами осуществляется шайбами из электрокартона толщиной 0,5 мм. Для изоляции катушек ВН набирается 7 мм, т. е. 14 шайб, для изоляции катушек НН — 2 мм, т. е. 4 шайбы. Шайбы изготавливаются трех видов: простые круглые, круглые отбортованные с бортом по внутреннему диаметру (рис. 5-10,а) и отбортованные прямоугольные (рис. 5-10,6).
Шайба
Рис. 5-10. Шайба, отбортованная по внутреннему диаметру (о), и прямоугольная отбортованная шайба (б).
Для катушек ВН кварценаполненных трансформаторов применялись: одна отбортованная круглая с бортиком, входящая под внутренний виток катушки, девять простых круглых и четыре отбортованных прямоугольных (рис. 5.11).
Для катушек НН применялись: одна отбортованная круглая, одна простая круглая и две отбортованные прямоугольные (рис. 5-12). При сборке и опрессовке обмоток отбортованные шайбы из прессшпана часто сминались. Нарушение после сборки выемной части нельзя было обнаружить осмотром и оно выявлялось при испытаниях, после пайки и изолировки отводов и переходов.
Отводы изолировались бакелитовыми трубками с подызолировкой в местах стыка трубок эскапоном (ГОСТ 10156-66) или полностью эскапоном на всю длину отвода.
Технологическая обработка деталей из электрокартона (покрытие и пропитка их изоляционными лаками) производилась следующим образом: а) предварительная сушка деталей в сушильном шкафу при температуре 95+5° С и вакууме до 400—500 мм рт. ст.; длительность сушки определялась содержанием влаги в изоляции и заканчивалась через 1 ч после трех замеров, которые устанавливали, что влага через конденсатор не выделялась;
б)    охлаждение до температуры 60—70° С и погружение в масляноглифталевый лак ГФ-95; нахождение в лаке до полного прекращения выделения пузырьков воздуха, но не менее 0,5 ч; в) пропитанные детали
Изоляция катушек обмоток ВН
Рис. 5-11. Изоляция катушек обмоток ВН шайбами из электрокартона.
1 — теплоотводящая пластина; 2 — прямоугольные отбортованные шайбы; 3 — простые круглые шайбы; 4 — отбортованная шайба по внутреннему диаметру; 5 — провод.
набирались в специальные стеллажи, зажимались по кромкам планками во избежание коробления во время сушки и помещались в сушильный шкаф; режим сушки: прогрев до температуры 85-95° С в течение ч, ступенчатый подъем вакуума до 72 см рт. ст. в

Изоляция катушек обмотки НН шайбами
Рис. 5-12. Изоляция катушек обмотки НН шайбами из электрокартона.
1 — теплоотводящие пластины; 2 — прямоугольные отбортованные шайбы; 3 — простые круглые шайбы; 4 — отбортованная шайба по внутреннему диаметру; 5 — провод.
течение 1 ч, и выдержка в течение 1 ч, после чего запекание в проточном воздухе.
В лак ГФ-95 для ускорения процесса сушки добавляется меламиноформальдегидная смола.
Изготовленные детали набирались в пакеты и опрессовывались удельным давлением 50 кГ/см2.
При подборе новой, более совершенной изоляции для кварценаполненных трансформаторов основными требованиями, предъявляемыми к ней, были: а) электрическая прочность; б) механическая прочность; в) теплопроводность: г) влагостойкость; д) дугостойкость; е) нагревостойкость; ж) технологичность изготовления; з) приемлемая стоимость.
Материалом, на котором остановился выбор, стал прессматериал АГ-4 ГОСТ 10087-62.

Шайбы ВН, отпрессованные из АГ-4, имеют толщину 4—4,5 мм и выполнены таким образом, чтобы путь утечки (ВН — земля) комплекта был более 47 мм. По наружному диаметру это достигается двумя бортиками с размерами согласно рис. 5-15; по внутреннему— сочленением замком двух шайб, между которыми устанавливается катушка ВН. Шайбы НН имеют более простую конфигурацию (рис. 5-16), но по внутреннему диаметру катушек устанавливается цилиндрическая деталь из того же материала.
Применение в качестве главной изоляции материала АГ-4 дало возможность решить несколько вопросов, в том числе: а) получить более высокие — нагревостойкость, электрическую прочность и теплопроводность по сравнению с электрокартоном, что позволило поднять плотности тока в обмотках  на 35% и снизить габариты трансформатора на одну ступень шкалы мощностей; б) получить более высокую механическую прочность деталей, что практически исключает влияние квалификации сборщика на качество изоляции при сборке выемных частей; в) прессование изоляционных деталей в пресс-формах сократило трудоемкость изготовления выемной части.

