Стартовая >> Архив >> Подстанции >> Электроснабжение электрифицированных железных дорог

Организация эксплуатации и техника безопасности - Электроснабжение электрифицированных железных дорог

Оглавление
Электроснабжение электрифицированных железных дорог
Схема электроснабжения электрифицированных дорог
Схемы внешнего электроснабжения тяговых подстанций
Нетяговые потребители электрифицированных дорог
Классификация электрических станций
Электрическое оборудование и схемы соединений электрических станций и подстанций
Графики нагрузок электрических установок
Электрические сети
Энергосистемы
Заземление нейтрали в трехфазных системах
Классификация тяговых подстанций
Преобразовательные агрегаты тяговых подстанций
Аппаратура и токоведущие части распределительных устройств тяговых подстанций
Заземляющие устройства
Релейная защита
Собственные нужды тяговых подстанций
Конструктивное выполнение тяговых подстанций
Организация эксплуатации и техника безопасности на тяговых подстанциях
Системы контактной сети
Конструкции простой и цепных подвесок
Провода и изоляторы контактной сети
Схемы и конструкции контактной сети
Секционирование и питание контактной сети
Поддерживающие конструкции и опоры контактной сети
Рельсовые цепи на электрифицированных дорогах
Защитные устройства контактной сети
Работа устройств контактной сети в условиях эксплуатации
Организация эксплуатации и техника безопасности
Условия работы системы электроснабжения
Параметры тяговых сетей
Технико-экономические расчеты системы электроснабжения
Блуждающие токи
Защита металлических сооружений от блуждающих токов и электрокоррозии
Влияние тяговых сетей на линии связи
Радиопомехи и методы их снижения

29. Организация эксплуатации и техника безопасности на контактной сети

Организация эксплуатации.

Основной задачей эксплуатации контактной сети является обеспечение надежной работы ее и бесперебойного токосъема при наибольших скоростях движения в любых атмосферных условиях.
Эксплуатация контактной сети сводится к техническому обслуживанию ее, текущему и капитальному ремонтам. Эксплуатацию организует участок энергоснабжения (ЭЧ), являющийся самостоятельной хозяйственной единицей на отделении дороги. Участок энергоснабжения обслуживает участок длиной 150—250 км, в пределах которого организовано несколько, дистанций контактной сети (ЭЧК) с эксплуатационной длиной дистанции до 50 км и развернутой длиной до 120 км. На крупных станциях и на стыковых станциях имеются самостоятельные ЭЧК или дополнительные дежурные пункты.
В середине обслуживаемого участка на станции размещают дежурный пункт, имеющий отдельное помещение или совмещенный в одном здании с тяговой подстанцией. На территории дежурного пункта находятся здание, склады, перегрузочные платформы, площадки для хранения монтажных приспособлений.
Дежурный пункт имеет селекторную связь с энергодиспетчером и телефонную местную связь. К нему подведены железнодорожный путь и грунтовая дорога для выезда восстановительных автомашин.
Каждая ЭЧК имеет автодрезину или автомотрису с прицепными платформами, автомобиль ГАЗ-бЗА или ЗИЛ-164, съемную автодрезину ТД-5 с прицепом и восемь-десять съемных изолирующих вышек. Штат ЭЧК составляет 20—35 чел. Руководят работой дистанции начальник и его заместитель-электромеханик. Имеются одна или две бригады, производящие самостоятельные работы, каждая из них состоит из восьми-десяти электромонтеров и сигналистов. Возглавляют их бригадиры.
На ЭЧК установлено круглосуточное дежурство электромонтера и шофера и всегда готова к выходу восстановительная дрезина или автомотриса АГВ (рис. 100) с необходимым запасом материалов, деталей и инструмента для ремонта или восстановления контактной сети. Каждому работающему на ЭЧК присваивают определенную квалифицированную группу и соответствующее право на производство работ в установках высокого напряжения.
Техника безопасности. Эксплуатационный персонал производит работы на контактной сети на высоте при движении поездов и наличии высокого напряжения. Поэтому для каждого работающего обязательным является   знание и соблюдение Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) и Правил техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог и устройств электроснабжения автоблокировки.

Автомотриса АГВ
Рис. 100. Автомотриса АГВ

Работы выполняют со снятием напряжения и под напряжением. Большинство работ выполняют под напряжением. Работы под напряжением выполняют с изолирующих съемных вышек (рис. 101), с изолирующих приставных лестниц, а также с изолированных площадок автодрезин. Съемные вышки позволяют проводить работы без прекращения движения поездов.
Изолирующая съемная вышк
Рис. 101. Изолирующая съемная вышка:
1 — рама; 2 — лестница; 3 — раскос; 4 — рабочая площадка; 5 — шунтирующая штанга
Запрещено  выполнять работы под напряжением на расстоянии менее 0,8 м от заземленных частей контактной сети постоянного тока и не менее 1,5 м — на сети переменного тока, а также во время грозы, дождя, тумана и мокрого снегопада.
Во время работ со снятием напряжения после отключения от подстанций контактную сеть надежно заземляют, т. е. соединяют с ходовыми рельсами заземляющей штангой с медным гибким проводом сечением 50 мм2 на дорогах постоянного 25 мм2 — на дорогах переменного тока. Заземление необходимо для защиты работающих при подаче напряжения из-за ошибочного действия персонала или перекрытий воздушных промежутков изолирующих сопряжений и секционных изоляторов токоприемниками поездов.
Работы осуществляются по распоряжению энергодиспетчера участка не менее чем на два человека с обязательным оформлением наряда на работу. Работающую группу ограждают с обеих сторон заземляющими штангами на расстоянии от места работ не более 300 м на дорогах постоянного тока и 100 м на дорогах переменного тока.
На дорогах переменного тока заземление контактной сети должно предохранять не только от случайного попадания рабочего напряжения, но и от наведенного напряжения в отключенных проводах, обусловленного индуктивным влиянием контактной сети другого пути. Наведенная э. д. с. достигает 7 кВ и зависит от тока нагрузки, расстояния до отключаемых проводов и длины сближения. При снятии одной заземляющей штанги или нарушении ее контакта работающие могут быть поражены электрическим током.
Безопасность работ на контактной сети зависит от качества и состояния монтажных и защитных средств. Разрешается использовать только те защитные средства, которые прошли соответствующие испытания.



 
« Электроснабжение городов
электрические сети