Изоляционная шайба
Рис. 5-15. Изоляционная шайба из стеклопластика АГ-4В для изоляции катушек обмотки ВН.

Изоляционные шайбы и изоляционный цилиндр
Рис. 5-16. Изоляционные шайбы и изоляционный цилиндр из стеклопластика АГ-4В для изоляции катушек обмотки НН.
Прессование изделий из прес-сматериала АГ-4 производится при температуре 160±5°С с удельным
давлением 350±50 кГ/см2, с выдержкой времени под давлением 1,5 мин на 1 мм толщины деталей. Например, для шайбы ВН трансформатора мощностью 320 кВА требуется усилие в 450 т и выдержка времени под давлением 9 мин. Для равномерного прогрева всей массы прессматериал перед загрузкой в пресс-форму нагревается в высокочастотной установке до температуры +60° С.
Поверхность прессованных деталей должна быть гладкой, без вспухания, трещин и недопрессовок, цвет их должен быть одинаковый по всей поверхности (светло-коричневый).
Отпрессованные из АГ-4 детали подвергаются термообработке в сушильных печах при температуре 120°С в течение 4 ч, что снимает внутренние напряжения. После термообработки шайбы покрывают лаком ГФ-95 предварительно протерев их ветошью, смоченной уайт-спиритом (ГОСТ 3134-62). Готовые шайбы проходят испытания на электрическую прочность. Комплект шайб ВН в сборе испытывается в воздухе приложенным напряжением 20 кВ в течение 1 мин. На время испытания между шайбами помещают приспособление, имитирующее катушку. Шайбы НН испытываются приложенным напряжением 6 кВ в течение 1 мин.
Из каждой партии отпрессованных деталей, проверенных по описанному выше методу, три комплекта в сборе выборочно проверяются в изоляционной жидкости напряжением 39 кВ для шайб ВН в течение 1 мин.
Это служит проверкой качества поставляемой массы. В случае несоответствия данному требованию хотя бы одного комплекта вся партия должна быть проверена в изоляционной жидкости.
Отводы выемных частей трансформаторов, выполненных с изоляцией из стеклопластиков, изолируются лентой лфк-т.

Сборка и испытание выемной части.

Сборка выемной части (рис. 5-17) производится последовательной насадкой на стержни магнитопровода изоляционных шайб, катушек и теплоотводящих пластин в соответствующем порядке. В первую очередь собирается фаза с цельной алюминиевой теплоотводящей пластиной (нижняя). В полностью собранном столбе фазы производится пайка переходов и их изолировка, пайка  отводов и изолировка мест пайки.

ыемная часть трансформатора
Рис. 5-17. Выемная часть трансформатора с изоляцией из стеклопластиков, а-в процессе сборки; б — в готовом виде.
К теплоотводящим пластинам прикрепляются болтами перемычки. Затем таким же образом собирается средняя фаза. Крайняя (верхняя) фаза с разрезными теплоотводящими пластинами собирается в последнюю очередь.
После опрессовки обмоток и пайки схемы обмоток каждая обмотка ВН отдельно испытывается приложенным напряжением 18 кВ в течение 1 мин. После контроля электрической прочности изоляции обмоток ВН производят шайку всей схемы (нулевая точка обмоток ВН и отводы НН к сборным шинам).
Сборка и пайка соединений выемной части производится в вертикальном положении стержней магнитопровода; затем выемная часть перекантовывается в рабочее положение — горизонтальное положение стержней в одной вертикальной плоскости. Для кварценаполненных трансформаторов с чередующимися обмотками пайка переходов и отводов, осуществляемая меднофосфористым припоем МФ-3, составляет довольно трудоемкий процесс, так как число лаек 100— 150 (в зависимости от схемы обмоток).
Полностью собранная выемная часть сушится в течение 2,5 ч в сушильной печи при температуре 110+ + 5° С, затем охлаждается до температуры 60—70° С и покрывается лаком ГФ-95; особое внимание при этом уделяется отводам; затем производится сушка выемной части при температуре 125±5°С до полного отсутствия отлипа лака.
Готовая выемная часть испытывается приложенным напряжением: 17 кВ в течение 1 мин сторона ВН и 3 кВ в течение 1 мин сторона НН. Перед каждой проверкой изоляции приложенным напряжением производится замер сопротивления изоляции. Сопротивление изоляции выемной части ВН — земля и ВН — НН должно быть не менее 400 Мом, изоляции НН — земля не менее 4 Мом.



 
« Качество электроэнергии на промышленных предприятиях   Методы и средства диагностики оборудования ВН »
электрические сети